Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

13.11.2013

Почему одни женщины стремятся быть красивыми, а другие нет?

Выходя из дома, мы отправляем миру письмо о самой себе, в котором просим обращаться с нами тем или иным образом. Посланием служит наше тело, одежда, лицо и его выражение. Многие женщины при этом старательно наводят марафет, тщательно подбирают одежду, стараясь выглядеть в глазах окружающих как можно более привлекательнее (порой, явно перебарщивая с методами "наведения красоты"). Другие же, наоборот, надевают на себя заляпанные джинсы десятилетней давности и растянутый свитер, не стесняясь появиться перед людьми с не очень чистыми волосами и без намека на макияж. Что же мы хотим подобным образом сказать о себе?
8 172413
В Японии очереди к дантистам: женщины просят врачей сделать им так называемую детскую улыбку, при которой клыки трогательно, но не очень изящно выдаются вперед. Сходство с кривозубым тинейджером обходится примерно в четыреста долларов, но после уплаты можно быть уверенной - успех у мужчин гарантирован. Так уж вышло: из-за любви к жанру аниме девушки, похожие на подростков, привлекают мужское внимание. Кто бы мог предположить, что ровные зубы, практически всегда считавшиеся одним из признаков красивой женщины, выйдут из моды?

Но, возможно, дело в том, что японские девушки за красотой и не гонятся. По мнению многих психологов, красота и трогательность никак не связаны, более того, находятся на разных полюсах. Трогательность - это мило, симпатично, приятно, уютно. Все это скорее ассоциируется с детьми. Красота же определяется хищностью, агрессивностью, сексуальностью, манерами, размером и бирками модных брендов. А это уже взрослый мир.

Безусловно, так и есть. Но к трогательности японок, созданной с помощью дантистов, все же примешивается доля хищничества и хитрости: настоящая цель этих девушек - не хорошо выглядеть, а привлекать и притягивать.

За пределы Японии мода на неровный привкус пока не вышла (хотя нельзя от нее зарекаться), и на остальных территориях правит бал традиционная для этих местностей красота: где-то - тонкая талия и высокая грудь, где-то - невозможно широкие бедра и целлюлит, где-то - кольцо в нижней губе. И чем красивее женщина, тем лучше ей, по идее, должно житься: красоту часто используют как инструмент, как ключик, открывающий дверь в волшебную страну. Речь не только о множестве поклонников и выгодном замужестве - социологические исследования подтверждают, что с красивыми людьми чаще хотят дружить или заводить романы, их охотнее берут на работу, им многое прощают.

Мы пользуемся своей красотой как инструментом, следим, чтобы он был в порядке: подбираем одежду, которая нам идет, подкрашиваем корни волос, занимаемся спортом и садимся на диету, чтобы сохранить изящные пропорции фигуры. Однако можно беспрестанно полировать и затачивать инструмент, пока он не сломается, а можно, наоборот, поставить его в угол и равнодушно смотреть, как он покрывается пылью.

Перебор с переменами
Поменять свою внешность сейчас не трудно, были бы деньги. И вот выясняется, что для дальней знакомой сделать липосакцию - почти так же просто, как почистить зубы. Социальные сети гудят, обсуждая описанную в одной статье беседу двух светских дам, которые смешно делились подробностями работы швейцарского пластического хирурга и полагали, что неприлично выглядеть старше 27, даже если тебе уже 58. Ничего смешного тут, правда, нет: налицо грядущие медицинские проблемы. Любители "желтых" изданий хорошо знают о страданиях наших актрис и певиц, организовавших себе новую молодость с помощью скальпеля: лица, похожие на застывшие маски, упорно съезжающая на сторону улыбка, веки, которые после нескольких блефаропоастик отказываются полностью закрываться, отчего глаза сохнут и приходится все время пользоваться увлажняющими каплями... Ради чего такие мучения?

Все для того, чтобы остановит время. Застрять в молодости. Не прожить, не прочувствовать большой кусок жизни, насыщенный другими радостями, не очень похожими на юношеские. Чтобы эти радости второй половины жизни ощутить и прожить, нужно обладать мудростью, тонкостью, чуткостью и большой способностью чувствовать. Молодые люди чувствуют остро, а вот те, кто изо всех сил удерживает себя на рубеже юности, такую способность теряют. Душевную вслед за телесной, когда лицо начинает напоминать маску - после пластики, ботокса и просто из-за того, что сильные эмоции провоцируют появление морщин.

Ботокс и эмоции связаны. Эти инъекции люди делают, пытаясь скрыть последствия проявления своих эмоций, словно стереть их из жизни. Некоторые исследования позволяют предположить: ботокс не только ограничивает возможность выражать эмоции, но и воздействует на способность их испытывать. А человек, старающийся изо всех сил не ощущать себя и вообще ничего не чувствовать, идет по неправильному пути.

За нескончаемой чередой пластических операций стоит страх старости и смерти - вместо того, чтобы ее признать или хотя бы подумать о ней, женщины надеются жить вечно, среди поклонников и карнавала, который никогда не стихает. А чтобы в нем не потеряться, необходимо всегда оставаться молодой.

Чрезмерное увлечение пластическими операциями, связанное не с желанием подправить то, что изначально создала природа (например, подправить горбинку на носу или сделать лопоухие уши обычными), а с попыткой сделать себе идеальное тело и безупречное лицо, может быть также ответом родителям, которые слишком многого хотели от своего ребенка, мечтая о том, что его красота и умения принесут им всеобщую любовь и уважение.

Родители могут транслировать мнение быть идеальными, и эти ожидания сначала воспринимаются по отношению к телу, внешнему виду, а уже потом распространяются на все сферы жизни человека. Таким образом они пытаются решить свои проблемы, сделать реальностью личные фантазии, но сказывается это на ребенке. Когда девочка вырастает, она всю жизнь страдает от собственной неполноценности, от невозможности соответствовать идеалу. Как следствие, наиболее вероятны попытки усовершенствовать себя, в первую очередь, на физическом уровне, прибегая к многочисленным пластическим операциями.

Минус тело
У битвы за красоту есть и противники - те, кто не следит за собой. Когда пропадает желание быть привлекательными, это может говорить о том, что нам в данный момент вообще ничего не хочется делать - ни выстраивать отношения, ни поддерживать их, ни флиртовать, ни менять что-то в своей жизни, ни достигать успеха. Так происходит, когда человек "теряет" себя или у него не остается моральных и физических сил. Вся энергия уходит на что-то другое, например на решение проблем детско-родительских отношений или женско-мужских. Иногда подобное случается в парах, где происходит полное слияние партнеров. При этом один из них может полностью раствориться в другом и проживать его жизнь за свою, забывая о себе, переставая осознавать свои собственные потребности. Негативный опыт отношения с мужчинами тоже способен привести к тому, что женщина своим внешним видом отталкивает желающих с ней общаться.

Апатия, равнодушие к своей внешности, равно как и ко всему остальному, могут быть признаками депрессии или начинающейся болезни. После лечения интерес к себе возвращается. Но есть и иные случаи, когда женщина словно не разрешает себе быть красивой, уверяя себя и окружающих, что ей нравится только темное и мешковатое, и что немытые волосы и ногти разной длины - это нормально. Такая женщина словно сообщает: "Не смотри на меня! А если посмотришь, то отвернись!" Она может прятаться и за строгостью, рассуждая о том, что любить надо душу, а не тело, и за веселой бравадой сочиняя байки вроде: "Приличная женщина не выйдет на улицу с несвежим маникюром. У идеальной леди несвежего маникюра не бывает. А у нормальной тетки руки не грязные - и ладно!" И всегда найдутся единомышленницы, которые поддержат ее слова одобрительным кивком или десятком-другим лайков.

Источники нелюбви к своей внешности, не связанные с временным состоянием нашего организма или настроения, прячутся в детстве. Глаза матери - первое зеркало, в котором ребенок может увидеть себя и прочитать, что его понимают и любят таким, какой он есть, со всеми недостатками и изъянами. Так формируется положительный образ себя. Если же у девочки были конфликтные отношения с матерью, принятие своей женственности будет осложнено. Например, собственная красота и успешность могут восприниматься женщиной, как триумф над матерью, что влечет за собой или воображаемое наказание с ее стороны, либо невыносимое чувство вины за ее низвержение.

Подаем сигнал
Какое телесное послание мы подаем миру, чего от него хотим? Надевая туфли на каблуках и короткую юбку, планируем привлечь внимание мужчин, выходя из дома в бесформенном свитере, стараемся спрятаться от чужих взглядов. При этом можем очень удивиться, если ни на юбку, ни на красную помаду никто не отреагирует: нежелание быть красивой иногда оказывается в нас слишком глубоко, остается неосознанным, и мы искренне недоумеваем, отчего инструмент нашей красоты не работает - он же отточен как надо, смазан как надо. Так в чем же дело?

Образ, который создаем сознательном выбором одежды, обуви, сумочек и других аксессуаров, бессознательно обращен к друг людям, и говорит о том, как человек хочет выглядеть в глазах окружающих. А проявления телесности - позы, жесты, мимика, движения - гораздо правдивее передают другим информацию о нас, потому что тяжелее поддаются контролю. Например, область губ совершенно не подвластна человеку. То есть даже решая "быть красивой" и прилагая к этому некоторые усилия, не сможет привлекать внимание без внутреннего настроя. И даже если кажемся себе в зеркале просто прекрасными - прелесть, а не девушка! - те, кто увидит нас в изящном наряде и при тщательном макияже, смогут оценить наш вкус, но все равно вряд ли поймут, мысленно сформулировал причину: "Что-то в ней отталкивает". Так их бессознательное прочтет наше, в котором могут скрываться и слишком сильное желание отношений и месть кому-то, оставившему нас, и злость, и запрет на отношения. Потому знакомство вряд ли состоится, разве что у человека для этого знакомства есть собственные причины, тоже не особенно связанные с симпатией, дружбой и любовью.

Кому же на самом деле мы адресуем наши сигналы, наше желание быть красивой? Давайте заменим абстрактное понятие "мир", куда адресуется некое послание, конкретным человеком, которому мы хотим что-то рассказать. Прежде всего это история о внутренних эмоциях и переживаниях, передающихся языком тела, известным каждому человеку с рождения. Первый опыт такого общения мы приобретаем в раннем детстве, и сигналы, посылаемые в мир во взрослом возрасте, не сильно отличаются от тех, которые ребенок посылает матери: "Мне больно, мне страшно, я чувствую себя ненужным" или "Я доволен, я люблю, я нахожусь в согласии с собой и миром".

Как и младенец, в ответ мы ждем отклика, хотим быть понятыми и услышанными. В каком-то смысле это поиск абсолютной, безоценочной любви, встретить которую - по крайней мере с первого взгляда - в оценочном мире проблематично.

Можно, конечно, бросать такому миру вызов, перестав чистить туфли и втайне надеясь, что прекрасный принц и так разглядит наши духовные богатства. Но это большой риск: все-таки хорошо, когда и руки чистые, и маникюр в порядке, и в глазах не горит: "Сейчас ты обеспечишь мою вечную молодость, сколько бы она не длилась". Принцы, под какими бы личинами они не скрывались, - тоже люди. Они любят, когда красиво. И не всегда помнят мудрую фразу Льва Толстого: "Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро".
Автор: Анна

Коммент. (1)

Евгения Н.
"Красота определяется бирками модных брендов". Ах, Анна, Вас же на цитаты растащат читатели космополитенов. Простите нас, о великие поэты, воспевающие женскую красоту... ибо не достойны мы.
Евгения Н. 21 декабря 2018 12:41 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера