Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние сказок на развитие личности ребенка

Психология и развитие

Сказка является одной из форм эстетического творчества, как для взрослых, так и для детей. Ее основа – работа фантазии ребенка. Это орган эмоциональной сферы, ведь фантазия основана на образах, в которых ребенок может выразить свои чувства. Влияние сказок на развитие личности ребенка поистине огромно. Подробнее об этом изложено ниже.

1 19856

Сказка или игра?

Существует глубокая связь между сказками и играми. Можно сказать, что любая сказка есть не что иное, как игровой замысел – независимо от того, сыграна ли эта игра или нет. Ребенок, слушая сказки, имеет ту же свободу в игре образов, которой сопровождается и игра движений. Игра – это инсценированная сказка, а сказка – это, собственно, игра до самой инсценировки. Сказка для ребенка – не чистая выдумка. Сказочные герои живут для ребенка своей отдельной жизнью, влияя на его мировоззрение и чувства.

Типы сказок и их влияние на ребенка

В настоящее время есть два основных вида сказок: авторские и народные. И те, и другие сказки могут быть разделены на бытовые, страшные сказки и сказки о животных. Подробнее остановимся на каждом из этих видов.

Народные сказки

Есть два основных объекта народных сказок. Во-первых, это окружающий живой мир, который в любой момент может с ребенком заговорить. Это важно для бережного и осмысленного отношения ребенка к тому, что его окружает. Во-вторых, это разделение добра и зла, неизменная победа добра. Это важно для поддержания у ребенка бодрости духа и развития его стремления к лучшему, для его морально-нравственного развития.

Сказки о животных

Маленькие дети часто идентифицируют себя с животными, хотят быть похожими на них. Именно сказки о животных передают детям жизненный опыт лучше всего. Представители животного мира знакомы ему как не просто герои сказок, а как личности со своими характерами и умениями. Ребенок перенимает опыт их общения и учится жизни.

Бытовые сказки

В них рассказывается о превратностях семейной жизни, показываются способы разрешения различных конфликтных ситуаций, содержат в себе позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к жизненным неприятностям. Поэтому бытовые сказки абсолютно незаменимы в качестве элемента развития личности ребенка. Особенно при работе, направленной на выстраивание образа семейных отношений для «трудных» детей.

Страшные сказки

Моделируя и проживая многократно тревожную ситуацию в сказках, ребенок освобождается от напряжения, приобретая новые способы саморегуляции. Страшные сказки – это интересный психологический материал, дающий возможность увидеть сокровенные уголки детского мира. Герои таких сказок условны и безымянны. Их характер не раскрывается, а поступки не мотивируются. Они просто являются олицетворением столкновения добрых и злых сил. Ребенок выбирает для себя, за что ему «болеть». Задача родителей – направить ребенка в правильное русло.

Авторские сказки

Обычно они более образны, более трепетны, чем народные. Есть такой вид авторских сказок, как дидактические – они создаются педагогами для «упаковки» соответствующего учебного материала. Абстрактные символы при этом (цифры, буквы, арифметические действия) одушевляются, создается образ сказочного мира. Такие сказки раскрывают смысл и важность конкретных знаний.

Психокоррекционные авторские сказки создаются для более мягкого влияния на поведение ребенка. Тут под коррекцией понимается замена неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также доступное объяснение ребенку смысла всего происходящего. Применение таких сказок ограничивается по возрасту (до 11-13 лет) и проблематике (неэффективное, неадекватное поведение).

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера