Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда дети начинают говорить?

Психология и развитие

Одно из главных различий человека от других представителей животного мира – это умение говорить. По степени развития речи даже можно судить о развитии головного мозга человека в целом. Поэтому многих родителей интересует, когда же ребенок должен начать говорить? То есть когда произносимые ребенком звуки и сочетания могут уже считаться речью. Новорожденный малыш, когда он голодный, когда ему не комфортно или у него что-то болит, начинает кричать, но это не речь. Ведь подобное поведение свойственно, к примеру, и собаке, если ее не накормить или закрыть в незнакомом помещении.

1 17333

Так каков же нормальный возраст детей, когда можно говорить о начале речевой деятельности? Ниже приведены усредненные нормы, применяемые детскими специалистами для оценки речевой способности ребенка.

При достижении семи месяцев кроха начинает артикулировать слоги: да-да-да, па-па-па и пр. Когда малышу исполняется год, то он начинает произносить первые небольшие слова. Как правило, эти слова состоят из одного слога. Еще через шесть месяцев родители могут услышать от своего ребенка предложения, которые будут состоять из двух или трех несложных слов. До трех лет жизни происходит усовершенствование речи ребенка, а уже к трем годам, как правило, ребенок умеет произносить простые фразы. В четыре года малыш может уже строит сложные предложения.

Однако нередкими бывают и «молчуны», которые не хотят начинать говорить и в три года, хотя у этих ребят нет никаких проблем ни с интеллектом, ни с голосовым, ни со слуховым аппаратом. Почему же так происходит? Какие возникают причины, препятствующие произношению слов? Может причина в родителях, которые понимают ребенка с полуслова?

Человек – социальное существо. Процесс обучения происходит посредством подражания. Поэтому малышу просто необходимо постоянно слышать речь и быть вовлеченным в этот процесс. Это вполне известный факт. Однако случается, что даже при постоянном диалоге с малышом, ребенок упорно молчит и даже не пытается произнести какие-то слова. Многие могут удивиться, но это происходит потому что малыш просто не знает, как это сделать: из головного мозга на его речевой аппарат не поступает соответствующего сигнала. Ребенок начнет говорить только тогда, когда в его голове начнет формироваться двигательная речевая область. Вывод напрашивается сам собой: чтобы малыш заговорил, следует развить эту область. Но как это сделать?

Если подробно изучить отделы головного мозга, то можно увидеть, что интересующая область находится рядом с участком, который обеспечивает движение человека. По сути, интересующая нас область является частью этого участка. Поэтому речевые способности зависят от того, насколько развиты двигательные умения малыша.

Ученые проводили исследования, в которых было выяснено, что существует зависимость между скоростью овладения речью и двигательной активностью детей, точнее, развитостью пальцев и рук.

В пять месяцев малыш начинает противопоставлять большой палец остальным. Предмет он захватывает с этого момента не ладонью, а пальцами. По прошествии двух месяцев кроха начинает произносить первые слоги. К восьми-девяти месяцам ребенок начинает брать предметы при помощи двух пальцев, а к году он уже может произносить первые слова. Первые годы жизни человека характеризуются именно такой закономерностью: усовершенствование пальцами, далее идет прогресс в речевой способности. И никогда не бывает наоборот.

Что следует предпринять родителям, у которых ребенок вообще не говорит или начал это делать поздно? Ответ напрашивается сам с собой - следует развивать мелкую моторику малыша. С этой целью необходимо делать массаж пальцев, заниматься лепкой из пластилина, играть в пальчиковые игры, рисовать, перебирать крупу, изготавливать бусы, зашнуровывать ботинки. Можно научить ребенка показывать пальцами, сколько ему лет.

Существует тест, который позволяет абсолютно точно определить, разговаривает ребенок или еще нет. Тест заключается в следующем: специалист должен попросить малыша показать ему по очереди один, два, а затем три пальца (повторяя за ним). Если движения ребенка четкие и уверенные, то ребенок точно говорящий.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера