Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Факторы психического развития детей: игра и депривация

Психология и развитие

Ранее мы уже обсуждали некоторые из факторов, определяющих психическое развитие ребенка: наследственность, среду, обучение, воспитание и активность. В данной статье рассмотрим игру и депривацию.
6 17798


Игра

Игра - это особый,выраженный в свободной форме вид деятельности, возникающий в ответ на потребностьобщества в подготовке к жизни подрастающего поколения. Дети не только выбираютсюжет игры, но и сами придают значение тем предметам, которые вовлекают в этуигру. При этом они испытывают максимальное удовольствие.

Основнаяфункция игры – ознакомление со свойствами и качествами предметов, а также способностьдействовать в соответствии с их назначением.

Сюжетигры во многом определяется общественным периодом, в котором ребенок проживает,и его личными качествами. Любимыми ролями становятся роли тех людей, которыезанимают особое место в жизни малыша.

Сюжетно-ролеваяигра строится на представлении детей о мире взрослых – их мотивах, смыслежизни, деятельности. Взятая на себя роль в игре определяет способы и характердействий ребенка. Он будет поступать не так, как хочется, а так, как этопредписано ролью, подчиняясь определенным правилам. В одних играх он можетвыполнять роль сына или дочери, в других – учителя. Стили общения будутсущественно отличаться.

В игрепроисходит активное овладение всеми средствами общения - вербальными иневербальными. Происходит преобразование уже имеющихся качеств и наработкановых, необходимых в условиях игры.

В игреформируются коммуникативные качества: умение действовать согласно общей цели,сообща пользоваться игровыми материалами. Таким образом идет построениеличностных характеристик.

В играхс профессиональными сюжетами нарабатываются свойства, необходимые для выполненияразличных видов трудовой и учебной деятельности.

Самыйнизкий уровень игрового общения наблюдается у детей, играющих в одиночку,наделяя игрушки свойствами живых существ и общаясь с ними. При этом речьпередается не диалогами, а самим ребенком от другого лица и сводится к фразам, которыеобозначают действия.

Чтобыподготовить малышей к вхождению в общественные отношения, взрослые создают дляних игрушки. Первая игрушка – это погремушка, с помощью которой осуществляетсяобщение между взрослым и ребенком. Функция – поддержание непроизвольноговнимания малыша. На пятом месяце происходит реакция хватания, появляетсяспособность совершать какие-то манипуляции с игрушками. К концу первого года жизниуже устанавливается причинно-следственная связь (если погремушку потрясти, тоона будет звенеть).

Дидактические игрушки позволяют ребенкуосваивать сенсорные эталоны и способы действий.

  • Игры с куклами помогают ребенку защищаться ототрицательных переживаний, снимать эмоциональное напряжение, компенсироватьнедостаток любви со стороны взрослых.
  • Игрушки-орудия развивают предметные действия приработе с природным материалом.
  • Технические игрушки подталкивают ребенка кэкспериментированию, пробуждают познавательные процессы.
  • Игрушки-самоделки стимулируют творчество, являются способомсамовыражения.

Спомощью игры ребенок осваивает разные сферы действительности, проявляет своюсамостоятельность. Игра дает ему знания об окружающей действительности, современем поднимая их на более высокий уровень. В играх реализуются основные духовные потребности,необходимые для становления личности.

Депривация

Полноценное развитие ребенказависит от воздействия на него различных стимулов - сенсорных, когнитивных,эмоциональных и других. Их дефицит негативно сказывается на детской психике.

В психологии широко известнотакое понятие как депривация. Депривация — это такое психическое состояние, прикотором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей. Взависимости от характера испытываемого лишения принято различать нескольковидов депривации.

Сенсорная депривация. При сенсорной депривации ребенок испытывает сенсорныйголод – не получает достаточного количества зрительных, слуховых, осязательныхи других стимулов, то есть растет в обедненной среде. В качестве примераобедненной среды могут выступать детские дома, больницы, интернаты и пр. Такаясреда опасна для человека любого возраста, но для детей является особенногубительной.

Потребностьво впечатлениях ребенок начинает испытывать на 3-5 неделе жизни, поэтомуособенно важно, чтобы в младенческом возрасте их было достаточно много. Этообусловлено тем, что именно в процессе поступления в мозг информации извнешнего мира и ее переработке упражняются органы чувств и структуры мозга. Теучастки мозга, которые не упражняются, не могут нормально развиваться иатрофируются. Учтите, что сенсорная депривация может негативно сказаться напсихике человека в любом возрасте. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок рос вразнообразной, насыщенной и развивающей среде. В противном случае будетнарушена умственная деятельность, возможны даже личностные расстройства.

Информационная депривация. Информационная депривация препятствует созданию у ребенкаадекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации о связяхмежду предметами и явлениями, у человека появляются ложные убеждения.

Социальная депривация. Социальная депривация появляется у людей, находящихся визоляции от общества и имеющих ограниченные контакты с другими людьми.

Материнская депривация. Материнская депривация становится причиной целого ряда психическихнарушений в результате отсутствия эмоциональной связи ребенка и матери. Ееможно рассматривать как тяжелое бесчувственное состояние, приводящее кэмоциональной бесчувственности человека.

Ребенокдолжен расти в атмосфере эмоциональной теплоты и быть привязан к матери. Дети, лишенныеэмоциональной связи с матерью, имеют, как правило, серьезные отклонения впсихическом здоровье.

У людей, которые воспитываются вусловиях полной материнской депривации, наблюдается повышенная склонность к появлениюстрахов - повышенная чувствительность к новизне, появлению новых людей иигрушек, изменчивости окружающей обстановки. Страхи оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры имышления.

Постоянство материнской заботы,удовлетворяющей потребности ребёнка, является предпосылкой возникаю­щегочувства доверия, которое необходимо для здорового психического развития.

Растите здоровыми!

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера