Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Малыши задают много вопросов

Психология и развитие
«Ужасно интересно все то, что неизвестно». Это точно! Малыши задают много вопросов, так как  они только начинают познавательную деятельность, им интересно все. От вас требуются энциклопедические знания и... терпение.
0 12768

Наступает он у всех в разное время, этот волшебный возраст «что? как? зачем? и по­чему?». У кого-то в два-три года, у кого-то в пять, но у большинства — около че­тырех. А заканчиваются бур­ные проявления глобального любопытства около шести-семи лет... или никогда. Это как кому повезет. Одни, по­пав в школу, получают массу ответов на вопросы, которые они даже не задавали, и пе­рестают спрашивать. Иные продолжают искать ответы, но уже по-другому: копаются в Интернете, зачитывают до дыр энциклопедии, проводят эксперименты и выстраивают собственные гипотезы... Ка­кой сценарий вам больше нравится? Наверняка вто­рой. Чтобы любознатель­ность малыша переросла в научно-исследовательский интерес, вам нужно много знать и еще больше делать.

Идеальный возраст

Сто тысяч «почему», возни­кающие в голове вашего ка­рапуза - признак того, что он готов к полноценной поз­навательной деятельности. К трем - пяти годам у боль­шинства детей уже сформи­рованы физические, менталь­ные, психические и речевые инструменты для этого. Теперь малютка способен сформулировать то, что его интересует. И характер об­щения со взрослыми стано­вится иным: на смену прак­тической совместной деятельности приходит теоретичес­кое разглагольствование. В этом возрасте ребенок на­чинает понимать, что многие предметы не так просты, как ему казалось раньше, и пыта­ется проникнуть в суть вещей, задавая много вопросов. Но собственного опыта и зна­ний ему не хватает, вот он и ищет авторитетный источ­ник информации. Главный авторитет для него - вы. По­этому на вас обрушивается лавина вопросов. Отвечайте! Знакомьте с альтернативны­ми источниками, учите нахо­дить факты и данные всюду. Помните: в 6-7 лет у челове­ка формируются основы представления о мире, от­крываются и ярко проявля­ются способности, заклады­вается стереотип поведения и обучения. То есть образу­ется ядро личности.

Эволюция вопроса

Сначала малыш формулирует вопросы в стиле «это я прос­то так говорю, размышляю». Как правило, он не спраши­вает напрямую, а раздумыва­ет вслух о заинтересовавшем его объекте или факте.  «И почему воробьи летают? Хотят все видеть?» Кроха как бы и не требует ответа, но для мамы и папы это сигнал: в до­ме завелся почемучка. Сразу же начинайте отвечать. Не обязательно рассказывать об эволюции животного мира и строении крыла. Время для этого еще придет. Сейчас важно просто поддержать разговор: «Думаю, им дей­ствительно интересно поле­тать. А еще они так ищут себе пищу». Если после первого же ответа посыпалось мно­жество уточняющих вопро­сов, все в порядке. Малышу задавать много вопросов необходимо, чтобы развиваться как нужно.

Не без намека

Не все «почему» - след­ствие познавательных пот­ребностей карапуза. Иног­да они рассказывают о том, что беспокоит  ребенка, о его внутренних проблемах. О том, что у крохотули не спокойно на душе, свидетель­ствуют бессмысленные, на ваш взгляд, вопросы, которые он повторяет бесчисленное количество раз, даже когда была внесена абсолютная яс­ность. «Почему кровать?» - спрашивает малютка. «Что за глупости ты говоришь!» — отвечает мама и продолжает заниматься своими делами. Или: «Где наша бабушка?» — пятый раз подряд повторяет кроха. «Я же тебе говорила: на даче. Сегодня приедет. Хватит об этом!» - гнев сквозит в каждом слове. Погодите злиться. Попробуй­те расшифровать посылы ре­бенка. В первом случае слы­шится следующее: «Обрати на меня внимание», «Давай поиграем!», а то и «Ты меня любишь?» Во втором: «Хочу поговорить о бабушке. Я по ней соскучился» или «Ты меня видишь?» Ярко выраженная настойчи­вость свидетельствует еще и о повышенной тревожнос­ти. Крохе нужно услышать, что за последние пять минут ничего не изменилось, что все хорошо и бабушка точно приедет. Как быть? Бросьте все дела и уделите время по­чемучке. Пообнимайтесь, почитайте, поиграйте, погово­рите о бабушке, в конце кон­цов. Какая у нее дача, что там растет, на какой машине она приедет. Малыши задают многие вопросы просто, чтобы утвердиться в вашей любви к ним. Верните гармонию в сердечко малютки.

О пользе ответов

Почему к приставаниям поче­мучки нужно относиться очень серьезно? Ну, о том, что вы источник знаний, в чем-то даже двигатель личного прогресса крохи, вы уже знаете. Но оказывается, от­вечая на вопросы малютки, вы еще и удовлетворяете его потребность в уважении! Вот так! Дело в том, что ребенок, оторвавшийся от привычной опоры на наглядность, попав в царство умозрительных рассуждений, чувствует себя крайне неуверенно. И любое невнимание со стороны ро­дителей, насмешка или не­желание отвечать обижают и злят. А вот когда мама или пана включаются в разговор, внимательно выслушивают и все объясняют, крохе кажет­ся, что он даже подрос. Ведь подросла и его самооценка. Кстати, этому способствует и честность родителей, ко­торые не стыдятся при­знать, что у них далеко не энциклопедические знания. И предлагают вместе за­няться поиском ответов. Такая линия поведения во­обще классная. Во-первых, у малыша воз­растет доверие к вам. Во-вторых, карапуз поймет, что не святые горшки обжигают и он тоже может стать умным, как взрослые. В-третьих, ребенок попросту узнает о других путях добычи информации, а это уже реальные инвестиции в его бу­дущее. И еще. Бесконечные «почему?» — барометр дове­рия крохи к вам. Пока они есть, он верит в вашу разум­ность и способность все на свете объяснить, во всем помочь. Вы надежный тыл и опора, к вам можно прибе­жать с проблемой и найти решение... Веский аргумент, чтобы потратить свое время и энергию на поиск истины? Любознательность  легко уничтожить. Рецепт вы знае­те: не отвечать, отмахиваться, смеяться над «глупостью», подчеркивать «нелепость». А как простимулировать? Спрашивать самим. Иногда просто так, без повода: «Зачем тебе нос? Почему у тебя зубы белые? Где живет бегемот?» А пока малыш думает над ответами, отдохните и собе­ритесь с мыслями перед но­вой осадой почемучки в виде новый вопросов.

Вперед, за истиной!

Далеко не на все вопросы необ­ходимо давать готовые ответы. Гораздо полезнее и интереснее искать их всем вместе.

1. Отвечайте вопросом на вопрос. Не всегда, но часто. Хороший ва­риант – «А ты-то как считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?»

2. Принимайте к рассмотрению все гипотезы малыша. Даже са­мые фантастические. И сами выдви­гайте: иногда подталкивающие, иногда провокационные. «Говоришь, зайка носит шубку, чтобы было тепло? А мо­жет, ему просто нравится расцветка?»

3. Спорьте, обсуждайте, обращай­тесь за помощью к разным ис­точниками информации. Вы же пом­ните: в споре рождается истина. Нужно, чтобы и ребенок это осознал. Тогда он научится не довольствоваться малым, а доискиваться сути вещей. А это уже гарантия, что ваш малыш задает много вопросов с пользой. И почемучка останется почемучкой... взрослым и важным. 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Tamila
Это точно, что терпения нужно вагон, но не нужно отмахиваться от крошки, ведь даже делая домашние дела можно отвлечься и пообщаться с малюткой.
Tamila 12 мая 2011 20:30 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера