Повзрослевшего ребенка можно переводить на 4-х разовое питание. А что касается сна, то тут все очень индивидуально. Некоторым детям до сих пор нужно спать дважды в день, а кого-то уже ни в какую не уложить в кровать. Но ребенок в этом возрасте должен обязательно спать хотя бы один раз в день. Длительность ночного сна у него должен быть не менее 10-11 часов.
Привыкание к горшку
1 год и 3 месяца - это тот возраст, когда ребенок начинает ходить на горшок. К этому времени детский мочевой пузырь задерживает все большее количество мочи. И однажды мама замечает, что прошло уже часа два, а штанишки у малыша еще сухие. Это сигнал, что ребенок готов ходить на горшок. Как правило, у девочек это происходит раньше, чем у мальчишек.
Теперь многое зависит от мамы. Ей нужно успеть вовремя посадить ребенка на горшок, причем очень мягко и без насилия. Иначе он может так его невзлюбить, что о приучении к горшку придется забыть надолго.
Этот метод рассчитан на то, что малыш, вовремя попав на горшок, непроизвольно туда пописает. Мама его похвалит, и он будет собой очень горд. Он пописает еще раз - и опять получит порцию похвалы. Потом он смекнет, чем можно порадовать маму, и сам начнет садиться или проситься на горшок. Возможно, он уже оценит, что писать туда и оставаться сухим лучше, чем ходить мокрым.
Правда, на бумаге это все написать легко, а вот воплотить в жизнь этот план гораздо сложнее. Запаситесь терпением и выдержкой, потому что наверняка ваше сокровище некоторое время будет упорно ходить мимо горшка. Посидит-посидит, но встанет и сделает свое мокрое дело в метре от нужного места. Это типичное поведение малышей. Ругать за это не стоит. Даже если вам кажется, что он делает это вам назло. Это не так. Может, для него этот горшок неудобный или он стесняется писать на виду у всех и предпочитает более тихое местечко. А может, просто не дорос. Не торопите его, обычно у детей этот навык формируется к 2 годам, а то и позже.
Раз словечко, два словечко
К полутора годам дети должны понимать суть несложного рассказа по картинке, уметь ответить на простые вопросы. К возрасту от года до двух лет они воспринимают смысл целых фраз и сами начинают строить однословные предложения. В их речи появляется небольшое количество слов, которые используются для выражения своих желаний и впечатлений: «би» - машина, поехали, «гу» - гулять, голуби и т.д. При этом для уточнения смысла дети используют жесты и интонацию. К 20 месяцу в речи ребенка может насчитываться около 30 таких слов-корней.
Дети учатся произносить ряд ударных гласных а, о, у, и; а также согласных м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х,ль. Сочетание согласных малыш произносить еще не может. Зато часто повторяет два одинаковых слога («га-га», «ту-ту»).
Для того чтобы развитие ребенка, а точнее его речи шло быстрее и лучше, с ним нужно постоянно разговаривать. Сейчас малышу под силу не только чувствовать интонацию, но и понимать смысл фраз и отдельных слов. Вот почему ни в коем случае не стоит сюсюкать с ребенком, искажая слова. Это всегда существенно мешает освоению азов правильности речи. Отчетливо и ясно называйте предметы, не ленитесь повторять их названия несколько раз.
Даже в том случае, если вам ничего не понятно из того, что пытается вам рассказать малыш, поощряйте его лепет. Если же вы поняли желание малыша, непременно нужно выразить его словами. Когда, например, ребенок принес вам книжку, стоит спросить его: «Ты хочешь почитать?». Если его внимание обращено к тарелке - «Ты хочешь кушать?». Не стоит пытаться во что бы то ни стало разобрать ту абракадабру, которую пытается до вас донести малыш. Скажите ему честно, что вы ничего не понимаете. Пусть у него будет стимул совершенствоваться.
Игрушки или учебные пособия?
Многие детки в возрасте от года до двух лет начинают задействовать в игре мягкие игрушки. Они не только интересны, но и полезны, и могут стать для них настоящими друзьями, которые охраняют по ночам его кроватку, его гостями за столом, пассажирами в машине из стульев. В этом возрасте ребенку нужны куклы, похожие на человека, детализированные, подвижные, из мягкой пластмассы или ткани, с большими глазами и чтобы одежда на кукле не снималась. Иначе она быстро исчезнет, а отдельные мелкие детали могут причинить вред малышу.
Детям уже интересны игрушки, изображающие предметы быта, например, плита, доска для глажения, посуда и постельные принадлежности. Мальчуганам нравится возиться с большими строительными наборами и конструкторами «Лего» для маленьких. И не забывайте про мелки для рисования на асфальте, фломастеры и пальчиковые краски, различные машинки и кубики.
Чем больше малыш играет, тем быстрее идет развитие ребенка. Огромную пользу приносят систематические занятия-игры. Дети, с которыми ежедневно кто-то занимается, быстрее развиваются, причем это заметно сказывается и на развитии речи. Правда, есть у медали и обратная сторона - перегрузка. Если у ребенка множество игрушек и «воспитателей», если к нему предъявляют завышенные требования - результат может быть прямо противоположный.
В какие игры, способствующие развитию ребенка от года до двух лет играть – принципиального значения не имеет, лишь бы малыш выносил из игры что-нибудь полезное. Перечислим несколько забав, подходящих для этого возраста.
Проползание под веревкой.
Повесьте веревку на высоту 25-35 сантиметров. Чтобы ребенок под ней прополз, «заманивайте» его игрушкой по другую сторону веревки. Повторите это упражнение 4-5 раз.
Попади в цель.
Дайте малышу в руку небольшой мяч. Покажите ему, как его можно бросить в корзину, стоящую на расстоянии 1 метра от него. Теперь пусть попробует он (и так 4-6 раз).
Найди пару.
Это игра, развивающая зрительную память и улучшающая процесс запоминания цветов. Попробуйте подобрать несколько пар рукавиц, носочков или обуви. Возьмите один предмет, а остальные отложите в сторону. Протяните этот предмет малышу и попросите его найти другой такой же: «Ай-ай-ай! Все рукавички перепутались, ты поможешь мне собрать их?». Если крохе трудно это будет сделать, помогите. Например, обратите его внимание на ряд особенностей, которыми отличаются предметы - узор, размер, цвет и т.п.. Дайте ему другой предмет из кучи и посмотрите, сумеет ли он найти пару.
Переливание.
Поставьте перед ребенком две мисочки, одну из которых предварительно наполните водой, а другую оставьте пустой. Покажите, как модно с помощью обыкновенной медицинской клизмы или губки аккуратно переливать воду из одной миски в другую. Обратите внимание малыша на булькающие и всасывающие звуки, на льющиеся струйки и капли.
Карманчики.
К куску одеяла или плотной ткани нашиваете карманчики из разных материалов: это может быть клеенка, полиэтилен или сетка. К этим непохожим кармашкам можно приладить застежки разных типов: пуговица с петелькой, липучка, молния, шнуровка, бантик, крючочек. Растяните это сооружение вдоль стены или по краю кроватки, а потом покажите малышу, как в карманчики можно засовывать кучу разных мелких предметов и даже игрушек.
Любовь к порядку
Приучайте ребенка к порядку. Мыть руки, чистить зубы и собирать за собой игрушки. Если о первых двух навыках большинство мам еще помнят, то разбросанные по всей квартире игрушки многие своим карапузам прощают. Мол, он еще маленький, подрастет - научится. Так вы рискуете разбаловать своего ненаглядного. Ведь известно, что привить ребенку какой-либо навык проще с самого детства. Ребенок, конечно же, будет лениться и сопротивляться. Но родителям нужно проявить гибкость и настойчивость.
А еще стать для него примером и всегда убирать за собой свои вещи. Пусть это станет «его делом». Объясните, что у каждого есть какие-то обязанности, а теперь будут и у него. Ведь он уже большой. Обычно, дети с радостью принимаются за выполнение своих «взрослых» обязанностей. Игрушки убирайте вместе с малышом, но не вместо него. И, убирая, объясняйте, зачем вы это делаете. Давайте ему конкретные задания: вот эту коробку поставь на полку, а мячик положи в тот ящик. Чтобы малышу было проще ориентироваться, где что должно лежать, на коробки и ящики наклейте картинки-подсказки. Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной. И непременно сделайте уборку обязательным ритуалом перед сном. Это не только организует, но и закаляет ребенка.
Моторное развитие ребенка от года до двух лет
- бегает и ходит достаточно хорошо;
- с удовольствием карабкается по лестнице;
- может сам пить из чашки;
- начинает самостоятельно есть с помощью ложки.
Эмоциональное развитие ребенка
- может с помощью жестов или звуков выражать любовь, возбуждение, страх или интерес;
- хорошо знает границу между запрещенным и дозволенным;
- перед папой и мамой демонстрирует послушание, может попросить маму отвернуться, чтобы пошалить;
- если близкие разговаривают с ним строго - значит, подвергают сомнению его замечательность. В ответ он требует доказательств любви.
Особенности умственного развития ребенка от года до двух лет
- может указать на знакомые предметы, произнесенные вслух;
- понимает простые фразы;
- показывает на игрушке глаза, рот и нос;
- пробует пользоваться карандашами;
- наклонившись, поднимает игрушку и переносит ее с места на место.