Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.09.2013

Почему мы скрываем свои эмоции и чувства?

Если бы существовал прибор, фиксирующий частоту произнесения слов, среди лидеров наверняка оказались бы "мне все равно", "плевать", "не важно" плюс "не заморачивайся", "выброси из головы" и "забей". Если тебя обидели или тот парень с челкой не перезвонил, или вообще одиноко и в целом погано на душе - они всегда выручают. И ты отметаешь неважное, "фигню", закрываешь все щели в душе, задраиваешь броню, натягиваешь капюшон и "как-то так" живешь, смотришь сериалы, киваешь кому надо, ходишь на работу. Почему ты так делаешь и как не стать окончательно холодной ледышкой, заперев под тяжелый замок свои чувства и эмоции?
3 104660
Хорошо быть закрытой. Неуязвимой, как Лара Крофт. Смотреть с высоты своей непробиваемости. Представлять себя сильной. Тургеневские барышни с мокрыми платочками не в почете. Они хнычут, они ранимы. А мы-то живем в мобильное время, в эпоху интернета и дизайнерских чехлов для телефона. Эмоции неэргономичны и соответственно не вписываются в современные реалии. Для чего они сейчас? Нажать кнопку "перепоста" под слезливым рассказом про щенячий приют, пожертвовать сто рублей кому-то на койке в проводочках, чья фотография третий день мелькает в соцсетях. Даже ярость принято выражать тихо, давя пальцами червяков в айпаде. Ну не тарелками же бросаться, право слово.

Мы стали красивые и пластиковые, отринули все вылезающее за контуры. Маска-улыбка нам заменила любопытное выражение лица, вместо естественных порывов мы демонстрируем на первом свидании набор правил из сборника НЛП. Самое главное там такое: "Не показывать мужчине истинных чувств". Это же страшный позор - а вдруг он догадается, что ты хочешь замуж. Еще страшнее - показать, что тебе сегодня уныло. Нет, правильная девушка, в правильной обуви, с правильными ягодицами, должна быть"на позитиве". А то вдруг в тебе заподозрят не Лару Крофт, а ту, с кружевным платочком, тургеневскую?

Вечно зеленые
Откуда в нас боязнь искать себя настоящей - без эмоционального макияжа, без этих уловок? Канадский психотерапевт Гордон Ньюфельд замечает, что такое защитное повеление в первую очередь свойственно подросткам.

Когда говорят об инфантильности, чаще всего имеют в виду легкое отношение к жизни и привычку проводить время за компьютером. Однако с детством нас роднит еще кое-что. Например, эмоциональная незрелость, пубертатная боязнь чувств, привычка бросать "мне по фигу" в ответ на любое раздражение. На примере подростков это объясняется тем, что человеку необходима крепкая эмоциональная привязанность, надежно работающая, нерушимая, как бронзовый памятник Ленину. Когда родители отдаляются от своих детей, а дети тоже, в свою очередь, игнорируют родителей, компасной стрелкой начинают выступать сверстники, такие диковатые ребята, которые сегодня с тобой идут в кино, завтра вместе высмеивают, а послезавтра дружат с кем-то более модным. В отношениях ровесников нет обязательств, на которые можно положиться, нет безопасной гавани, нет ощущения, что тебя хорошо знают и понимают. В такой среде самым естественным самочувствием становится самокопание, напряжение, опасение получить ранение, несовместимое с жизнью. Поневоле приходится обрастать ледком и репетировать невозмутимое выражение леща. По Ньюфельду, кстати, выходит, что многие из нас даже спустя годы так и остаются подростками, боящимися принять свою чувствительность, забетонированными в довольно примитивном коридоре эмоций. Но психологическая зрелость - это в том числе и способность принять свою ранимость, иногда говорить "да, мне больно", "да, я уязвима" и не выглядеть при этом как эмо.

Игра в защите
Существование без эмоций - это, конечно, классический сюжет про "человека в футляре". Жила-была начальница: очки на носу, пучок на голове, строила всех по линейке, ни разу не опоздала на работу и вообще подавала все признаки существа железной сборки. А потом влюбилась - и удивленные коллеги заметили, что пучок растрепался, очки съехали, а на годовом отчете вообще кто-то нарисовал сердечки. Вот оно: и жизнь, и слезы, и любовь.

Это еще и история про Спящую красавицу, замороженную вместе с эмоциями во гробе, в пещере и в темноте. Чтобы начать отношения, надо будет лед расколупать, а это не всегда удается с одного поцелуя - иногда приходится поработать киркой. И дальше эта красавица, то есть начальница, захлестываемая гормональными волнами, с удивлением осматривает дивный новый мир. Узнает, что перед грозой так пахнут розы и делает прочие неожиданные открытия. А потом новый поворот в сюжете: принц вдруг оказывается не принцем, а так... просто типом, который мимо проходил. Розы вянут, сердечки отправляются в урну, а Людмила Прокофьевна окончательно сатанеет. Что поделать, защитная реакция. В другой раз она так легко не сдастся. Очередному завоевателю сердца кроме кирки понадобятся еще и три бульдозера, и то не факт, что сработает.

Человек в железной маске
Самый неприятный нюанс - мало кто из людей просто притворяется истуканом, им действительно довольно легко стать. Работавший со сложными подростками Ньюфельд заметил, что отсутствие эмпатии, способности сопереживать, поза крепкого орешка - во многих случаях не игра на публику. Просто мозг так хорошо защитился от обид, что отключил заодно и сострадание, и страх, и еще кое-что по мелочи. Пережив серьезные эмоциональные травмы, мы вырабатываем иммунитет к таким ситуациям в будущем. От новой травмы мозг, конечно, не защитит, но может помочь ее не чувствовать. Иногда эмоциональная закрытость переходит в устойчивое состояние. Впав в него, человек не станет писать ерунду вроде "чувства умерли" или сочинять стихи "между нами километры тишины... " Закрылась и зажалась, стиснула зубы. Как заметить, что небо над головой стало чуть более серым? Что чья-то улыбка больше не трогает? Кто вообще переживает из-за таких мелочей? Возникающая индифферентность - штука плохо осознаваемая.

Симпатия против апатии
Однако без эмоций человеческая жизнь просто обесценивается. Все искусство начиная от симфоний Бетховена и заканчивая современными инсталляциями в виде скукоженных фаллосов - сплошь выражение эмоций. Отключи жизнь чувств - и что останется? Унылое механическое существование.

Но легко советовать: "Позволь себе быть эмоциональной", - скажешь ты. А вдруг окружающие не поймут? Мы живем в культуре, которая не очень приветствует открытые проявления чувств, особенно на людях. Неприятно, если в автобусе тебе в спину бросят: "Эй, истеричка, передай за проезд!" Однако, защищая свежий взгляд на мир и свою индивидуальность, за чувства все же следует побороться.

Активировать эмоциональную сферу можно не только в музее изящных искусств. Полезным бывает обратить внимание на мир вокруг: какие проплыли мимо облака, как, кружась, облетели листочки с березы, как романтично стучит дождик по тротуарной дорожке. В мире много прекрасного. Вспомни школьный курс литературы - там лирические герои сплошь и рядом при виде картин родной природы и каких-нибудь расцветающих дубов бросались обнимать русскую землю, плясать камаринского или философствовать. Ну, в общем, ты поняла.

Не закрывайся в отношениях. Если бы мужчины были нужны для того, чтобы все время стоять перед ними по стойке "Смирно. Каблук. Напра-а-во!", то лучше б их вообще не было в нашей жизни. Психологи считают самым лучшим лекарством от очерствения привязанность. То есть такие отношения, в которых ты можешь расслабляться, плакать, просить утешения и получать его. (Кстати, если твое крепкое мужское плечо потом тоже захочет поплакать, ты должна воспринять это с радостью. Значит, он тебе доверяет.)
Автор: Анна

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера