Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как научить ребенка рассказывать по картинке

Психология и развитие

Рассказ по картинке подразумевает изложение мыслей, переживаний, чувств ребенка, возникающих при просмотре иллюстраций, рисунков в книге. Этот вид деятельности развивает письменную и устную речь ребенка, учит его вникать в задумку, смысл, содержание иллюстрации и одновременно контролировать, чтобы его вымысел не выходил за пределы действительности. Рассказ по картинке способствует обогащению словарного запаса ребенка.

1 35705

Учить ребенка рассказывать по картинке следует тогда, когда он уже легко узнает и называет знакомые персонажи, изображенные на картинках, и может рассказать о их действиях. Важно, чтобы ребенок легко понимал простое смысловое содержание, например, девочка упала - плачет – больно. Сначала дети используют двух и трехсловные фразы, потом переходят к более сложным и распространенным фразам, затем следует переходить к другому содержанию занятий.

Цель рассказа по картинке состоит в:

  • подробном рассматривании и понимании ребенком знакомых действий и простых сюжетов на иллюстрациях в словесном сопровождении взрослого;
  • обогащении словарного запаса детей;
  • развитии навыка произносить термины правильно, не заменяя их на простые, использовать в речи неправильные окончания;
  • подражании новым словам, простым трех-, четырехсловным фразам;
  • обогащении эмоциональной выразительности речи ребенка;
  • развитии навыка самостоятельно работать с книжками-картинками.

Перечисленные задачи достигаются показом картинок с простым сюжетом и их словесным пояснением. Следует упражняться не только на разрозненных объектах и действиях, но и на знакомых ребенку действиях и персонажах, связанных несложным содержанием. Например, воспитательница показывает отдельные картинки, сопровождая их комментариями: «Посмотрите, вот ребята одеваются. Они идут гулять. Мальчик надевает валенки, мальчик - рукавички. Мама помогает им одеваться. Они тепло оденутся и будут гулять на улице. На стуле лежит шарфик. Девочка наденет его и ей будет тепло».

Показ картинок с изображением какого-либо сюжета должен сопровождаться словесным объяснением - «рассказом», передающим смысловое содержание изображения, а не просто перечислять отдельные объекты, действия, детали, изображенные на картинке. Перечисление изображенного вне связей, доступных для понимания ребенка в силу возраста и развития, будет обеднять содержание словарного запаса ребенка и не приведет к формированию и пониманию слов-обобщений.

Демонстрация сюжетных картинок – новый прием для детей по сравнению с тем, что преподавалось им в более раннем возрастном периоде (1-1.6 года). И это достаточно важно для дальнейшего развития мышления и речи ребенка. Параллельно с картинками-сюжетами следует продолжать демонстрацию рисунков отдельных действий и предметов. Это связано с тем, что более простые по смыслу картинки хорошо подходят для побуждения ребенка к активной речи, детальному рассматриванию предметов, знакомства с ними.

Если дети видят ту или иную картинку первый раз, особенно если это сюжетная иллюстрация, то всегда нужно делать непродолжительную паузу, чтобы у ребенка было время активно отреагировать на картинку в зависимости от его опыта, уровня развития речи.

После того, как ребята выскажутся по поводу иллюстрации своими возгласами, отдельными словами, фразами, воспитательнице следует предложить им послушать ее рассказ о картинке. Рассказывая, ей нужно следить за детьми и изменять речь в зависимости от реакции ребят. Возможно, нужно повторить некоторые моменты несколько раз в ответ на высказывания детей, опровергать их или подтверждать.

Если же ребенок, глядя на картинку, может сам уже многое рассказать, воспитателю следует не столько говорить самой, сколько предлагать говорить ребенку. Если же он неправильно выражается или неверно трактует содержание картинки, нужно поправлять его, задавая вопросы и направляя его внимание в верное направление.

Если дети на занятиях придерживаются определенных правил поведения, например, могут спокойно сидеть и слушать, рассматривать иллюстрации, то можно проводить занятия в группах составом до 8 человек.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (4) Новое на форуме

Stella
Моей дочке достаточно сложно рассказать сюжет на картинке. Получается лишь с моей помощью. Обязательно приму к сведению совету из статьи. Надеюсь, что вскоре она будет легко пересказывать увиденное.
Stella 8 июня 2012 17:09 Ответить
Proline
Тоже попробую прибегнуть к вашим советам. Сколько не учу ребенка пересказывать сюжет по картинкам, ничего кроме эмоций и махания руками не получается. Или начинает пересказывать сказку по этой картинке.
Proline 8 июня 2012 21:08 Ответить
Prostushka
Да, современные родители всё меньше внимания уделяют книгам и чтению с ребёнком, а всё норовят пораньше приучить кроху к мультфильмам, а потом жалуются, что у них дети до 4-х лет не разговаривают.
Prostushka 8 июня 2012 22:58 Ответить
Promoda
Можно наводящими вопросами помогать ребенку, как бы вдвоем делать рассказ- а в форме игры всегда интересней ребенку-это факт))))
Promoda 9 июня 2012 08:34 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера