Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

28.02.2011

Воспитание воли ребенка в семье

Среди особо желаемых качеств характера зрелой личности многие назовут целеустремлённость, умение ставить цель и достигать желаемого. И очень многие родители ищут ответ на вопрос, как научить ребёнка быть волевым, организованным. О том, как организовать воспитание воли ребенка в семье, и пойдет речь ниже.
0 70389

Воля – это способность людей действовать по на­правлению к цели, поставленной сознательно, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия (например, сиюми­нутные импульсы). Развитие воли ребёнка проходит длинный путь, начинаясь в самом раннем дет­стве, когда он приобретает способность управлять своими движениями. Постепенно совершенствуется способность к действиям, которые помогают осуществить желания, растёт готовность поступать во­преки непосредственному эмо­циональному побуждению в соот­ветствии с определённой целью, правилами поведения. Разви­вается способность к волевой са­морегуляции и самоконтролю.

Родителям надо особо поза­ботиться о воле ребёнка, если у него обнаруживаются «факторы риска», связанные с осложнениями при вынашивании, родах и в раннем периоде развития, в том числе:

• гипоксия (недостаточное кислородное питание мозга ребён­ка);

• недоношенность;

• состояния гипо- или гипер­тонуса у младенцев;

• тяжело протекавшие инфек­ционные заболевания в возрасте до 3 лет;

• гиперактивность и др.

К счастью, детская психика пластична и, несмотря на перене­сённые «вредности», мозг имеет способность к компенсации. Но ему понадобится помощь, чтобы восстановиться полнее.

Определённые ошибки воспи­тания препятствуют формирова­нию волевых качеств. А именно: когда ребёнок избалован и все его желания беспрекословно выпол­няются, либо когда ребёнок подавляется жесткой волей взрослых, не способен сам принимать реше­ния и его желания не учитываются. Гасят волевой порыв и сравнения ребёнка не в его пользу с другими детьми, негативные оценки типа: «Ты ничего не можешь довести до конца!»; «У Дениса получается лучше!»

Родители, которые стремятся к воспитанию воли ребенка в семье, следу­ют правилам:

1. Не делать за ребёнка то, чему он должен научиться, но обеспечить условия для успеха его деятельности.

2. Стимулировать самостоя­тельную деятельность ре­бёнка, вызывать у него чувство ра­дости от достигнутого, повышать веру ребёнка в его способность преодолеть трудности.

3. Объяснять    даже    малышам,   в  чём  заключается целесообразность   тех   требований, решений, которые взрослые предъявляют ребёнку; постепен­но учить ребёнка самостоятельно принимать решения. Не решать за ребёнка школьного возраста, а подводить его к рациональным ре­шениям и побуждать непременно осуществить намеченное.

Развитие и коррекция воли ребёнка происходит в процес­се его непосредственного еже­дневного общения со взрослы­ми. Ниже приведены фрагменты такого общения. Они показыва­ют, каким образом близкие могут стимулировать способности ре­бёнка к волевой саморегуляции. Каждый фрагмент базируется на определённом элементе волевого усилия: выбор цели, преодоление препятствий и совершение уси­лий, планирование и прогнозиро­вание, оценка и т.д. Определённые игры и задания, описанные далее, также направлены на укрепление воли детей.

Надо помнить о следующих осо­бенностях развития детей: желание у них является осно­вой волевого усилия. Без него ребенок просто не в силах преодолеть себя. Именно с целью пробудить эти желания у ребён­ка родителям необхо­димо обеспечивать ему новые впечатления. Особенно важным это является для младенцев. Чем больше яркие чувственные впечатления будут возникать в его жизни, тем быстрее у него будут возникать желания сделать что-то, внести изменения в происходящее вокруг. Наличие звуков, музыки, изучение наощупь предметов и игрушек, теплые родительские руки – всё это способствует пробужде­нию детских желаний. Больше всего в стимулах нуждаются младенцы с пониженным тонусом, слишком спокойные.

Первый волевой акт малень­кого ребёнка легко заметить: ещё вчера он только смотрел, как движется хоровод развешенных перед ним игрушек, а сегодня ему хочется рассмотреть их поближе, и он тя­нет к ним ручки. Заинтересован­ные малыши хотят схватить всё, что видят. Вот одно упражнение для того, чтобы ребёнок понял связь между своими желаниями и необходимыми для их осущест­вления усилиями. Положите младенца на живот и поодаль - яркую игрушку так, чтобы он мог её достать. На следу­ющий день кладите предмет чуть дальше, чтобы до него приходи­лось дотягиваться, потом ползти. Когда подрастающий малыш станет активнее двигаться, начнёт ходить, дайте ему почувствовать силу желаний. Запретов не долж­но быть слишком много, лучше обезопасьте пространство в доме.

Годовалые дети любят залезать на разные предметы, карабкаться, перелезать через препятствия. Так они узнают возможность своего тела, могут убедиться в своей самостоятельности, умелости, за­кладывая, таким образом, фунда­мент целеустремлённости. Поо­щряйте физическую активность детей любого возраста - это по­могает ребёнку научиться «вла­деть собой» в более широком (чем только физическом) смысле. После 2 лет важно, чтобы у ребёнка стал вырабатываться ряд определён­ных привычек: гигиенических, ре­жимных. Это также способствует развитию воли. Можно использовать любимые игрушки, наделяя их функциями контролёра: «Вот наша кукла Ляля пришла, послушай, она говорит: "Все дет­ки на улице гуляют, Насте тоже пора". Вот Ляля кофточку принес­ла нам. Смотри, Ляля, Настя сама одевается».

Поощряя малыша быть доле­вым, используйте промежуточ­ные цели. Например, до магазина дале­ко, ребёнок хнычет, хочет на руки. Обратите внимание малыша: «Ма­шина интересная стоит, пойдём поближе, посмотрим. А там котята сидят, идём к ним. Давай-ка, кто быстрее дойдёт до ступенек. Вот и пришли». Действия в игровом образе хо­рошо использовать для выработ­ки способности к саморегуляции, например для перехода от шум­ной игры к тихой. Ребёнок бегает с мячом, не может остановиться. «А где мой "мышонок"? Надо ему сказать, что кошка идёт, может мышку поймать. Вот "мышка" (обращаемся к ребёнку). Настя, как ты, "мышка", будешь бегать? Ти­хонько, чтоб кошка не слышала. А теперь иди, "мышка", в норку, иди к маме, кошка нас не найдёт». Ребёнок забирается на диван, рас­сматривает книжку.

Ролевая игра научит ребёнка регулировать свою активность.

1. Предложите своему шустро­му малышу представить, что он машинист быстрого поезда. Но у поезда есть остановки (быстрый бег прекращается на время), надо выгрузить и взять новый багаж и пассажиров. Маленький маши­нист может в игре с родителями помочь им навести порядок: «под­везти» до кухни маму, «перевезти» кубики в ящик...

2. Этот приём также подойдёт для поддержания усилий ребёнка на прогулке: играть в разных жи­вотных, как они идут, как общают­ся жестами, своими «голосами».

Создание внешних опор условных сигналов также помога­ет ребёнку осуществить саморегу­ляцию. Чтобы помочь малышу переключиться с одного действия на другое, используйте таймер или бу­дильник. «Смотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1. Ты рисуешь до тех пор, пока стрелка не передвинется на цифру 4. Часы тогда зазвонят, и мы побе­седуем о твоём рисунке».

Используйте ограничение и конкретизацию целей.

1. «Рисуй кружочки» - про­цесс, которому не видно конца, это может показаться ре­бёнку скучным и трудным.

2. «Нарисуй одну строчку кружочков» - конкретное указание цели, так ребенку будет проще ее до­стичь.

3. «Нарисуй три красивых кружочка» - не просто указание цели, а обращение внимания на качество.

4. «Подожди меня тут, по­считай до 5, а потом ещё раз до 5» - дозированно увеличенное задание с нарастанием усилий.

В возрасте 2-3 лет детям очень хочется проявить самостоятель­ность. Пусть ребёнок сделает что-то не так умело и быстро как взрослый, всё же наберитесь терпения, дайте малышу время завершить начатое и похвалите его усилия. Гиперактивным детям особен­но важен опыт сосредоточенного длительного действия. Если вы заметили, что ваш гиперактивный малыш увлёкся, например, постройкой из конструктора, дайте возможность продолжить это занятие подольше. Даже если вы сварили суп и собрались накормить ребёнка, отложите это ради того, чтоб гиперактивный ребёнок получил необходимый опыт направления своей активности к определённой цели. Игра позволит ребёнку познакомиться с правилами поведения в новой или «проблемной» ситуации. Так с помощью игрушки разрывается предстоящее событие. Например: «Наша кукла Ляля пойдёт в детский сад. Иди, Ляля, сюда, поздоровайся. У тебя будет шкафчик для одежды (покажем его). Есть будешь за столом, с дру­гими детками (сажаем за столик с другими куклами), спать в кро­ватке. У тебя будут друзья. Потом мама придёт за тобой». После та­кой же вариант разыгрывается с ребёнком: «Покажи, как ты поздо­роваешься в группе, как будешь есть, спать,...»

Сказка «Семеро козлят» и разыгрывание ситуации «кто-то звонит в дверь» поможет ребёнку освоить правила безопасного по­ведения. Совместная выработка правил игры учит правилам поведения. Например, ребёнок «приносит» из детсада плохие слова. Предложите играть и договоритесь: «Кто скажет плохое слово, у того изо рта выскакивает жаба, кто хорошее -цветок. Посчитаем, у кого будет больше цветов, а у кого жаб».

Но малыш подрастает, его мышление развивается. Полезно научить его простым способам планирования действий. Вместе с родителями ребёнок готовится к уборке квартиры. «Что нам нужно для уборки? Настень­ка, приготовим фартук, тряпочки, веник, совок...» Ребёнок участвует в конкретном трудовом действии и выполняет его последователь­но под руководством взрослого: например, готовит тесто, сам на­сыпает муку, наливает молоко, до­бавляет соль, размешивает и т.д.

Используя совместное рисова­ние, также можно научить ребён­ка действовать целеустремлённо, упорядоченно. Взяв лист и карандаши, об­суждайте с ребёнком и рисуйте последовательно ваши дела на текущий день: «Вот ты просну­лась. А что теперь нарисуем? Да, ты завтракала. А что дальше? На­рисуем кубики. Что это значит? Будешь играть. А потом? Пойдём на улицу? Рисуй дорогу, деревья. А вот мы с тобой». Этим планом руководствуются в течение дня. Перед сном по картинкам можно вспомнить и обсудить весь день.

Ребёнок постарше (5-6 лет) на­рисует такой план для себя сам и с интересом будет с ним сверяться (ведь такая игра понравится боль­ше, чем постоянные назидания взрослых «Ты должен...»). Среди большого числа домаш­них дел у ребёнка могут и должны быть обязательные поручения. «Настенька кормит рыбок, прино­сит на стол ложки, чашки, хлеб...» Ребёнку будет приятно оказать помощь взрослым в делах, где именно он может справиться - у ребёнка формируется ощущение его независимости. «Напомни мне... У тебя глазки зоркие, вдень нитку... Ты ловкая, достань, пожа­луйста...»

С развитием интеллекта под­растающего малыша взрослые учат ребёнка прогнозировать развитие событий и побуждают про­изводить нравственную оценку действий. Это помогает ребёнку научиться ограничивать импуль­сивность своих реакций и руко­водствоваться общими нормами и ценностями. Обсуждайте, правильно ли по­ступил, например, герой сказки или реальный человек. «А как ещё можно поступить? Как ты дума­ешь, как бы поступила я? А ты?» В различных ситуациях обще­ния взрослый может не реагиро­вать немедленно, а предложить: «Попробуй-ка, угадай, что я сей­час думаю, что чувствую, что хочу сказать? Как ты думаешь, почему я тебе это говорю? Почему прошу поступить именно так, а не иначе, почему не советую тебе это де­лать?»

Обыгрывание последствий возможных реальных действий даёт ребёнку право на ошибку которая в реальной жизни бывает для него опасна, а благодаря тре­нингу в игре ребёнок может тут же исправиться, повторить игру и вы­брать лучший вариант для реаль­ного поведения. «Зайчик был один дома. Он увидел таблетки в коробочке и по­думал, что это конфеты, и съел их. Что с ним было дальше? Он пла­кал, стонал, у него болел живот, ему было плохо. Зайчик, покажи, что надо делать, если видишь что-то похожее на конфеты? А теперь Настя скажет». Придумайте вместе, что было бы, если бы стул умел говорить; если бы дети были выше взрос­лых; если бы из крана в ванной по­тёк компот.

Представление реальных дей­ствий помогает ребёнку почув­ствовать себя уверенно в новой для него ситуации и поступать по­следовательно, организованно, что формирует и волю ребенка в семье. Например, ему предстоит впервые самостоятельно сходить в магазин (к бабушке, и т.д.). Ре­бёнок должен точно и связно опи­сать последовательность своих действий и мыслей. «Я выйду из дома, поверну за угол, пойду в ма­газин, посмотрю, какой хлеб лежит на полках, потрогаю лопаткой, вы­беру мягкий, положу в мешок, по­считаю, сколько стоит, возьму из кошелька деньги, отдам их в кассу, потом пойду домой». В таком описании ребёнок ис­пользует много глаголов. Это спо­собствует осознанию своей актив­ности и целенаправленности.

Для формирования способ­ности к волевой саморегуляции первоклассника в возрасте 5-6 лет важно создать стимул для развития желания ребёнка ходить в школу. Для этого можно организовать игру в школу, поручив ребёнку выполнение разных ролей: ученик, учитель, дирек­тор... Полезно сходить на экс­курсию в школу, показать класс, рассказать о школьном режиме, о требованиях к поведению. Позна­комьте ребенка с учителем младших классов. Игра в школу создаёт положительную мотивацию к обу­чению. Поначалу в игре роль учи­теля выполняет родитель, позже организовывается такая же игра со сверстниками. Если ребёнку хочется играть в эту игру одному, то в роли «учеников» могут быть игрушки.

Во время игры в школу пред­лагайте несколько небольших, но эмоцио­нально насыщенных заданий с интересным или необычным со­держанием, используйте красоч­ные пособия, «задания на дом». При этом поощряйте успехи де­тей. Под воздействием эмоционального удовлетворения ребёнок будет стремиться к познавательной дея­тельности. Это могут быть самые разные игры: шашки, домино, детские карты, «ходилки» с фишками, «съедобное-несъедобное» с мя­чиком и много-много других. Игра продолжается, пока игроки следуют правилам. Убедитесь, что правила ясные и понятно сформулированы, что ребёнок понял их: попросите напоми­нать их вам перед игрой, научить друга. Если ребёнок может пере­сказать условия игры, он, скорее всего, сможет им следовать. Но порой нетерпеливые дети стре­мятся победить во что бы то ни стало, торопятся сделать ход не в свою очередь. Поручите такому ребёнку на­блюдать в игре за соблюдением правил всеми участниками и по­правлять, если кто-то ошибся. Можно договориться о шутли­вых, но не обидных штрафах за отступление от правил. Роль «контролёра» побудит и самого ребёнка действовать справедливо. Не грех, если взрослые позво­лят детям испытать радость побе­ды. Ведь если выигрывает только взрослый, ребёнок вряд ли захо­чет продолжать. Ситуация успеха укрепляет самооценку неуверен­ного ребёнка.

Старшим дошкольникам и школьникам, особенно гиперак­тивным ребятам, рекомендуется посещение спортивных секций. Там ребёнок учится самодисци­плине, закаливается его воля в целом. Слишком чувствительным и склонным к самоанализу детям подойдут виды спорта, за которы­ми стоит определённая позитив­ная философия (например, вос­точные единоборства). У гиперактивных детей обна­руживается недостаточность во­левых регуляторов поведения в связи с высокой импульсивностью и трудностями концентрации вни­мания. Чтобы гиперактивный ре­бёнок был успешней в учебной деятельности, важно позаботиться о развитии его внимания.

В целях воспитания воли ребенка в семье используйте игры, в которых необходимо концентрироваться, а также давайте задания со сме­ной ритма деятельности типа «Стоп - старт». Например, при выполнении каких-либо раз­вивающих заданий (это может быть выполнение избирательной штриховки геометрических фи­гур или поиск в тексте и подчёр­кивание определённых букв, или заполнение прописи по образцу) попросите ребёнка по вашей ко­манде «Стоп» приостанавливать исполнение на несколько секунд, а по команде «Дальше» - продол­жать.

Необходима также адекват­ная организация выполнения до­машних заданий гиперактивным школьником: делайте уроки со­вместно (присутствие взрослого дисциплинирует), просите учени­ка проговаривать вслух все расчё­ты примера, задачки, текст в язы­ковом упражнении (это повысит концентрацию внимания). Такой способ выполнения уроков с ги­перактивным ребёнком уместен в начальной школе, а при выражен­ности состояния и в средней.

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера