Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

19.10.2012

Нравственное воспитание детей

Каждая любящая мама еще до рождения малыша успевает перечитать гору литературы, посвященной уходу и развитию крохи. И не только внимательно ее изучить, но и с успехом воплотить в жизнь все кажущиеся ей разумными принципы. Но малыш быстро растет, увеличивается его познавательная активность, он начинает взаимодействие с другими людьми, и вот тут-то родители сталкиваются с первыми проблемами воспитания. И хотя литературы на эту тему тоже более, чем достаточно, чаще всего принципы, описанные в ней, мало кто умудряется применять в повседневной жизни. А ведь именно в раннем дошкольном возрасте родители закладывают основу будущего нравственного облика своего отпрыска, дают базовые понятия того, что хорошо, а что плохо. Как же сделать, чтобы у крохи сформировались стойкие моральные устои, не зависящие от внешних факторов?

1 48240
Прежде всего, стоит сказать о том, что если до 2-3 лет большинство действий крохи являлись неосознанными, то достигая этого возраста, малыши учатся поступать сознательно, произвольно. А произвольность – это первооснова любого нравственного поступка. Кроме того, к этому возрасту у ребенка начинают формироваться первые представления о том, что хорошо, а что плохо. Каким образом это происходит? Поскольку малыш все время взаимодействует с разными людьми, в процессе общения, на примерах простых жизненных ситуаций он и узнает о том, что для него характеризуется понятиями «добро» и «зло». Помогают в этом и сказки, мультфильмы, кино.

Кроме того, малыш все время активно наблюдает за поведением окружающих его взрослых. Их взаимоотношения друг с другом и отношение к ребенку являются ярким примером «социального обучения», благодаря которому у малыша формируются первые стереотипы нравственного поведения.

Но знать моральные нормы и наблюдать за их соблюдением со стороны – это одно, а вот добиться их соблюдения от малыша 3-4 лет – это совсем другое. Наиболее распространенным методом, который используют родители, является внешний контроль. Путем наказаний и поощрений ребенку стараются показать, как поступать можно, а как нельзя. В этом возрасте для детей, как ни для кого другого, важно одобрение и любовь взрослых, которую он стремится заслужить любым доступным способом.

Да, этот подход действенен, но только в раннем возрасте, когда взрослый может осуществлять постоянный контроль над деятельностью крохи, и его авторитет неприкасаем. Как только малыш повзрослеет и родительский контроль ослабнет, у ребенка может и не оказаться внутренней мотивации для того, чтобы совершать нравственные поступки.

Как же воспитать эти мотивы, которые не будут зависеть от родительского контроля и были бы собственными побуждениями малыша вести себя правильно, проявлять сочувствие, сострадание, честность и ратовать за справедливость не только для себя?

Более действенным методом является проработка в игровой форме неоднозначных ситуаций, в которых малышу предлагается сначала проявить определенные нравственные качества, а затем контролировать их проявление у кого-то другого в этой же ситуации.

Малышу совсем просто поступать правильно, когда рядом есть тот, кто будет его контролировать, но как только контроль исчезает, мотивация пропадает. Оказавшись же в роли контролера и помня о том, как сами поступили, крохи оказываются очень удивлены и горды тем доверием, которое им оказывают и стараются во что бы то ни стало его оправдать. Это приводит к формированию у детей своего позитивного нравственного восприятия, которое сможет стать внутренним мотивом, контролирующим его поведение.

Кроме того, родителям стоит помнить о том, что большой положительный эффект на ребенка оказывают ситуации, в которых вместо наказания за проступок следует аргументированное его прощение. Конечно, это не касается всего подряд, но на нескольких примерах можно показать малышу, что за оплошностью не всегда следует жесткое наказание. Это может побудить его самого стремиться к тому, чтобы оплошностей было как можно меньше. Ну и, конечно, не следует забывать о том, что воспитать по-настоящему нравственного ребенка под силу только таким же родителям посредством тесного эмоционального и позитивного общения, которое каждый день формирует у крохи доверие к миру, позитивное отношение к себе и окружающим и желание сохранить свой положительный образ в глазах людей. Это и есть мотивы подлинной нравственности.
Автор: Анна

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера