Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что делать, если ребенок проглотил инородное тело

Здоровье ребенка

Маленькие детки – это бдительность, бдительность и ещё раз бдительность. Особенно если речь идет о крохах, которые умеют ползать или ходить – а, соответственно, самостоятельно добираться до предметов, которые могут представлять опасность для их здоровья. Конечно, оставлять таких юрких крох без присмотра нельзя ни в коем случае, однако ситуации в жизни могут возникать мгновенно и без предпосылок, где-то мама отвернулась, или пошла убирать из «зоны доступа» один опасный предмет – как у ребенка в ручках уже оказался второй. И ладно, если вы вовремя заметили и забрали его у крохи, или если предмет достаточно большой и не слишком опасный. А если это какая-то мелкая деталь? Пуговичка, монетка или ещё что-то... Всё это мгновенно окажется во рту малыша, а последствия, как вы сами понимаете, могут быть просто ужасающими. Поэтому если ситуация возникла – все родители, близкие, няни и друзья, которые могут в это время находится с ребенком рядом, должны знать, как действовать? Что делать, если ребенок проглотил инородное тело и как себя вести, чтобы спасти малыша?

6 122788

Итак, допустим, вы только что играли с малышом в подвижную игру или кушали, что-то его развеселило, он сделал резкий вдох – и отчаянно закашлялся. Или же схватил неожиданно в ручки мелкий предмет – и отправил его в рот. За этим последовал кашель. Вы с ужасом поняли, что в рот что-то попало. Что же делать, если ребенок уже проглотил инородное тело, которое теперь мешает ему дышать?

Во-первых, если вы не видели, что все-таки что-то попало в рот малыша, внимательно посмотрите, наблюдаются ли у него признаки попадания инородного тела в дыхательные пути? Вот эти признаки:

  • ребенку стало трудно дышать, хотя буквально полминуты назад он ещё радостно кушал кашку/играл с небольшими деталями, и ничто не предвещало беды;
  • вдох малыша вдруг как будто стал затрудненным и затянутым;
  • ребенок стал хвататься ручками за шейку;
  • у него охрип или сменил тембр голос;
  • когда ребенок вдыхает, он издает посторонний свистящий шум;
  • у малыша появился сильный кашель, который часто сопровождается обильной рвотой;
  • дыхание ребенка стало сиплым и слишком частым;
  • если ваш кроха способен показать, где у него болит – то он пожалуется на боль за грудной клеткой;
  • он стал задыхаться, губы приобрели синий оттенок;
  • вы заметили, что малыш старается покричать, что-то сказать или заплакать, но у него это не получается.

Стало быть, вы можете понять, что у малыша что-то застряло в дыхательных путях двумя способами: либо вы собственными глазами видели, как предмет попал малышу в рот, либо вы заметили, как у крохи проявились признаки удушья или наступила клиническая смерть.

Далее события могут развиваться по двум сценариям, которые зависят от самочувствия ребенка после того, как он проглотил это небольшое и очень опасное инородное тело. Малыш либо находится в состоянии, кашляет, возможно, рыгает; либо он потерял сознание и у него наступила клиническая смерть.

Давайте же рассмотрим для начала первый вариант: что делать, если малышу в рот попало инородное тело,  но признаки удушья пока не проявляются? Скорее всего, в этот момент ваш ребенок будет судорожно хрипло кашлять, поэтому мы дадим вам самый ценный, пожалуй, совет: никогда не препятствуйте этому кашлю! Именно благодаря кашлю малыш может сам выплюнуть посторонний предмет, и никакие ваши похлопывания по спине не помогут в этой ситуации лучше, чем естественный кашель. Поэтому не мешайте ему, не заставляйте прекратить кашлять и не тревожьте – пусть он попробует справиться самостоятельно.

Итак, если прошло пару минут, а ребенок все ещё пытается откашляться самостоятельно, если его дыхание, пусть и свистяще, но стабильно и не прерывается надолго, если он не синеет, то примите такие меры. Немедленно вызовите карету «скорой помощи» и перенесите ребенка туда, где свежий воздух беспрепятственно циркулирует по помещению (самая свежая комната с большими окнами, которые можно открыть, или вовсе балкон), и попросите малыша хорошенько покашлять. Если ребенок находится в позе, которая кажется вам неудобной или неестественной – не поправляйте его, в этот момент крохе виднее, в каком положении ему удобней всего откашливаться. Лучше всего, если малыш будет стоять или, в крайнем случае, сидеть, однако если у него не хватает сил держать такое положение, положите его на бок так, чтобы он лежал устойчиво и не опрокидывался на спину. Дождитесь приезда врачей, и ни на секунду не ослабевайте своего внимания к состоянию малыша, как только вы заметите, что его состояние ухудшается, что малыш перестал кашлять, не может с вами говорить и дышать, или теряет сознание – будьте готовы приступить ко второму этапу действий, спасательных.

Итак, что делать, если ваш кроха проглотил мелкий предмет, который закупорил дыхательные пути и воспрепятствовал дыханию? Если ребенок потерял сознание, немедленно приступайте к действиям. Естественно, вас будет обуревать страх перед тем, что вы своими действиями можете только усугубить ситуацию. Однако отбросьте все страхи: хуже точно не будет. «Скорая помощь» на практике не всегда такая скорая, вам нужно помнить, что есть ситуации, когда здоровье и даже жизнь вашего ребенка зависит именно от вас. Итак, приступаем к срочным спасательным действиям. Сначала вам нужно проверить – возможно, инородное тело не так глубоко застряло в горле ребенка. И вы сможете вытянуть его самостоятельно, не дожидаясь приезда врачей. Чтобы это проверить, положите ребенка и откройте ему рот. Верхнюю челюсть придерживайте указательным пальцем одной руки, нижнюю зафиксируйте большим пальцем другой руки, параллельно прижав этим же пальцем язык, чтобы он не провалился. Теперь внимательно осмотрите ротовую полость: возможно, вы увидите инородное тело и сможете легко его изъять?

Однако есть строгое предостережение: если все же вы не видите застрявший предмет, ни в коем случае не пытайтесь его достать наугад, вслепую, ведь есть огромный риск того, что вы лишь усугубите ситуацию, протолкнув предмет глубже по пищеводу.

Дальнейшие действия напрямую зависят от возраста ребенка, ведь следующим шагом будет попытка вытолкнуть инородное тело из горла.

Если ребенку меньше годика…

Положите кроху на свою руку, а руку – на колени. Голова малыша должна находиться ниже, чем тело. Далее нужно сделать пять аккуратных, но достаточно сильных ударов между лопатками младенца – бить нужно основанием ладошки, направляя удары как бы от спинки – к голове крохи.

После этого уложите малыша на спинку, на свои колени, вновь опустив его голову ниже туловища. Очень быстро сделайте пять нажимов указательным и средним пальцем руки на грудную клетку, прямо посередине, опуская при нажатии грудину вниз приблизительно на 2 сантиметра.

Если у вас дошкольник…

Действия приблизительно те же: сначала положите ребенка себе на колени так, чтобы туловище располагалось выше, чем голова, и сделайте пять ударов ладонью меж лопатками, направляя каждый удар от спинки – к голове. После чего положите ребенка на ровную поверхность на спину, и сделайте пять нажимов на грудную клетку, но уже всей ладонью, и опуская грудину при этом на 3 сантиметра.

Если у вас школьник…

Стоя сзади и немного сбоку от ребенка, поддерживая его одной рукой за грудную клетку, немного наклоните его вперед. Сделайте все те же пять ударов по спине между лопаток по направлению снизу – вверх. Если это не помогает, тогда приступайте к кардинальным мерам – встаньте сзади, обхватите ребенка за талию. Один кулак прижмите между пупом и началом грудины, а второй рукой крепко обхватите кулак. Сделайте пять нажимов, направляя их как бы вверх, и одновременно – внутрь.

Если же состояние взрослого ребенка таково, что он не может стоять, примите следующие меры. Положите ребенка на ровную поверхность, желательно – на пол, так как вам понадобится пространство для движений. Встаньте над ребенком на колени, зажав между ними его ноги. Сложите ладони одну на одну и положите на участок тела между нижним концом грудной клетки и пупком ребенка и сделайте пять сильных толчков, направляя нажим вверх и внутрь.

Эти удары и толчки, которые вы осуществляете, заменяют ребенку кашель – они провоцируют появление давления в дыхательных путях, поэтому могут вытолкнуть наружу предмет, который застрял. Поэтому через каждые 5 ударов по спине и 5 нажатий на грудину проверяйте полость рта ребенка – не появилось ли там злосчастное инородное тело?

Сердечно-легочная реанимация

Если все ваши оперативные действия не приводят к выталкиванию постороннего предмета из дыхательных путей, а ребенок уже начинает терять сознание и перестает дышать, тогда следует немедленно приступать к сердечно-легочной реанимации.

Что это такое? Это цепь действий, которые направлены на то, чтобы вывести человека из клинической смерти. Как можно определить наступление клинической смерти? По трем признакам: если нет дыхания, нет сознания и нет кровообращения. Это – факторы, которые являются сигналом к началу сердечно-легочной реанимации.

Что вы должны делать, когда у ребенка наступила клиническая смерть из-за того, что он проглотил инородное тело, застрявшее в дыхательных путях? Если вы дома одна – кричите, зовите соседей, пусть кто-нибудь придет вам на помощь. Реанимацию начинайте мгновенно, помните, что у вас есть всего 5-8 минут на то, чтобы заставить ребенка дышать, дальше наступит биологическая смерть, обратного пути из которой, увы, нет.

Через минуту активных реанимационных действий оторвитесь на мгновение, и вызовите скорую – и вновь продолжайте реанимацию, пока вам на помощь не придет медицинский персонал. Если же с вами в доме есть кто-то ещё, поручите связь со «скорой» и диспетчерами ему, пусть они диктуют вам то, что говорят дежурные врачи, реанимацию так же проводите, пока не приедут медики.

Запомните три этапа сердечно-легочной реанимации, не упуская из вида и последовательность их проведения, так как это крайне важно.

1 этап – освобождение дыхательных путей от инородного тела;

2 этап – проведение искусственного дыхания;

3 этап – массаж сердца.

Мы уже описывали выше, что вы должны делать для того, чтобы извлечь из дыхательных путей опасный предмет. Когда вы убедитесь в том, что в горлышке ребенка больше ничего нет – можете приступать к искусственному дыханию (если, конечно, ребенок и после изъятия инородного тела не дышит). Но если у вас не получилось его достать – тогда сердечно-легочную реанимацию делать нельзя, так как искусственное дыхание только протолкнет дальше опасный объект.

Итак, если дыхательные пути освобождены – положите кроху на пол и закиньте его голову, немного приподнимите его подбородок – так дыхательные пути откроются и будут готовы к пропусканию подающегося кислорода. Снимите одежду, если она препятствует движениям грудной клетки, если вы волнуетесь и не можете быстро и аккуратно её снять – разорвите или разрежьте её. 

Теперь поговорим о технике выполнения искусственного дыхания. Итак, исходное положение: ребенок лежит на полу с запрокинутой головой, вы приподняли его подбородок и приоткрыли рот. Теперь сделайте вдох, а выдох произведите одновременно в ротик и носик ребенка, как бы накрыв их сверху своими губами. Если же ребенок постарше, и вы физически не можете выдохнуть в два отверстия сразу, тогда зажмите носик ребенка, и делайте искусственное дыхание рот в рот. Если же по каким-то причинам (судорога, к примеру) не можете приоткрыть ротик малышу, делайте дыхание рот в нос, но только если разомкнуть губы действительно не представляется возможности.

Вдувать воздух в легкие ребенка нужно в течение полутора секунд – не больше, не забывайте, что они у крохи ещё слишком маленькие. Запомните, после каждого вашего выхода грудь малыша должна подниматься. После пяти выдохов немного приостанавливайтесь и наблюдайте за тем, как грудная клетка медленно опускается на место. Если вы заметили, что грудь не двигается совсем, тогда попробуйте ещё сильнее запрокинуть голову малыша и осуществить ещё пять выдохов. А если и после этого грудная клетка не пришла в движение, тогда можно сделать лишь один вывод: в дыхательных путях всё же что-то застряло. Попытайтесь ещё раз вытеснить посторонний предмет из горла ребенка.

Когда всё придет в норму, и грудная клетка будет подниматься после вдувания воздуха в легкие, а после – опускаться, тогда вы можете приступать к третьему, последнему этапу сердечно-легочной реанимации – к массажу сердца.

Внимание: во время массажа сердца ребенок (впрочем, как и взрослый) должен лежать на твердой и ровной поверхности, это условие обязательно для выполнения. Место, на которое нужно надавливать, тоже для всех одно: это середина грудной клетки.

Если у вас ребенок до года, тогда надавливать нужно указательным и средним пальцами руки, если же ребенок постарше – одной рукой, либо двумя.

Каждый ваш толчок должен опускать грудную клетку приблизительно на треть. Давить нужно очень часто, делая приблизительно сотню толчков за минуту. Счет «один» - это два движения массажа: нажим на клетку и отпускание клетки (эти два движения должны занимать приблизительно одинаковый временной промежуток, не затягивайте и не ускоряйте нажим и отпускание).

Когда вы сделаете тридцать счетов массажа – остановитесь. Запрокинув голову и подняв подбородок ребенка, сделайте ему искусственное дыхание, осуществив два вдоха воздуха в легкие. Это стандартное соотношение – 30 счетов массажа на 2 выдоха в легкие.

Если у вас есть болезнь, которая мешает делать искусственное дыхание кому-то, это не повод не делать массаж сердца – лучше его, чем ничего! Равно как в случае, если вы изнемогли физически и не можете больше с такой сумасшедшей скоростью давить на грудную клетку – уж лучше просто сбавьте темп, чем опустите руки. Закончить массаж вы можете тогда, когда приедут медики, или в случае, если ребенок начал дышать.

Как видите, порой исход ситуации, когда малыш проглотил опасное мелкое инородное тело, и оно закупорило его дыхательные пути, зависит только от быстроты вашей реакции и знания того, что же нужно делать. Запомните две простые истины: лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего; нужно знать последовательность реанимационных мероприятий для того, чтобы помочь ребенку. Материнский инстинкт, конечно, вещь могучая, однако в опасных для жизни, стрессовых критических ситуациях он может и сам «испугаться», и тогда вам придется полагаться на то, что вы уже знаете. А, сами понимаете, в таких случаях совершенно нет времени на прочтение инструкций и рекомендаций. Поэтому план реанимации нужно знать наизусть. Надеемся, наша статья поможет вам запастись нужными знаниями, которые пригодятся в критической ситуации. Но более всего мы призываем вас быть внимательными к собственным детям, особенно очень маленьким, так как жесткий контроль поможет избежать самого возникновения такой опасной для жизни.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (2) Новое на форуме

Настя55555
Статья "Что делать, если ребенок проглотил инородное тело" очень хорошая, но не отображаются признаки попадания инородного тела в дыхательные пути. Т.е. они отображаются, но буквально на долю секунды при загрузке страницы, а потом нет. Тоесть текст статьи после загрузки имеет вид:
***
Во-первых, если вы не видели, что все-таки что-то попало в рот малыша, внимательно посмотрите, наблюдаются ли у него признаки попадания инородного тела в дыхательные пути? Вот эти признаки:

Стало быть, вы можете понять, что у малыша что-то застряло в дыхательных путях двумя способами: либо...
***
Лишь с помощью принт скрина удалось разглядеть сами признаки. Исправьте это как-нибудь, пожалуйста.
Настя55555 18 марта 2012 00:14 Ответить
kodges
Настя55555, спасибо за сообщение, исправили. Как только обновится кеш, будет нормальное отображение. То есть через несколько часов.
kodges 18 марта 2012 07:50 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера