Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

29.05.2012

Голливуд VS советского кинематографа

Знаменитое противостояние ХХ века между Востоком и Западом, а если быть точным Советского Союза и Соединенных Штатов, не могло не спровоцировать и конкуренцию в сфере искусства. Если советский строй признавался идеологами империи самым лучшим в мире, его ракеты самыми мощными, а продукты питания самыми качественными, то и в искусстве, а не только в балете, как пел Юрий Визбор, мы должны были быть «впереди планеты всей». А коль главнейшим из искусств для нас всегда было кино, то возникает зудящий соблазн сравнить кинематограф, созидающий по обе стороны океана разножанровую продукцию. Для эффективности проводимого нами экспериментами следует все-таки опустить идеологическую составляющую американского и советского кинематографа, поскольку идеология в искусстве в лучшем случае является не более чем попыткой угодить высшему руководству, пусть и выраженной художественными методами.

3 67503

Было бы верхом безрассудства сравнивать технические возможности двух супердержав в области кинопроизводства, посему главным критерием определения художественных достоинств американского и советского кино лучше всего определять эмоциональную степень его влияния на зрителя. Как ни крути, одними технологическими или компьютерными эффектами сыт не будешь, и если убрать чувственную составляющую из таких популярных американских блокбастеров, как, предположим, «Титаник» или «Аватар», то можно будет лишь наблюдать на большом экране выставку достижений технологической промышленности двух стран, одна из которых явно будет уступать по этому компоненту.
Главной особенностью голливудского кино все-таки является лобовая пропаганда простых человеческих ценностей, таких как любовь, дружба, преданность, патриотизм и т.д. Возьмем собирательный образ главного героя традиционного американского фильма: простой рубаха-парень, который скептически относится к политике, любит женщин, хот-доги и готов с утра до вечера крушить челюсти плохим ребятам, преимущественно выходцам из стран третьего мира. Поместив такого героя в определенную жизненную ситуацию, режиссер простыми кинематографическими средствами всячески старается «вмонтировать» его в систему американских ценностей, не вдаваясь в такие нюансы, как «рефлексия сознания» или «внутренний монолог». На экране американский зритель должен увидеть череду нехитрых телодвижений, объединенных понятной сюжетной линией, которая обязательно должна закончиться хеппи-эндом, где главный злодей погибает в страшных муках, семь и родина спасены и все это оканчивается жизнеутверждающей фразой с определенной долей иронии. Это, так сказать, традиционное клише голливудского кино за некоторыми исключениями, обусловленными бюджетом картины и степенью талантливости того или иного режиссера.
Советское неидеологическое жанровое кино, будучи ограниченным в технических возможностях, воздействует на зрителе другими средствами. Вы никогда не задумывались над тем, почему мы с одинаковым восторгом воспринимаем такие совершенно непохожие по сюжету и жанру фильмы, как «Ирония судьбы…», «Пять вечеров» или, предположим, «Хрусталев, Машину!» Германа? Все просто: объединяющим фактором восприятия советского кино можно считать нашу принадлежность к особенному генетическому коду, сформированному под воздействием насыщенной истории и необычайной выразительности русского языка. Мы, все те, кто волею судеб жившие на советском и живущие на постсоветском пространстве, независимо от рода занятий, вероисповедания и пола одинаково чувствуем знакомые до боли черты русского персонажа. Советское кино воспринимается нами не через естественные человеческие ценности, которые, в силу особенностей государственного устройства, постоянно подвергались гонениями, а через второстепенные, архаические признаки, присущие славянской модели ощущения мира. Согласитесь, что сложно представить себе американского Лукашина, который выпив с друзьями виски, перепутал свой штат Алабаму со штатом Невада, где строятся типичные дома с типичными квартирами, двери которых можно открыть своим ключом. Я уже молчу о невозможности широкого проката на американских просторах таких душевных и по-настоящему близких нашему сердцу кинокомедий Гайдая или Данелия, как и более сложных, но исключительно русских картин, снятых Тарковским или Сокуровым.
Однако в наш век тотальной глобализации и вкусовой полифонии было бы абсолютной глупостью противопоставлять эти две киношколы. И голливудское кино, и старое советское, действуя по одинаковым законам, дарит каждому из нас, независимо от национальности, незабываемую иллюзию счастья, и это, наверное, единственный случай, когда все мы ХОТИМ быть обманутыми.

Автор: Феликс Лугару

Коммент. (1)

Kristi
Как ни крути, а западный кинематограф давно шагнул в ногу со временем. У нас не вкладывается столько средств в эту ветвь искусства..а жаль. Тем более, что талантливый режиссеров, у нас множество!
Kristi 9 июня 2012 16:57 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера