Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.11.2011

Сказки для детей от 0 до 3 лет

Маленькие дети любят сказки. Это возможность подольше побыть рядом с родителями, послушать их голоса, попутешествовать в мире интересных историй и стать свидетелем удивительных приключений. И пусть путешествия будут лишь в фантазиях, они играют значительную роль в развитии ребенка. Сказки для детей от 0 до 3 лет, т. е. для самых маленьких, учат добру и злу, позволяют быть уверенным справедливости, формируют мировоззрение ребенка.
10 201952

Что же происходит, когда родители читают ребенку сказки?

Ведь это не только чтение, развивающее какие-то навыки, но и глубокий воспитательный процесс. Добрые и честные герои всегда побеждают, вредные и несимпатичные персонажи остаются в дураках. Эти незыблемые постулаты формируют у малышей будущее отношение к окружающему миру, в это время устанавливаются и навсегда закрепляются в сознании понятия о долге, чести, добре, зле, любви и сострадании. Сказки наполняют душу детей, учат их стремлению к достижению цели, делают из них полноценного человека. Ведь не зря издавна бабушки рассказывали своим внукам сказки, передаваемые из поколения в поколение. Именно поэтому выбор сказок ответственное дело, ведь то, что будет заложено в сознание ребенка обязательно отразиться на его взрослой жизни.

Сказки для самых маленьких.

Дети до года мало понимают то, что им читают. Многие подумают, мол, зачем читать сказки, лет моему ребенку еще совсем мало. Главное в этом возрасте интонация, артикуляция. Используя эти наблюдения, малыши начинают повторять за взрослыми произносимые звуки и слова, подражают их манере общения. Они пробуждают у ребенка воображение, фантазию, мышление. Сказки в этом возрасте должны быть максимально простыми, с часто повторяющимися словами и предложениями, с малым количеством героев. Это разные сказочные стихи – потешки, считалки, прибаутки. Они не содержат диалогов, сложных слов, длинных предложений. Чаще всего слова скомпонованы ритмично, что позволяет использовать их одновременно с проведением каких-либо действий.

Среди них всем известные «Идет коза рогатая», «Сорока Белобока» и множество других схожих по стилю сказок-прибауток. Их можно рассказывать в любое время, когда ребенок кушает, когда вы его одеваете, умываете, проводите любые гигиенические процедуры. Одновременно с концентрацией у ребенка развивается память, вскоре малыш будет реагировать на ваши слова соответствующими действиями. Вы приучите ребенка к радости чтения, он будет ждать ваших слов, потешек и приятного общения. В возрасте до 4-5 месяцев можно порекомендовать такие сказки – потешки как «Кисонька – Мурлысонька», «Гори, гори ясно», «Из-за леса, из-за гор», «Маленькие ножки бежали по дорожке» и другие.

Сказки для детей постарше.

Детям до 3 лет можно читать те же сказки, но, уже давая им возможность запомнить и проговаривать слова вместе с родителями. Начиная с самых простых слов и подражания звукам, которые произносят животные и птицы. Короткие предложения выучиваются легко и дети с удовольствием демонстрируют свои успехи. Чуть попозже можно практиковать элементарное чтение по ролям. Например, в известной сказке «Теремок» родители говорят «Кто кто в теремочке живет?» и показывают на картинке ребенку лягушку. Малыш с удовольствием продолжит «Ква, ква, это я, лягушка-Квакушка». Такие первые шаги ролевого чтения учат детей внимательности, взаимодействию, развивают образное мышление и творческие способности. В это время ребенок начнет осознавать, как хорошо поступать, а как плохо. К сказкам, которые хорошо читать после полугода вместе с ребенком, можно отнести «Репку», «Колобок», «Курочка-ряба» и многие другие.

Чему учат сказки?

После полутора – двух лет ребенок с удовольствием будет слушать более сложные сказки, имеющие в своем построении длинные предложения и более сложные взаимоотношения героев. Ребенок учится сопереживать, сопоставлять, оценивать нормы поведения. Можно читать длинные для детей сказки, останавливаясь на интересном месте. Пусть у ребенка будет возможность подумать, оценить ситуацию и сюжет, сопереживать героям. Пусть дети учатся с нетерпением ждать продолжения, когда вы вновь вместе окунетесь в волшебный и таинственный мир сказок. В этом возрасте можно читать произведения «Кот и Лиса», «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик-с-пальчик» и другие. Интересны книжки современных авторов, например В. Сутеева «Елка», «Кто сказал Мяу?», «Мешок яблок».

Не удивляйтесь, если ваш ребенок будет просить перечитывать сказку несчетное количество раз. Дети прекрасно помнят сюжет, но хотят убедиться еще раз, что все осталось на своих местах. Репку все так же выдергивают все вместе, Аленушка найдет своего братца, а Машенька благополучно вернется домой. В этом возрасте детям важно ощущение стабильности, чувство уверенности в справедливости и победе добра.

Русские народные сказки.

Самыми подходящими сказками для духовного развития детей были и остаются русские народные сказки. Они содержат в себе огромное количество информации от наших предков. Можно читать сказки Пушкина, они легко читаются и вызывают у детей особенный интерес. Многие считают, что в этих сказках много страшного. Однако такой «сказочный страх» – это тоже воспитательный и развивающий процесс. Ребенок учится переживать неприятные моменты, зная, что в дальнейшем все закончиться хорошо. Он учится справляться со своими страхами и в последующем, подрастая, он будет подготовлен к этому чувству.

При выборе сказок для детей от 0 до 3 лет особое внимание следует уделить качеству книги и ее оформлению. Любимую книжку ребенок может не выпускать из рук целыми днями, даже спать с ней. Поэтому полиграфические материалы должны быть хорошего качества, обложка из твердого картона, листы плотные, толстые. Специально посмотрите на качество и стиль картинок. Изображенные герои обязаны быть узнаваемыми, похожими на своих реальных прототипов (собака должна быть похожа на собаку, медведь – на медведя). Их размеры тоже должны соответствовать, например мышка не больше кота, а дом не меньше домашних животных. Используемые для изготовления книг материалы и краски должны быть абсолютно безопасными для детей.

Автор: Кирдина Мила Андреевна

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера