Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развитие деятельности, чтения и понимания

Психология и развитие
Казалось бы, зачем ребёнку читать книги, если есть компьютер, ин­тернет, телевидение? Детей при­влекают высокая скорость пере­дачи информации, нарушение ею всяческих границ. Модели обучения современных школь­ников совершенствуются с каж­дым днём. Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое? Нет, нет и нет! Это утверждают и ученые, и педагоги, и врачи.
0 12479

Учёные уже вывели математически рациональную теорию интеллекта, которая по­зволяет в какой-то мере управлять его развитием. Быть умным можно научить. Но... математика интеллекта не «включается» без грамматики фантазии. Челове­чество за всё время своего суще­ствования не придумало лучшего способа для развития воображе­ния и интеллекта, чем чтение. Чтение положительно влияет на интеллектуальное и нравствен­ное развитие, способствует взаи­мопониманию родителей и детей. Интересные, содержательные книги помогают понять законы развития природы и общества, удовлетворяют познавательные интересы, развивают интеллект, формируют эстетический и худо­жественный вкус. Но родители должны понимать, что развитие деятельности, чтения и понимания происходит поэтапно, каждому возрасту соответствует свой уровень восприятия печатного текста.

С чего начинается любовь к чтению?

Первоначальное увлечение чтением закладывается в семье с первыми детскими книжка­ми. Позже становление юного читателя происходит под влия­нием воспитателей, учителей, библиотекарей. У ребёнка, ра­стущего в читающей семье, ещё до школы формируются и сама потребность в чтении, и первые его навыки. Однако на этом пути его ждёт много препятствий и соблазнов.

Современным детям доступ­ны разные виды культуры - ви­зуальная, электронная, книжная. Однако каждая из них перенасы­щена образцами так называемой массовой, эрзац-культуры - бое­виками, триллерами, эротикой и т.п. Детей необходимо не толь­ко оградить от низкопробных «творений», но и увлечь полезным чтением, способствующим духовно-нравственному развитию, задающим высокие идеалы добра и красоты, мира и согласия.

Но как это сделать? Прежде всего, рядом с ребёнком долж­ны быть умные, авторитетные взрослые, которые могут направ­лять его читательский и познава­тельный интерес. В такой роли в разное время или одновременно выступают родители, педагоги, библиотекари.

Дошкольники

У них потребность в чтении начинает формироваться задолго до поступления в I класс. Решающую роль в процес­се развития деятельности чтения играют семья и детский сад. Ребёнок находится на подгото­вительном этапе читательской деятельности. Его первыми книж­ками становятся издания «для самых маленьких» - книжки-раскладушки, книжки-малютки. Это время пассивного чтения: ребёнок воспринимает книжку «на слух» и рассматривает кар­тинки. От умения родителей или воспитателей выразительно, эмоционально прочитать малы­шу сказку зависит очень многое. Здесь нужны богатая интонация, меняющийся тембр голоса, опре­делённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упу­стить тот момент, когда у ребёнка не только появляются навыки понимания текста, но и возникает способность получать удоволь­ствие от книги, ждать продолже­ния чтения.

Основными особенностя­ми восприятия для детей до­школьного возраста являют­ся:

- способность сопере­живать, позволяющая ребёнку давать моральную оценку раз­личным поступкам персонажей, а затем и реальных людей;

- повышенная эмоцио­нальность и непосредствен­ность восприятия текста, что влияет на развитие воображе­ния. Дошкольный возраст наи­более благоприятен для разви­тия фантазии, так как ребёнок очень легко входит в вообража­емые ситуации, предложенные ему в книжке. У него быстро воз­никают симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» и «пло­хим» героям;

- повышенная любо­знательность, острота восприя­тия;

- сосредоточение вни­мания на герое литературного произведения, его поступках. Детям доступны простые, ак­тивные мотивы поступков, они словесно выражают отношение к героям, их впечатляют яркий, образный язык, поэтичность произведения.

Младший школьный возраст

Психологи называют этот период порой перво­начального накопления. Мыш­ление младших школьников по своей конкретности и образности схоже с мышлением дошкольни­ков, но в то же время оно носит более понятийный характер. Важ­нейшим этапом в жизни ребёнка становится учёба. Первоклассник приступает к самостоятельному чтению, что характеризуется активным развитием деятельности чтения и понимания. Большинство детей к кон­цу первого года обучения уже до­вольно бегло читают. Дальнейшее активное освоение культурного пространства зависит от усилий учителей и библиотекарей.

Среди особенностей этого возраста следует выделить:

- сосредоточенность на учёбе, индивидуальное опре­деление наиболее привлека­тельных для себя творческих занятий (рисование, конструи­рование, художественная са­модеятельность и т.д.);

- возбудимость, эмоцио­нальность, требующие выхода в открытом выражении собствен­ных переживаний, впечатлений;

- яркое воображение, которое проявляется у ребёнка в желании жить жизнью лите­ратурных героев, придумывать «продолжения» полюбившейся книги;

- «эффект присутствия» в жизни литературных героев;

- не только понимание внешних связей между явле­ниями, фактами, но и проникновение в их внутренний смысл (появляется желание читать и перечитывать любимые книги).

Подростки

В подростковом возрасте проис­ходят дальнейшее формирование представлений о природе, обще­стве, человеке, постижение норм морали, художественных ценно­стей. Развиваются аналитическое мышление, познавательная и об­щественная активность. Подрост­ков начинают волновать серьёз­ные жизненные проблемы.

Среди особенностей пси­хологического развития на данном этапе можно выде­лить:

- активные поиски

- сферы приложения задатков и способностей (посещение круж­ков, студий, факультативов), по­явление новых увлечений;

- активизацию процесса самовоспитания, интенсивную социализацию, вхождение в группы по интересам;

- потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, появление интере­са к будущей профессии;

- тендерную идентифи­кацию - осознание своей при­надлежности к мужскому или женскому полу, вхождение в соответствующие социальные роли.

- учебная деятельность посте­пенно перестаёт быть всепогло­щающей, хотя некоторое время и остаётся основной.

Старшие школьники

Старший школьный возраст, или промежуточный между детством и взрослостью, за­вершающий этап первичной социа­лизации. Заканчивается обучение в средней школе, осуществляется выбор профессии, человек готовит­ся к самостоятельной жизни, полу­чает паспорт и права гражданства.

Возрастные особенности психики разнообразны и про­тиворечивы:

- появляется ярко вы­раженная потребность в осво­бождении от контроля и опеки

- родителей и старших вообще, происходит переориентация общения: всё более важными становятся отношения не со взрослыми, а со сверстниками;

- развивается стремле­ние к самовыражению, утверж­дению собственной значимо­сти; центрами притяжения для молодого человека становятся различные неформальные груп­пы;

- круг интересов выходит за рамки учёбы, успеваемость на этом этапе далеко не всегда свидетельствует об успешном, гармоничном развитии лично­сти;

- формируются ценности и жизненные планы; часто жела­ние преуспеть в жизни опережа­ет психологическую готовность к ответственным решениям;

- особое место в жизни молодого человека занимают сек­суальные переживания.

Что касается чтения, то здесь большое значение приобретают мода, популярность того пли иного произведения. Молодого читателя зачастую волнует не сама книга и её осмысление, а то, какое впечат­ление произведёт на окружающих факт знакомства с нею.

Развитие деятельности чтения в юно­шестве неравномерно. Выделя­ются различные читательские группы: по интересам и предпо­чтениям, начитанности, уровню культуры чтения и т. д. Например, по уровню культуры чтения спе­циалисты выделили следующие группы:

• малочитающие или чита­ющие случайно (уровень самосо­знания обычно невысокий);

• читатели с односторонни­ми интересами (чаще всего люби­тели приключенческого и детек­тивного жанров);

• читатели с разнообразны­ми интересами (чтение поисковое и хаотичное);

• молодые люди, отличаю­щиеся целенаправленностью чте­ния, сформированным вкусом, са­мостоятельностью в выборе книг;

• молодёжь, чей спрос огра­ничен только учебной литерату­рой, чтением «по заданию».

Таким образом, каждый воз­растной период характеризу­ется своими особенностями понимания действительности, своими предпочтениями. В зависимо­сти от них варьируются педаго­гические задачи, а также формы и методы приобщения детей к чтению.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера