Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развивающие программы для детей: рисование

Психология и развитие
Как относятся родители к детскому рисунку? Очень по-разному: от полного безразличия до фанатичной увлечённости. А как дети? При благоприятных условиях говорить и рисовать детишки начинают почти одновременно - в период от года до двух лет. Итак, развивающие программы для детей: рисование – тема разговора на сегодня.
0 30502

Подавляющее большинство детей находят очень увлекатель­ным оставление следов этими интересными цветными палочка­ми под названием «карандаш» на всём, что под руку попадётся. Вот годовалый карапуз, едва встав на ноги, берёт в руки карандаш, фло­мастер и начинает расписывать обои в квартире. Как правило, со­противление взрослых в данном случае заканчивается поражени­ем. Препятствовать этому слож­но, остаётся утешить себя тем, что ремонт всё равно неизбежен, а эти занятия принесут пользу. И если уж вы пожертвовали обоями, то надо извлечь максимум из нового занятия малыша!

В чём польза занятии рисо­ванием? Занятия спортом дела­ют ребёнка здоровее, обучение чтению, занятия математикой - умнее и т.д. Но что даёт рисова­ние, если цель стать художником не стоит? Рисование - увлека­тельный путь развития и мощный инструмент воспитания ребёнка, «окошко» в мир детской души, так часто наглухо закрытой даже для самых близких.

С чего начать?

Итак, вы решили уделить вни­мание рисованию малыша. Глав­ная забота ваша - обеспечить про­цесс рисования, т.е. чем, на чём и где. Начните с подготовки рабо­чего места маленького художни­ка. Хочу отметить, что рисовать можно и стоя, и сидя на коленях на полу. Если традиционно - за столом - то ноги малыша обяза­тельно должны доставать до пола. Помните лишь о правильном освещении.  Потребуется бумага разного формата, картон, каран­даши, фломастеры, гуашь, аква­рельные краски, кисточки разной толщины, бумажные и влажные салфетки. Актуален вопрос спе­цовки, ведь дети могут вывозиться в краске с головы до ног. Что это может быть? А что не жалко пач­кать, и чтобы малыш чувствовал себя свободнее, а вы избежали не­нужных огорчений. Стирать часто эту одежду не следует, достаточно просто просушить. Как, впрочем, и часто мыть руки в процессе рисо­вания. Экзотические пятна - это даже интересней и привлекатель­ней для юного рисовальщика, чем извечная стерильность.

Если же вовремя подсовывать бумагу, ручки, фломастеры, кисти, затачивать карандаши, то «каляки-маляки» надолго могут увлечь ребёнка. Желательная последовательность подачи средств изображения: карандаши, фломастеры, краски, причём вначале гуашевые. И в путь от первых каракулей до уверенной власти над листом!

Для начала давайте научимся рисовать самое простое: точки, па­лочки, кружочки. Не интересно? А если обыграть эти элементы, превратить их в разнообразные предметы или явления приро­ды, каждую встречу малыша с карандашом сделать увлекатель­ной игрой? Нарисуйте тучку, из которой вот-вот пойдёт дождик. Ребёнку предложите с помощью точек нарисовать дождик. Ещё больше понравится юному худож­нику рисовать капельки-точки-штришочки поверх нарисованного или наклеенного зайки или мишки, цветочка или травки и т.д. (до­ждик промочил). Можно рисовать дождик, сопровождая стишком:

Дождик, дождик, веселей!

Кап-кап-кап.

Капай, капай, воду лей!

Кап-кап-кап.

На цветочек, и листок,

Кап-кап-кап.

На дорожку, и лужок,

Кап-кап-кап.

При этом слова «кап-кап-кап» сопровождаются нанесением ка­пелек дождя. Дождик можно ри­совать не только карандашами и фломастерами. Дайте возможность ребёнку сделать это гуашевой краской путём «примакивания» (кисть прижать к листу бумаги и тут же отнять). Причём, чтобы ма­лыша не испугала сложность этого процесса, набирать краску понача­лу лучше вам. Да и рисовать мож­но вместе с ребёнком, обхватив его руку с кисточкой своей рукой. По­чувствовав уверенность, малыш сам откажется от вашей помощи. «Примакиванием» можно рисо­вать следы от ног людей и живот­ных, сопровождая его потешкой:

Огромные ноги пошли по дороге:

То-о-о-п, то-о-о-п, то-о-о-п...

Малюсенькие ножки побежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ!

Топ-топ-топ! Топ!

Слова «топ-топ-топ» сопрово­ждаем «топаньем» кисточки по бу­маге. Следы больших ног рисуем кисточкой широкой, а следы ма­леньких ножек - тоненькой. Ма­ленькие следы оставит после себя уточка, мышка, ёжик. Большие следы - слон, медведь. Возьмите соответствующие игрушки или, если найдётся немного времени, сделайте животных из бумаги, вы­режьте из старых журналов. Пусть в ваших руках они топают по бу­маге, а малыш оставляет за ними следы.

Если за окном золотая осень, вокруг полно опавшей листвы неподалёку от деревьев. Ярко смотрятся они на ещё зелёной траве. Предложите малышу нарисовать опавшие ли­стья или кое-где встречающиеся цветочки таким же способом, как и следы. Красиво смотрится на тёмном фоне (синий - вечер, более тём­ный - ночь) падающий снег... Ко­нечно же, это будет зимой! Тогда-то и нарисуйте контуры белой тучки вверху листа бумаги и земли внизу и предложите показать, как:

Летят снежинки - Лёгкие пушинки.

Во дворе белым-бело, Сколько снега намело!

На тёмном же листе - это не­бо - можно нарисовать луну и звёзды, разноцветный салют.

Задания посложнее

Можно привлечь ребёнка рисовать прямые и изогнутые ли­нии. Сначала это могут быть ще­тинки кисточки для рисования, щётки. Важно, чтобы малыш рисовал их в нужном месте (основа нарисована вами). Потом, нари­совав небольшой треугольник с точкой-носиком, предложите ма­лышу дорисовать колючки - по­лучится ёжик. Если на силуэтах ёлочек малыш нарисует много-много иголочек - ёлочка станет краше. Коровке и козочке - трав­ку, шарикам - ниточку... Да мало ли можно придумать игр-заданий для малыша?! Вот так и сложится ваша собственная развивающая программа.

Понравится, особенно маль­чикам, играть, оставляя следы на листе бумаги (ещё лучше на куске обоев - они длиннее!) от имею­щихся в арсенале автомобилей. Вы везёте машину, а ребёнок ри­сует. Можно поменяться ролями. Красная машина оставляет следы красные, синяя - синие и т.д. До­рога может быть прямая, с поворо­тами, извилистая.

Чуть сложнее для детей - научить­ся рисовать кружочки. Для начала попросите ребёнка показать рукой круглый мячик, яблочко. Затем на­рисовать в воздухе рукой с каранда­шом (кисточкой) большой мячик, маленький шарик. Малыш с удо­вольствием проделает это вместе с вами. Потом попробуйте рисовать округлые предметы уже описанным способом «рука малыша в вашей». И пусть поначалу круги будут и не кругами вовсе - не страшно. С каж­дым разом будет получаться всё лучше, и радости получать ребёнок будет всё больше. И даже если ничего не получается, предоставьте возможность пытаться снова и снова, хвалите за малейшую удачу, даже за желание порисовать, что правильно взял кисть. Потом это будут колечки и шарики, мячики и колесики, обязательно большие и маленькие, одноцветные и разноцветные, орешки, ягодки и т.д.

Ребёнок получит возможность созидать и творить. Сделает пер­вые шаги в мир прекрасного. Научится выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Только обращайте внимание малыша на эти отли­чия. Не забывайте напоминать, что карандаши в коробке разно­го цвета, предметы могут быть большие и маленькие (для папы и для доченьки) и т.д. Однако не требуйте от ребёнка специального запоминания и употребления названий цвета, формы предме­тов, величины. Достаточно, если то или иное понятие свяжется в представлении малыша с реаль­ным предметом. Так название цвета может ассоциироваться с предметом характерного цве­та (жёлтый песочек, оранжевая морковка). Название формы - с реальным предметом, для кото­рого признак является характер­ным (круг - шарик или мячик, квадрат - кубик, треугольник - крыша).

Предлагайте ребёнку для ри­сования не только карандаши, краски, но и мелки. Приколите лист большого формата к стене, у ребёнка появится первый моль­берт или первая школьная доска. Новое место - новые впечатле­ния, прилив творческих сил! На­чинайте рисование с самых про­стых изображений, постепенно их усложняя. Малыш с удоволь­ствием будет исполнять на бумаге ваши пожелания и свои рисунки-фантазии, научится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами, с яв­лениями природы. Ваша задача обязательно спросить, что он на­рисовал, не знает - придумайте сами по схожести нарисованного с реальными предметами.

Только не ограничивайте дет­скую свободу и раскованность, применяя методику сложных развивающих программ для детей – рисование не должно превратиться в обучение художественным приё­мам. Пусть оно станет для ваше­го малыша новым и интересным средством познания окружающего мира. Не стремитесь навязать ре­бёнку рисование, а попытайтесь увлечь его им. Помните высказы­вание мудреца: «Ребёнок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Важнее само занятие, а не ре­зультат. Преимущества же домаш­него рисования очевидны: малень­кий творец ничем не ограничен, погружение в процесс максималь­но полное, и, что существенно - можно активно рисовать, играть вместе с малышом, жить его ин­тересами, при этом развивая его и воспитывая! 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера