«Спасем наше будущее!» - примерно таков лозунг нового экологичного тренда. То, о чем группа Eurythmics спела в своей довольно унылой песне еще лет десять назад, наконец-то дошло до самой капризной публики — модной, которая предпочитала норку скорее на манжетах, чем где-то на лесной опушке. Если обратиться к истории моды, то каждое ее новое веяние всегда сопровождалось какими-то лозунгами или идеями. Правда, дальше соответствующих этим идеям фасонов и орнаментов дело не шло: одежда была не более чем иллюстрацией. Похоже, только сегодня модники перестают «рисоваться». Ситуация стала диаметрально противоположной: визуально экологичные платья и шляпки могут ничем не отличаться от своих более безответственных «коллег» по вешалкам. По аналогии с по- настоящему богатыми людьми, которые никогда не станут выставлять свои бриллианты напоказ, адепты экоодежды скромны. Их самые модные джинсы, окрашенные с помощью какого-нибудь кукурузного крахмала, — самый горячий тренд сезона, но знают об этом только они.
Суть экологичной моды вовсе нев новом крое или сочетании цветов. По большому счету, внешний вид уже готовойодежды не столь важен. Гораздо большее значение имеет то, как ее производят. Поэтому поводу у fashion-экологов (да, есть и такие) существует даже нечтовроде свода правил. Нетрудно догадаться, что главное из них— использование впроизводстве только тканей из органического сырья. Особенно экологична конопля:она не требует удобрений и обогащает землю. В ход идут и такие материалы, какхлопок, шерсть, лен и бамбук. Как вариант, в качестве материала можноиспользовать вторсырье, избавляя тем самым планету от мусора. Кожу и мех,несмотря на их естественное происхождение, использовать запрещено. При этомпотребители экоодежды заглядывают еще дальше: овечки, из шерсти которых когда-нибудьполучится экошарфик, должны питаться кормом без добавления химикатов, а поля,на которых «вырастут» платья и рубашки, — не знать пестицидов (природоохранныеорганизации каждый год готовят списки запрещенных и одобренных в производствеодежды веществ). А чтобы одежда окончательно стала экологичной, при ее изготовлениидолжны соблюдаться все права работников.
В толпепоклонника экостиля по внешнему виду узнать трудно. Возможно, поэтому модныеборцы за здоровье планеты обычно заявляют о себе другими способами. В Париже,например, ежегодно устраивается Ethical Fashion Show — Неделяэтической моды. Помимо традиционных дефиле, в рамках Недели проходят научныеконференции на экологические темы и мастер-классы для молодых дизайнеров,среди которых сейчас больше всего создателей экоодежды. Если обратиться к ихблогам, а также блогам их зрителей и просто сочувствующих экомоде, становитсяясно: посещение подобных мероприятий для них сродни участию в крупнейшихмузыкальных фестивалях — занятие невероятно модное ипрогрессивное. Как правило, экоколлекции ничем особенным не отличаются отобычной одежды. В них чуть больше этнической мишуры, чуть меньше трендовыхсилуэтов, много льна и хлопка и совсем нет кожи и натурального меха. Правда,иногда дизайнеры чересчур увлекаются и выпускают на подиум настоящихаборигенов, увешанных ракушками, соломой и бамбуковыми палочками.
Похожее на Ethical Fashion Show дефиле — EarthPledge's Future Fashion —проводят и в Нью- Йорке,в рамках ежесезонной Недели. Самое странное — что организаторы дефиле, сторонникиэтичного отношения к природе, на последнем показе соорудили подиум из свежесрубленных бревен. «Подиум выглядел оченьэффектно, в зале пахло опилками, правда, модели то и дело спотыкались онеровную, нестесанную поверхность дерева», — пишет обозреватель модногопортала styledash.com Лора Мессийя. Впрочем, такие мелкие казусы нискольконе мешают участвовать в Future Fashion звездам моднойиндустрии.
К предстоящему сезону специальные экоколлекции средипрочих представили Marni, Michael Kors, Yves Saint Laurent и Elettra Wiedemann — марка, созданнаядочерью актрисы Изабеллы Росселлини.
Кстати, это не первый случай, когда «звездные» детинаходят себя на столь праведном поприще. Самым известным «зеленым» дизайнеромдавно уже числится Стелла Маккартни, чьи коллекции даже на традиционныхдефиле — чистейший образец экомоды. Ещев начале карьеры Стелла из-за своих убеждений отказалась возглавить женскуюлинию в Доме Gucci, так как марка славится своими кожаными сумками иобувью. Зато ее собственный бренд первым признала такая жесткая и бескомпромиссная организация, как PETA (Люди за этичное обращение с животными). «Этические»и подобные им модные Недели не единственный способ заявить миру о своих прогрессивных идеях.
Наряду с ними дизайнеры и другие творческие людипериодически устраивают специальные акции или выпускают «агитационные» одежду иаксессуары. Например, некоторое время назад шумиха поднялась вокруг холщовых сумокдизайнера Апуа Hindmarch, на которых красовалась надпись I'm Not a Plastic Bag («Я не пластиковыйпакет»). Покупая сумку, сознательные граждане заявляли тем самым, что отказываютсяиспользовать ужасно вредные одноразовые пластиковые пакеты. Сначала в прессепоявились фотографии звезд с такими сумками, затем за «непластиковым аксессуаром»выстроились огромные очереди. Вслед за англичанкой свой вариант «этической»сумки создала наша соотечественница Алена Ахмадуллина. Ее вариант назывался«За чистую родину». По опыту британских коллег производители выпустили сумкуАхмадуллиной ограниченным тиражом, тем самым создав вокруг нее ажиотаж, ираспродали аксессуар на Millionaire Fair по €3200.
Надписи на сумках и футболках — самый мирный способзаявить о себе. Истые борцы выбирают куда более радикальные действия. Самымярым противникомкожи, меха и синтетики считаетсявышеупомянутая организация РЕТА. Ее представители срывают модные показы, громятбутики, обливают краской обладательниц натуральных шуб и даже позволяют себешвыряться тортами в Анну Винтур — главного редактора американского Vogue — за то, что она нежелает отказываться от меха.
Как говорят fashion-экологи,необязательно сразу, в одночасье «становиться на путь истинный» и спасатьмир, соблюдая все предписания. Для начала достаточно отказаться от ношениякожи и меха. Тем, у кого нет возможности покупать «экологически чистую» одежду(в России ее можно заказать только через Интернет), достаточно выбирать вещи,произведенные в собственной стране, а еще лучше в городе, что, в общем-то,тоже весьма и весьма проблематично.