Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правильное воспитание детей

Психология и развитие
Занимаясь воспитанием собственных детей, многие смутно представляют себе, что, собственно, означает это слово...
Согласитесь, это довольно странно: мы что-то делаем, причем от наших действий зависит развитие, житейское благополучие и человеческое счастье самого любимого на свете и дорогого существа — и в то же время суть этой деятельности представляем себе плохо и даже, толком не понимаем, что же это такое — воспитание.
0 8126
Попробуем разобраться.
В результате наших, «педагогических воздействий» ребенок меняется. Во всяком случае, должен меняться. Значит, тем, какой он сейчас, мы в какой-то мере недовольны.
Может быть, даже и сам ребенок — в меру своего понимания — недоволен. И мы хотим, чтобы малыш со временем изменился. » Это, по-моему, очевидно. Если бы мы хотели, чтобы наши дети оставались такими, какие они есть, тогда никакого воспитания вообще не понадобилось бы. Для начала постараемся понять, что же, собственно, нас в детях не устраивает. И что конкретно имеется в виду, когда говорят: „Ребенок — это незрелый человек".

Непридуманная история
Обратимся к литературе. Корней Иванович Чуковский в своей знаменитой книге „От двух до пяти" рассказывает такой эпизод: маленькая девочка сидит за столом, перед ней вазочка с карамелью и одной-единственной шоколадной конфетой. Рядом взрослые. Все пьют чай. Любому разумному ребенку (а дети — существа вполне разумные!) понятно: шоколадная конфета вкуснее карамелек. И она единственная, самая последняя. Сейчас ее кто-нибудь из взрослых съест, и мне она не достанется. Ка-ра-ул! Надо срочно что-то делать!
Девочка, обращаясь к маме, говорит:
— Мамочка, ты бери вот эти, красивые, а я уж возьму эту грязную, — и, делая гримасу отвращения, берет шоколадную конфету.
Посмотрите, какая трогательная забота о человеке! Она выбрала шоколадную конфету не из эгоизма, не потому, что побоялась: вдруг кто-то другой ее съест, а девочке не достанется — нет! Она о маме позаботилась. Оказывается, шоколадная конфета неаппетитная — грязная. А карамельки — разноцветные, глянцевые — красивые. И вот наша героиня, жертвуя собой, с отвращением съедает эту „грязную" конфету, а взрослым оставляет одни красивые!

Какое благородство! Какое великодушие!
А теперь давайте разберемся во всем серьезно. Девочка, конечно, знает, что шоколадная конфета вкуснее, лучше карамели, поэтому она и берет именно ее, а маме оставляет что похуже. Видимо, поступок ребенка мотивирован стремлением к собственному удовольствию, независимо от интересов и потребностей других (причем самых близких) людей: обычно мы называем такое поведение эгоистическим. Известно, что психикой и поведением животных управляет как раз стремление к своему удовольствию. Значит ли это, что девочка из примера Корнея Ивановича Чуковского — чисто биологическое существо? Ведет себя как животное? В каком-то смысле так оно и есть. Однако ребенок, в отличие от животного, определенным образом объясняет (осознает) свое поведение, и именно потому, что так его объясняет, он и способен так себя вести.
Если бы девочка поняла, что ее побуждения некрасивые, она бы так не сделала. Но она этого не поняла.

То, что сказала малышка, — на самом деле произнесенный вслух „внутренний монолог". Ее слова, в сущности, обращены не к другим, а к себе самой. Может быть, это кому-то покажется странным, но так бывает нередко — и даже со взрослыми (во всяком случае, биологически взрослыми) людьми. Человек в чем-то убеждает сам себя.
В чем убедила себя девочка? В том, что ее побуждение — взять шоколадную конфету — хорошее, благородное. На первый взгляд, аргументы у нее странные: шоколадная конфета, которая гораздо вкуснее, дороже, оказывается, „грязная". А дешевые карамельки — „красивые". Но если чуть-чуть подумать, становится понятно: кто ищет — тот всегда найдет. Юной героине нужно найти что-то, чем карамельки были бы лучше шоколадной конфеты — вот она и нашла. Другое дело, что внешний вид — все же не главное в конфетах. Они же не для того предназначены, чтобы ими любоваться, а все-таки — для того, чтобы их кушать. Но девочке нужно было и конфету съесть, и себя убедить, что она очень хорошо поступила, съев эту конфету. Что ей и удалось сделать. Эта малышка — человек, не животное. Последнему не нужно ни в чем убеждать себя. Не нужно представлять себе свои действия как хорошие и благородные. А человеку — нужно. Этот самообман как раз и доказывает, что малышка — человек, она хочет уважать себя, хочет быть Человеком. Но пока не умеет. Древние китайцы говорили: „Все, что есть в животных, есть и в человеке, но не все, что есть в человеке, есть в животных".
Бросьте стае собак несколько кусков мяса. Каждая норовит схватить тот, что получше, побольше. Достанется он самой сильной, крупной, злой. Но каждая собака хотела бы урвать себе самый сладкий кусок. Так ведут себя все животные, для них это естественно. Фактически так же повела себя и маленькая героиня Чуковского. Но смогла она так, с человеческой точки зрения весьма некрасиво, сделать лишь потому, что обманула сама себя. Уверила себя, что ее жадность — это не жадность вовсе, а хорошее побуждение. Характерно ли это для детей? Увы, чрезвычайно характерно!

Часто ли бывает, что малыш ведет себя некрасиво, но сам не понимает, что делает что-то не так, обманывая себя? Да, очень часто. Вот два малыша подрались: мутузят друг друга и кулаками, и ногами, аж искры летят. Подойдем. Разнимем. И что же мы слышим? Оба страшно возмущены — нет, не собой — друг другом. „А он первый начал!", „А он мне машинку не отдает!" (Потом иногда выясняется, что „преступник" не отдавал свою машинку: почему, интересно, он должен был ее отдать?), „А он обзывается!". Я чист и прекрасен, и гнев мой праведен, а он во всем виноват. Догадываюсь, что вы хотите возразить: да ведь так и почти все взрослые себя ведут! Да, действительно. Однако это не психологически и духовно — а только биологически взрослые. То есть это „подросшие дети", „взрослые дети". Их очень много в современном обществе. Настоящие же взрослые не такие.

Что такое хорошо
Биологические импульсы: жадность, стремление к своему удовольствию за счет других, злость, месть, зависть — часто руководят поведением незрелого человека. И неважно, сколько ему лет. А роль его человеческого „Я" в этом случае сводится к тому, чтобы самого себя обмануть: убедить в том, что все мои поступки хорошие и благородные.
Вот что такое состояние незрелости человека. Тот же Корней Иванович Чуковский рассказывает о мальчике, который хвастался: „А у меня на даче столько пыли!". Другой малыш заносился: „А у меня в постели есть клопы!"
Оказывается, самоощущение ребенка носит относительный характер. Относительно других людей, и, прежде всего, детей (потому что со взрослыми малыши себя не сравнивают, понимая, что это им невыгодно: у взрослых масса преимуществ). Если я в чем-то других превосхожу — я себя уважаю. Получается, ребенок добивается самоуважения, принижая других.
Притом, никакие объективные основания для самоуважения ему не нужны. Что-нибудь он непременно найдет. Например, у него в постели водятся клопы — а у другого нет. Ага! У него на даче столько пыли — а у других меньше. Ага!
И она врожденная (как, впрочем, и все наши биологические и духовные потребности, только так называемые „социальные потребности" — например, потребность в джакузи — бывают благоприобретенными). Разумеется, нас не устроит, если ребенок будет всю жизнь ее удовлетворять посредством хвастовства или за счет унижения других людей. А это свойства незрелой личности. Важно еще понимать, что „зрелость" или „незрелость" личности — понятия объективные. Ребенок (или инфантильный взрослый) просто не может вести себя иначе, не умеет. И пока не научился, пока не стал зрелым человеком, от него бессмысленно этого требовать. Согласитесь, если мы не учили малыша играть на пианино, странно было бы от него потребовать сесть за инструмент и сыграть „Аппассионату" Бетховена? Точно так же обстоит дело и с поведением человека либо миром его эмоций.

Напутствие
Как мы выяснили, главное для любого из нас — добиться самоуважения. Но вот вопрос: как добивается самоуважения незрелая личность? Ответ очевиден: за счет унижения других, хвастовства, самообмана. А как добивается самоуважения зрелый человек? За счет каких-то подлинных достижений (например, в работе или в семейной жизни), неукоснительного соблюдения нравственных норм. А в чем же состоит воспитание? Понятно, что воспитание — это то, в результате чего наш малыш постепенно становится зрелым человеком. Безусловно, воспитание — это серьезная наука. Родителям, которые только начали ее постигать, хочется пожелать терпения толерантности и упорства в достижении благородных целей. Найти верные решения нередко помогает наше мировосприятие и искренняя любовь к своему ребенку.
С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера