Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развитие мышления ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Психология и развитие
Уже в первые месяцы жизни малыша должно происходить формирование элементарной культуры мышления. Как известно, взрослый человек обладает как речевым, так и понятийным мышлением. В термине «понятие» заключен опыт человеческой деятельности в слове. Чем богаче такой опыт, тем содержательнее понятие и глубже мысль. Ошибочно думать, что мы иногда мыслим независимо от нашей деятельности или опыта.
0 44238

Самая независимая мысль всегда связана с нашей практикой через понятие, слово, заключающее в себе определенный опыт. Процесс формирования понятия начинается еще с дошкольного возраста и платформой для этого подготавливается с раннего детства. Обобщение опыта и выражение его в слове происходит у ребенка постепенно.

По данным современных специалистов развитие мышления ребенка в раннем и дошкольном возрасте проходит в три этапа: наглядно-действенное, свойственное детям первого, второго и третьего года жизни; наглядно-образное мышление, и, позже, понятийное мышление.

Наглядно-образное мышление – когда ребенок каждую свою мысль может видеть в действии. К примеру, малыш двух лет видит игрушку, например, стоящую высоко на полке. Для того, чтобы снять игрушку, ребенок берет стул и снимает её. Наглядно-действенное мышление предполагает решение каких-либо практических задач. Это непосредственная деятельность ребенка. В вышеупомянутом примере старший ребенок поступит таким же образом, но более умнее. Это говорит о том, что наглядно-действенное решение с возрастом принимает другие формы, но не исчезает совсем. Ребенок дошкольного возраста уже может решать жизненные задачи исходя из своих знаний, и осознавая последствия своих действий. И так ребенок все дальше продвигается в своем развитии.

Не смотря на то, что мы выделяем какие-то этапы в развитии мышления ребенка, это все равно является единым непрерывным процессом. И формируя у малыша его наглядно-действенное мышление, мы способствуем развитию речевого и понятийного мышления.

Условием для развития наглядно-действенного мышления является его эмоциональное общение со взрослыми окружающими его людьми.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте протекает в играх, общении, на дидактических занятиях. Мышление для маленького ребенка всегда связано с нахождением возможности достижения какой-либо цели. К примеру, ребенок 5-6 месяцев непреднамеренно перебирает пеленку, пока постепенно игрушка не оказывается рядом с малышом. Через несколько месяцев ребенок будет уже намеренно тянуть к себе пеленку, для того, чтобы получить желаемое.

Когда малышу будет 6-7 месяцев, к погремушке, до которой ребенок не может дотянуться, можно привязать ленту. Ребенок сам начнет подтягивать игрушки за ленту после нескольких попыток. Вы можете повторить это упражнение несколько раз, меняя при этом игрушку, чтобы ребенку было интереснее. В возрасте, когда ребенок уже встает и ходит, интересна будет еще одна игра. Обычно дети в этом возрасте любят бросать игрушки на пол и наблюдать, как они падают и что с ними при этом происходит. Вы можете привязать к одному концу ленты или резинки какую-то игрушку, которую малыш любит, а другой конец прикрепить к борту манежа или кроватки. Таким образом, у ребенка будет возможность притянуть брошенную игрушку снова в кроватку и повторить действие с броском. Ленточка в данном случае является для ребенка средством достижения цели.

Уже с 10 месяцев можно проводить с ребенком специальные занятия. Усадите малыша в детское кресло и положите перед ним игрушку так, чтоб он не мог достать. Малыш, скорее всего, потянется за ней, не достанет и вопросительно посмотрит на вас. Тогда привяжите к игрушке цветную ленту и снова положите перед ребенком. Малыш тот час же потянет за ленту и притянет игрушку к себе. Повторите это упражнение несколько раз, меняя при этом игрушки и цвета лент. Когда ребенок решает такие задачи, то можно усложнить игру. Положите в кружку какую-то игрушку, а в кольцо кружки протяните цветную ленту и оба кона ленты положите перед малышом. Чтобы достать чашку с игрушкой, ребенку надо будет потянуть за оба конца скользящей ленты. Ребенку в 11-12 месяцев будет легко решить такую задачу. Однако, если малышу будет трудно,  то покажите ему сами, что надо делать и малыш с радостью повторит это за вами.

Главное в этих задачах то, что малыш использует ленточку (пеленку, веревку, резинку) как средство достижения своих целей. Для ребенка это и является элементарной культурой мышления. Опыт, который малыш накапливает с первого года жизни, решая такие простейшие задачи, способствует его умственному развитию.

Ребенок, который умеет ходить, всегда должен решать практические задачи. При этом не всегда решение подобных задач достигается с помощью каких-то предметов (ленточек, лопаток и т.п.). Когда игрушка лежит на другом конце стола, то ребенок может просто обойти и взять игрушку. Усложните, в такой случае, ему задание – постройте лабиринт из стульев, пусть он найдет путь к желаемому предмету.

В процессе общения ребенка с взрослым человеком складываются особые манеры поведения. К примеру, ребенок видит, где лежит желаемый предмет, однако по какой-то причине не может его взять. В такое случае, чаще всего, малыш будет смотреть на взрослого, протягивать руку в направлении желаемого предмета и издавать звуки с просительной интонацией. Дети постарше будут говорить «дай».

Ребенок, с которым мало общаются родители, не может правильно адресовать просьбу к взрослым и организовать свое поведение. Способность к решению задач у детей формируется не только в действиях, но и в общении. Если для решения задач предметного содержания нужно использовать предмет в качестве достижения своих целей, то в общении в качестве достижения цели используется определенная манера поведения.

Лишь в условиях постоянного общения с взрослыми людьми ребенок обучается способам действия с предметами и нормами поведения. Родители передают ребенку способы взаимодействия с предметами, создают условия для наработки опыта малыша, развития его мышления. Важную роль в развитии мышления ребенка играет познавательная направленность его деятельности, накопление практических знаний, которые он приобретает в игре с предметами и игрушками. Правильному развитию мышления ребенка в раннем и дошкольном возрасте способствует накопление опыта и его обобщение в разнообразных действиях с предметами, способов общения с людьми, и содействует преобразованию мышления из наглядно-действенного, присущего ребенку в раннем возрасте, в наглядно-образное и понятийное  - в дошкольном и школьном возрасте.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера