Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Психологическое развитие детей до года

Психология и развитие

Молодых родителей, особенно, когда у них рождается первенец, волнует много самых разных вопросов. И среди них не последнее место занимают вопросы, затрагивающие психологическое развитие детей до года. Такое любопытство вполне оправдано – понимая, что должен уметь ребенок, какие нормы его поведения существуют на определенных этапах развития, можно вовремя принять меры и избежать возможных проблем.

4 46531

Ребенок уже с самого рождения взаимодействует с родителями и людьми, находящимися рядом. Примерно с трех месяцев он уже начинает проявлять повышенный интерес к миру, окружающему его. В течение первого года жизни, если нет никакой патологии и никаких отклонений в развитии, малыш обучается очень многому. Например, он учится самостоятельно держать голову, ползать, находиться в вертикальном положении, совершать свои первые шаги. Изменения претерпевает и психологическое состояние ребенка. Формируется его характер, привычки, рефлексы и устойчивые личностные связи. Это происходит поэтапно, от месяца к месяцу. Родителям важно знать эти этапы и быть готовыми к определенным трудностям, возникающим на каждом из них.

Этапы психологического развития детей до года

Новорожденный малыш спит большую часть времени. Наиболее продолжительный период активного бодрствования на этом этапе может составлять до 30 минут. В этом возрасте ребенок способен реагировать на звук, свет и боль. Он уже обладает кратковременным зрительным и слуховым сосредоточением. У малыша хорошо выражены сосательный, зевательный, глотательный и остальные рефлексы.

В месячном возрасте малыш становится все более активным. Общее время бодрствования постепенно увеличивается до часа. Ребенок уже может довольно хорошо фиксировать свой взгляд. Он следит за предметом, но пока поворачивать голову за передвигающимся предметом не может. Физически ему это под силу, но он еще не строит психологических связей между предметом и его передвижением. На этом этапе малыш уже начинает попытки передать взрослым свои эмоции. Делает он это, в основном, при помощи крика, мимики или кряхтения.

Если вы увидели на лице двухмесячного младенца улыбку – знайте, что это не простая случайность. К этому возрасту он способен улыбаться осознанно. Более того, он уже может отлично следить за игрушкой. Иногда ребенок начинает поворачивать голову, как только интересный для него предмет отводится в сторону. Именно в этот период ваш сын или дочка начинает строить свои первые сознательные диалоги: в ответ на ваше к нему обращение малыш оживляется и гулит.

Ребенок в три месяца уже четко узнает свою маму. Он легко выделяет ее из стоящих рядом людей, может адекватно реагировать на обращение к нему. Одним из главных достижений этого возраста является развитие самостоятельности. Малыш уже может играть с подвешенной над ним игрушкой или рассматривать собственные руки. Это говорит о развитии четкого стремления к самостоятельности, к утверждению своей личности. Ребенок смеется, следя за предметом, активно поворачивая голову.

В четыре месяца ребенок с интересом подолгу рассматривает интересный неподвижный предмет, крепко держит погремушку в руках, находит глазами свою маму и внимательно следит за ней, заливисто смеется. Малыша в этом возрасте уже можно оставить на время в кроватке одного в период бодрствования. Он может на протяжении длительного периода играть самостоятельно. Время активного познания окружающего мира достигает двух часов.

У пятимесячного малыша «речь» отличается особой певучестью и музыкальностью. Ребенок уже четко демонстрирует разнообразные эмоции, различает любые интонации голоса родителей и подолгу рассматривает свои руки и окружающие предметы. Главное достижение – малыш начинает узнавать себя в зеркале. Причем, чаще собственное отражение вызывает у него улыбку. Не думайте, что это случайно – ребенок прекрасно понимает, что в зеркале именно он. В дальнейшем такое самосознание будет только укрепляться.

Позовите по имени полугодовалого малыша, и он тут же отреагирует. Более того, именно в этот период он начинает издавать не просто отдельные звуки, а связные слоги. Разговаривайте почаще с малышом. Вы удивитесь, с каким интересом он будет прислушиваться в сказанное вами. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то он в нужный момент отчетливо даст понять, что хочет грудь, указав на нее. В это время грудные малыши приучаются пить из детской чашки. У «искусственников», которые соки, воду и чай получали из бутылочки, это умение запаздывает.

К 7-8 месяцам малыш начинает узнавать отдельные предметы. Он осваивает сложный эмоциональный лепет, напрямую выдающий его настроение. Появляются так называемые «псевдослова», которыми ребенок выражает свое отношение к происходящему. Его игры уже более осознанны и контролируемы. Малыш не просто размахивает погремушкой, а играет с ней, взаимодействует и наслаждается процессом. Теперь ребенок различает людей, зная понятия «свой» и «чужой».

В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже может выполнять простые команды, а иногда уже вполне осознанно при надобности зовет маму. Для малыша не составляет особой проблемы показать, где у куклы носик, глазки, ротик, ручки и т. д. Малыш в десять месяцев безошибочно даст вам именно тот предмет, который вы у него попросите, и даже сможет выполнить несложную команду (похлопает в ладоши, передаст игрушку папе и т. д.) Это уже психология взаимодействия – начальный этап на пути к развитию коммуникативных навыков. Уходящему человеку он вслед помашет «пока», а это уже общение. Важно, чтобы малыш учился общаться уже сейчас, осваивая правила и, если понадобится, мирясь с ними.

Психологическое развитие малыша ближе к году обретает вполне взрослые очертания. Ребенок уже прекрасно понимает слово «нельзя». Более того, он воспринимает адекватно обращенную к нему речь. Этот период для малыша очень важен, поскольку у него начинает свое формирование собственная речь. У одних деток развитие до года идет более скоро, у других – чуть медленнее. Это очень индивидуально и зависит от множества факторов: условий, в которых развивается малыш, наследственности, его природных способностей.

В этом возрасте ребенок уже начинает выражать свое согласие и несогласие. Он уже понимает, чего хочет, а что ему неприятно. Начинаются первые психологические конфликты. Ребенок пытается утвердить свои предпочтения, возражает, капризничает. Хотя долгосрочных связей между эмоциями и действиями годовалый ребенок еще не строит. Он еще не может делать что-то вам «на зло». Просто он пытается сохранить для себя максимальный комфорт.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (2) Новое на форуме

Жекуся
Читала статью и вспоминала, как мы росли и развивались ))) сколько эмоций вызвала первая осознанная улыбка, сосредоточенное выражение при изучении сначала кулака во рту, а потом и пятки )))
Меня всегда умилял взгляд ребенка - всегда в глазах было восторженное удивление, когда он видел что новое, или изучал что-то новое. Истину говорят, что с детьми мы заново познаем простые истины )
Жекуся 16 января 2012 21:36 Ответить
Умка
Хорошая статья. Хоть и понимаешь, что кроха еще не может что-то делать на зло, но временами это так похоже, что начинаешь верить что это так. Общение для малыша важно на любом этапе развития.
Умка 16 января 2012 21:39 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера