Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние телевизора на психику ребенка

Психология и развитие
Не в силах успокоить девятимесячную дочку, мамочка поворачивает ее к голубому экрану. И, о чудо! — ребенок начинает улыбаться. «Надо же, — восхищается бабушка, — такая маленькая, а уже все понимает!» Впрочем, умиляться по этому поводу преждевременно. Наши ученые детей до двух лет не рекомендуют даже подпускать к телевизору, а немецкие врачи и того строже — пропагандируют телевоздержание до трех лет! Почему? Как отражается на детском здоровье и психике любовь к телевизору?
2 60054

Движение
Движение — жизнь! А для ребенка — это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров — возможное состояние возбуждения и раздражительности. Так нервная система восполняет вынужденное бездействие повышенной активностью. Или, наоборот, после затяжных телесеансов у ребенка заторможены реакции — это связано с изменением сознания, трансом.
Что делать? Если уж передача, действительно, интересная, частые перерывы на рекламу (она занимает четверть трансляций!) можно использовать как двигательную паузу. Поиграйте вместе с ребенком или дайте ему какое-нибудь поручение по дому. Это снимет мышечное напряжение.

Речь
Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития. Причина в том, считают они, что детская психика при просмотре передач больше направлена на визуализацию, чем на вербализацию. Последние исследования доказали: детям легче пересказывать услышанное, чем увиденное. Если ребенок дошкольного возраста каждый день смотрит телевизор по одному часу, риск развития нарушений памяти увеличивается на 10%, утверждают американские педиатры. По статистике, многие дети в возрасте от двух лет проводят у телевизора более 10 часов в неделю! У 20% обследованных девятимесячных крошек, чьи родители использовали телевизор как няньку, медики обнаруживают запаздывание физического развития. Если теледозировка не снижается, то большинство детей к трем годам отстают в своем развитии на целый год, то есть говорят как двухлетние, и их дальнейшее развитие тоже под угрозой.
Что делать? Если уж смотреть, то с пользой. Каждый раз просите ребенка пересказать содержание просмотренного фильма и обсуждайте, что понравилось, а что нет. Если малыш повторяет рекламные слоганы, не прерывайте его — это способствует развитию речевого аппарата. Но обязательно разъясните, что значит «Ваша киска купила бы «Вискас», и так ли это на самом деле.

Зрение
Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы — нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз.
Что делать? Учите детей соотносить увиденное на телеэкране с реальностью. Если малыш видит на экране мяч, дайте ему настоящий, позвольте осмотреть и пощупать, чтобы развивалось его пространственное и цветовое восприятие. Сводите ребенка в цирк или зоопарк после просмотра передачи о животных, чтобы детский ум оцепил, каков тигр на самом деле и какими цветами его раскрасила природа.

Пищеварение
При просмотре увлекательной передачи у ребенка па 90% замедляются обменные процессы. Вот почему у «телевизионных» детей зачастую возникают разлады в работе желудочно-кишечного тракта. На ментальном уровне нарушение обмена веществ — это нарушение связей с окружающим миром, поэтому не удивляйтесь, если у телеребенка возникнут проблемы с общением». Кроме того, во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге человек съедает в 3 раза больше. Лишние кило — расплата за совмещение двух меню: зрительского и пищевого.
Что делать? Категорически запретите детям есть перед телевизором. И сами не подавайте дурной пример. Объясните ребенку природу этого «нельзя».

Способность принимать решения
В реальной жизни маленький человечек учится этому в игре — выбирает роль доктора или няни, папы или мамы, моделирует жизненные ситуации и находит решения. С телевидением все иначе: ребенок наблюдает за отношениями героев фильма или мультика, но лишен возможности выбирать — все уже решили за него и предложили готовый продукт. К тому же с экрана в виде безобидных мультиков дети могут усваивать и замену исконных человеческих ценностей. Проанализировав похождения популярного Шрека, учёные утверждают, что этот мультфильм формирует у детей неправильные стереотипы поведения мужчины и женщины. Герцог, который всегда должен быть героем, в мультике слаб и хил, от принцессы ждут нежности и женственности, а она оказывается сильной и мужественной (помните сцену, когда принцесса разбрасывает врагов направо и налево).
Что делать? Чаще предоставляйте чаду возможность больше общаться «живьем». Предложите поиграть во дворе или рассказать ситуацию, которая у него произошла с друзьями, спросите о принятом им решении. Проанализируйте с ребенком, правильно ли поступили киношные герои и почему.

Страх и агрессия
Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию. Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов — такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.
Что делать? Просмотрите телеанонс заранее, чтобы оградить чадо от нежелательных программ. В идеале детям до 7-8 лет лучше не смотреть передачи, повествующие о страшных событиях. Но если ребенок все же увидел подобное, создайте у него ощущение защищенности: сядьте рядом, обнимите. Обсуждая увиденное, объясните, что происходило на экране, сделайте акцент на том, что было предпринято для спасения людей.

Чувство времени
Результаты проведенных экспериментальных исследований показали, что если ребенок проводит перед телевизором много времени, у него замедляется восприятие длительности минуты — его субъективная минута больше 60 секунд вплоть до утраты чувства времени и выпадения из реальности. Кроме того, телевизионное время очень насыщенно, динамично, события сменяют друг друга с большой скоростью, за короткое время мы проживаем несколько жизней — «за себя и за того парня». Участие в яркой тележизни заманчиво, а реальность по сравнению с ней скучна. Это может привести к телезависимости. В Европе сейчас 5-6% детей, которых можно считать телезависимыми, они проводят у голубого экрана от 5 часов в сутки.

Что делать? Дозируйте время, проведенное у телевизора.
Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте — огромный! Дети 3-6 лет — не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет. Школьникам 6-11 лет — не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей.
Обсудить с детьми действия киногероев. Тинейджерам (11-14 лет) — до 1 часа. 14-18 годов —2 часа. Очень важным становится отбор передач. Пусть подросток аргументирует выбор передачи или фильма, поделится с родителями, что его привлекло или чему он научился благодаря просмотру. Время, проведенное за совместным просмотром и обсуждением увиденного, приобретает огромное значение.
С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера