Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Коррекция агрессивности детей младшего возраста

Психология и развитие

Ваш малыш подрос и хочет общаться с другими ребятишками. Первым выходом в свет чаще становятся прогулки во дворе. Детская площадка с качелями, песочницей и маленькими обитателями становится уменьшенной моделью социума, живущего по правилам. Именно здесь дети учатся очень важным вещам: уступать, помогать, договариваться, делиться, понимать чувства свои и чужие.

1 15964

Почти сразу мамы сталкиваются с агрессивным поведением ещё маленьких детей. Одни родители пугаются и не знают, как реагировать. Других взрослых «разборки» малышей забавляют. Однако ни первая, ни вторая реакции не правильные. Такое поведение малышей вполне объяснимо, но требуется коррекция агрессивности детей младшего возраста.

Маленькие хулиганы.

Многие дети до трёх лет примеривают на себя роль агрессора. Они кусаются, толкаются, щипаются, ругаются. Просто они ещё не понимают, что причиняют боль, и не умеют чувствовать чужую боль как свою. Дети ещё не могут справляться со своими эмоциями, действуют импульсивно: отобрали игрушку – значит обидчика надо ударить, заинтересовала чужая машина – её проще вырвать из рук, чем попросить.

За агрессивное поведение детей младшего возраста бесполезно наказывать. Они просто не поймут, за что им попало от взрослых. Коррекция агрессивности детей проводится на опережение. Необязательно сидеть в песочнице и контролировать каждое движение ребёнка. Достаточно находиться поблизости, чтобы вовремя вмешаться в конфликт. В любом случае, дети серьёзных травм друг другу не нанесут. Учите малыша спрашивать разрешения, прежде чем брать чужую игрушку. Объясняйте, почему надо дожидаться своей очереди, почему к детям помладше надо относиться снисходительно. По мнению психологов, ребёнка обязательно надо учить играть с другими детьми. Ведь это такой же навык, как самостоятельно держать ложку, прибирать за собою игрушки, ходить на горшок. Позиция невмешательства приводит к тому, что у детей формируется ощущение вседозволенности. Конечно, дети и сами разберутся, но выяснения отношений могут быть жестокими.

Если ребенок проявил агрессивность.

• не ругайте малыша в присутствии других детей – чтобы объяснить ребёнку его неправоту, отведите провинившегося в сторону;

• выясните причины конфликта;

• покажите и объясните ребёнку последствия ссоры: «Посмотри, малышу обидно и больно, он плачет»;

• обязательно предложите несколько вариантов решения конфликта: вернуть игрушку, пожалеть, попросить прощения;

• объясните, как правильно надо поступать: попросить машину, предложить поиграть вместе или поменяться игрушками.

Часто родители учат детей давать сдачи. Так вот, психологи однозначно сходятся во мнении, что делать этого нельзя. В конечном итоге пострадает не соседский ребёнок, а любимое чадо. А в конечном итоге – сами родители. Дети, которые научились решать конфликты агрессивным поведением, повзрослев набивают себе много «шишек». Агрессия порождает ответную агрессию, а не любовь и уважение. У детей младшего возраста понятие «дать сдачи» пока не ассоциируется с понятием «постоять за себя». Дети не понимают, в каких ситуациях эту «сдачу» надо давать и с какой силой. У детей происходит путаница понятий. Они могут начать «давать сдачи» даже родителям, когда те что-то запрещают, или не покупают. Дети переходят в разряд эгоистов, а в запущенном случае – в разряд неуправляемых. Самый лучший вариант противостоять обидчикам, научить ребёнка дипломатии: решать конфликты словом.

Маленькие собственники.

Главное правило игры со сверстниками – все игрушки на время становятся общими. Каждый должен иметь право поиграть с любой игрушкой. Но уметь делиться, маленькому ребёнку ещё надо учиться. У детей в 2-3 года развивается чувство собственника. Появляется понятие «моё» и они начинают отстаивать свои права на собственность. Малышам порою трудно понять, что игрушки берут только на время игры, а не навсегда. Они расстраиваются и даже сердятся. Вот здесь и начинается работа родителей по коррекции агрессивности детей младшего возраста.

Прежде всего, не надо обзывать ребёнка жадиной. Ведь он ещё учится общению в коллективе. Научите его делиться. Делайте комплименты: ты очень добрый, поэтому обязательно игрушкой поделишься с ребятами. Взывайте к сочувствию: у другого ребёночка нет такой красивой игрушки, а ему так хочется подержать её в руках! Чаще всего дети соглашаются на обмен: ты даешь поиграть свою лопатку, а тебе дадут формочку для песка. Главное, чтобы дети делились с охотой, а не под натиском взрослых. Радуйтесь и хвалите ребёнка, когда он сам решил поделиться любимой игрушкой. Ваша радость будет лучшей наградой для малыша.

Если ребёнок расставаться с собственностью не желает – ни в коем случае не заставляйте его. Иначе малыш получит от любимой мамы двойную психологическую травму. Во-первых, у него появится чувство негодования и игрушкой в следующий раз он поделится ещё не скоро. Во-вторых, он подумает, что самый близкий человек встал на сторону обидчика и предал его. Всегда поддерживайте своего ребенка! Безусловно, малыш должен учиться делиться, но не в ущерб своим интересам. Придёт время, и он научится правилам коллектива.

Советы по коррекции агрессивности детей.

Прежде всего, самим мамам надо перестать видеть театр военных действий в обычной песочнице. Да, любимое чадо могут толкнуть, отобрать игрушку или разрушить куличик. Не беда! Некоторая агрессия для детей типична. Тем больше поводов обучить ребёнка основам дипломатии.

Хоть краешком глаза, но наблюдайте за игрой детей. Конфликтная ситуация может появиться вроде бы на ровном месте. Главное – не упустить суть проблемы, чтобы потом объяснить детям, как надо было правильно себя вести. Без вас ребёнок не узнает, что песок – это невкусно, а занимать качели целый час – эгоистично.

Предоставьте маленькому человечку свободу! Не дергайте его каждую минуту. Важно соблюсти баланс между нравоучениями, и свободой действий. Некоторым вещам ребёнку полезно научиться самому. То есть, сначала дайте возможность детям самим решить конфликт. Но вы должны быть в курсе проблемы, чтобы объяснить правила поведения, если дети не договорятся полюбовно.

Вмешательство родителей обязательно, если поведение ребёнка может привести к травмам. Также не забудьте решать детские конфликты совместно с их родителями. Никогда не поднимайте руку и не повышайте голос на чужого ребенка. А тем более – своего! В споре с другими родителями нельзя переходить на обвинения и личные оскорбления.

Удачи!

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (3) Новое на форуме

Умка
Очень актуальная статья, мы только начинаем общаться с другими детками и спорных ситуаций предостаточно. Но полностью согласна, что на своего ребенка и на чужого нельзя кричать.
Умка 16 января 2012 22:52 Ответить
Жекуся
Эту статью нужно читать всем родителям, чтобы взрослые при решении конфликтной ситуации выработали одну линию поведения, а то чаще всего наблюдаешь противоположную картину, к сожалению.
Жекуся 16 января 2012 22:54 Ответить
Жекуся
Как правильно относиться и реагировать на детскую агрессию - это актуально сейчас для всех. т.к. ценностные рамки общества за последнее время сильно изменились, что отразилось и на детях в том числе.
Жекуся 16 января 2012 22:58 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера