Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Память дошкольника. Развиваем, учитывая особенности

Психология и развитие

Мозг маленького ребенка обладает удивительной способностью к запоминанию больших объемов информации. Между первым и третьим годами жизни ребенок усваивает 2500 слов, т.е 3-4 новых слова в день. Ребенок 3-5 лет может читать небольшую книжку: просто он непроизвольно запомнил, о чем идет речь на каждой странице. У дошкольников память достигает пика своего развития и в дальнейшем, как полагают некоторые исследователи, деградирует. Родителям необходимо знать об особенностях детской памяти и умело пользоваться этими знаниями.

0 13598
Все дело в том, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная и непосредственная, т.е они запоминают материал невольно (само собой) и без должного осмысления.

К 7-ми годам эта способность начинает ослабевать, зато начинаются процессы формирования произвольного и осмысленного запоминания. Которые ускоряются по мере их регулярного практического применения в школе и завершаются только через несколько лет. Вот почему не рекомендуется начинать последовательное обучение до 6-ти лет. Дошколятам запоминание конкретной информации по заданию педагога дается слишком тяжело. Малыши быстро забывают выученное, путаются, устают и отвлекаются.

Исходя из того, что школьное обучение требует высокого уровня произвольного запоминания, родители могут еще до школы помочь своему ребенку в развитии памяти.

Что для этого нужно?

Во-первых, активно заполнять «пустоты» в памяти ребенка, используя возможности непроизвольного запоминания, т.к именно этот накопленный багаж поможет ребенку легче запоминать в дальнейшем другую информацию, ассоциируя ее с уже известными данными.

Разговаривайте с ребенком! Дети непроизвольно усваивают большое количество слов, когда учатся говорить.

Общаясь с ребенком, говорите ему названия предметов. Имейте ввиду, что дети быстрее запоминают названия того предмета, на который смотрят, а не того, который выбирает родитель.

Поможет расширить словарный запас и регулярное чтение книг вслух, особенно в специально отведенное время («сказки на ночь»). Дополнительный плюс — удовлетворение потребности ребенка в поддержке и защите.

Прослушивание аудиокниг также способствует развитию непроизвольной памяти. Исследователи отмечают, что активное сопереживание герою при восприятии литературных произведений позволяет ребенку понять и запомнить содержание произведения.

В дошкольном возрасте целесообразно обучение ребенка иностранным языкам, т.к. оно на 70% состоит из обычной «зубрежки» без осмысления.

Во-вторых, необходимо начинать развитие произвольной опосредованной памяти. Русский психолог Л.С. Выготский, изучавший проблемы памяти у детей, настаивал на том, что для того чтобы помочь учиться и запоминать конкретную информацию маленькому ребенку нужно всего лишь подсказать методики (стратегии), которые он может использовать.

Повторение вслух информации — наиболее простая и распространенная стратегия, которую с успехом используют дети более старшего возраста. Здесь важно научить ребенка не просто повторению, а отсроченному повторению (через промежуток времени). Не только вслух, но и про себя.

Следующая стратегия — запоминать одни предметы при помощи других (использование ассоциаций). На что похожа цифра «8», буква «Г» и т.д. Данный прием стимулирует также развитие мыслительной деятельности.

Классификация или группировка — более сложная, но более полезная методика. Она учит детей сравнивать предметы, выделять в них сходства и различия, объединять по какому-либо признаку (съедобное — несъедобное; животные — насекомые и т.д). И здесь мышление является способом запоминания информации.

Если обучение будет происходить во время игры, с использованием ярких картинок, образов — усвоение информации будет лучше.
С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера