Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

24.11.2009

Расстройство экспрессивной речи

Что такое экспрессивное расстройство речи?
О расстройстве речи говорят, когда речь ребенка развита намного хуже, чем у его сверстников или, когда она содержит речевые ошибки. Однако следует заметить, что в период формирования речи у ребенка такие речевые дефекты, как дислалия, заикание и другие не считаются с отклонениями. К расстройствам речи их причисляют, если по мере развития ребенка они не исчезают.
2 92395

Причины экспрессивных расстройств речи.

Причины экспрессивных расстройств речи многообразны. Они могут возникнуть из-за нарушения развития головного мозга, болезней или врожденных пороков развития органов речевого аппарата, функциональных нарушений речевого аппарата или головного мозга, снижения слуха, а также различных психических расстройств.
Правильно произносить слова могут только те дети, у которых нормальный слух. Поэтому следует регулярно проверять слух у ребенка. Если ребенок вдруг перестал лепетать, необходимо срочно обратиться к врачу.

Дислалия

Дислалия - неправильное произношение звуков речи в связи с аномалиями речевого аппарата (языка, неба и др.), нарушением функции нервной системы или тугоухостью. Ребенок пропускает отдельные звуки или их сочетания, меняет их местами или неправильно выговаривает. Словарный запас ребенка соответствует возрасту, предложения составляет правильно. Искаженное произношение у детей до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастной, или физиологической дислалии. Причины дислалии могут быть разными, например, тугоухость, поражение головного мозга, медленное развитие речи, наследственность иди «плохой» пример родителей (когда родители неправильно произносят слова).
Дислалия может также развился из-за травм губ, аномалий челюстей и зубов.

Шепелявость.

Шепелявость - неправильное произношение свистящих и шипящих звуков, обусловленное аномалией челюстей и зубов, тугоухостью и др. Трудности доставляет произношение букв с, ш, з, ж. Причины шепелявости - подражание, нарушение двигательной моторики рта, короткий небный язычок, снижение слуха, нарушения психического развития. Аномалии зубов и челюстей необходимо корригировать. Чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет результат.

Гнусавость (ринолалия).

При ринолалии произносимые звуки по артикуляции и звучанию близки к нормальным, но имеют гнусавый оттенок, так как воздушная струя частично уходит в нос. Взрослые чаще всего говорят «в нос» по привычке или убеждению, что такая речь - «признак интеллигентности». Наиболее распространенные причины тяжелых форм ринолалии - врожденные аномалии неба, паралич небного язычка, операции на шее и глотке (например, тонзилэктомия - операция по удалению небных миндалин). Гнусавость наблюдается и при увеличении небных миндалин. Врожденные аномалии неба, как правило, устраняются путем хирургического вмешательства. Зачастую успешным бывает и лечение, назначаемое логопедом.

Заикание- это расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Заикание возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикации и др. Склонность к заиканию передается по наследству. Факторы риска - медленное развитие речи у ребенка, нарушение взаимосвязи полушарий мозга, неуверенность в себе, родители, страдающие заиканием. Лечение чаще всего способствует улучшению речи заикающихся людей. На третьем и четвертом году жизни заикаются многие дети (когда им трудно произнести новое слово). Однако такое заикание у 70-80% детей в скором времени проходит.

Быстрая речь.

При данном расстройстве речь у детей очень быстрая, нечленораздельная. При разговоре они «проглатывают» целые слоги или слова. Чаще всего такая манера говорить является врожденной. На 3-5 году жизни такая речь ребенка не считается отклонением. Лечить пациентов затруднительно, т. к. большинство из них отличается нетерпеливостью, которая не позволяет им говорить, акцентируя произносимые слова.
Если ребенок хочет Вам что-то сказать, внимательно выслушайте его. Если он запнется, не помогайте ему, не заканчивайте вместо него предложение, даже если Вы точно знаете, что именно он хочет сказать. Не высмеивайте ребенка за небольшие речевые ошибки или своеобразность речи. Лучше правильно повторите (не слишком подчеркнуто) то слово, которое он произнес неправильно. Несмотря на то, что речь малышей бывает очень забавной, не перенимайте ее у них!
Автор: Гончаренко Игорь

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера