Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ребёнок и дорога – основы безопасности

Подростки


Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Задавались ли вы вопросом: насколько ваш ребёнок знает правила дорожного движения и безопасного поведения на улице? Соблюдает ли их? Кто-то может спросить: «Зачем объяснять малышу правила безопасности, если пока он появляется на улице только за руку со взрослым?» Но ведь не так уж далёк момент, когда ваш ребёнок пойдёт в школу, станет самостоятельным пешеходом и пассажиром... И к этому моменту у него должно быть сформировано сознательное и безопасное поведение. От этого зависит здоровье, а порой и жизнь ребёнка. Поэтому и разговор в данной статье предстоит очень серьёзный: ребёнок и дорога – основы безопасности. Это должен знать каждый родитель.

1 33069

Самые распространённые причины несчастий, происходящих с детьми на дороге - переход улицы в неустановленном месте или на красный свет, внезапное появление перед движущимся транспортом. Несчастные случаи повторяются, несмотря на то, что детишек и в детском саду, и в школе учат правильно переходить улицу. Ваш малыш, казалось бы, знаком с правилами дорожного движения. Так ли это?

Побеседуйте с ребёнком, понаблюдайте за ним и оцените, может ли он самостоятельно ориентироваться на дороге, принимать верные решения. Ведь большинство детей чувствует себя уверенно на улице лишь после десяти-двенадцати лет. Если ваш ребёнок не готов, то при выходе на улицу вам пора не только брать его за руку, но и воспитывать, прежде всего, личным примером: убеждать и объяснять. Не оставляйте без ответа его вопросы, связанные с дорогой, вождением, авариями и т.п., даже если они кажутся вам несущественными. Это важно! Если вы отмахнётесь от его расспросов, ребёнок сделает выводы сам, и не факт, что они будут верными.

Расскажите малышу: «Когда появились первые автомобили, правил безопасности движения еще не было. Диковинке уступали дорогу. Автомобилей становилось всё больше. Пешеходы стали попадать под колеса машин, получать ушибы, серьёзные травмы и даже погибать. Тогда-то и было решено, что на улице должны быть разные дороги. Одну широкую, посередине, отвели для автомобилей. По обе её стороны сделали дорожки поуже, для пешеходов. И все были довольны, потому что никто никому не мешал. Со временем появились правила движения, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры».

Предложите ребёнку представить и рассказать, что было, если бы люди не придумали правила дорожного движения. (Трудно и проехать, и пройти. Водители ездят, как кому удобно, на большой скорости. Пешеходы переходят дорогу там, где им вздумается, мешая водителям и подвергая себя большой опасности.) Вывод сделайте вместе: необходимо знать правила дорожного движения и выполнять их, иначе возникнет путаница, которая может привести к беде. Малыш должен уяснить: проезжая часть улицы предназначена для автомобилей, тротуар - для пешеходов, переходить дорогу можно только в установленных местах.

Переходим дорогу безопасно.

Рядом с проезжей частью не позволяйте ребёнку бежать впереди вас, крепко держите его за руку, не забывайте, что он в любую минуту может вырваться. Обращайте внимание ребёнка на свои действия, поведение других пешеходов, иначе малыш привыкнет переходить дорогу, не глядя, полагаясь на вас. Игрушку малыша возьмите «подержать» себе: во время перехода он может отпустить вашу руку и неожиданно выскочить на проезжую часть за некстати упавшим мячиком или куклой.

Если малыш носит очки, помните, что они не корректируют боковое зрение, столь важное для юного пешехода! Поэтому обращайте особое внимание ребёнка на типичные ситуации с закрытым обзором, учите оценивать скорость приближающейся машины.

Ожидая сигнала светофора, некоторые нетерпеливые граждане ступают на проезжую часть, не дожидаясь зелёного света. Гораздо безопаснее стоять в шаге-полутора от бордюра, чтобы не угодить под колеса проезжающего автомобиля.

Вероятнее всего, ваш малыш уже знает, как переходить проезжую часть по светофору и с удовольствием процитирует: красный свет - дороги нет, жёлтый - подождите, а зелёный свет - идите (или: а зелёный свет горит - пешеходу путь открыт). Но эти правила не всегда соблюдают даже взрослые. Объясните ребёнку, что правила нарушают «плохие» дяди и тёти, и с них нельзя брать пример. Расскажите малышу, что для полной безопасности нужно «поглядывать» в сторону стоящих машин, даже если переходишь дорогу на зелёный свет. Объясните, почему нельзя останавливаться на переходе.

Возможно, ваш ребёнок знает, как перейти дорогу и по нерегулируемому переходу («зебра» есть, а светофор отсутствует). Однако убедитесь в этом. Лучший способ, конечно же, игра. Вместе с малышом нарисуйте на большом листе бумаги дорогу, обозначьте переход. Возьмите маленькие игрушки (например, фигурки из киндер-сюрпризов) и поиграйте. При переходе дороги ребёнок комментирует «действия» игрушки: подошёл к переходу, остановился, посмотрел налево, если машин поблизости нет, выхожу на проезжую часть и шагаю по «зебре». Дошёл до середины дороги, посмотрел, не появились ли машины справа. Если да, останавливаюсь на «островке безопасности», пропускаю их и только тогда иду дальше. В игре пригодятся и маленькие машинки: вы можете стать водителем, а ребёнок пешеходом, и наоборот.

На остановке.

Вы долго ждёте автобуса, а его всё нет и нет...

Остановитесь в некотором отдалении от проезжей части (ребёнок дальше, чем взрослый). Если не запаслись на этот случай игрушкой для малыша, просто поговорите с ним. Спросите, во что и с кем он играл, что рисовал, лепил в детском саду, что хочет делать дома. Можно подойти к газетному киоску, рассмотреть журналы, купить понравившийся.

Не позволяйте ребёнку затевать игры, ходить по бордюру, отделяющему тротуар от проезжей части. Это опасно, особенно в сырую погоду или гололёд. Ребёнок может поскользнуться и попасть под останавливающийся автобус. Кроме того, если при гололёде проезжающий автомобиль занесёт, он вылетит прямо на тротуар. А если неподалёку есть лужа, проезжающие машины могут попросту обдать вас с малышом грязью.

На остановке собралось много людей. Вы крепко держите ребёнка за руку, стоите в первых рядах. Вот и долгожданный автобус. Давка начинается жуткая. Вас могут «вдавить» в ещё закрытые двери, а могут и под колеса толкнуть, и в салон «внести». Даже для взрослого человека это стрессовая ситуация, а каково ребёнку?!

Такие поездки лучше совсем исключить. Если же вам приходится ездить вместе с ребёнком в часы пик, то ваше место не в первых рядах, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. Ведь этот автобус не последний, а физическое и психическое здоровье ребёнка дороже.

К останавливающемуся на остановке транспорту бегут люди. По тротуару, по самому краю проезжей части. Поддаётесь всеобщему ажиотажу и вы. Но так делать не стоит. Мало того, что, оступившись, вы можете упасть и увлечь за собой ребёнка. Вы ещё и рискуете вместе угодить под колёса! Малыш переживает: «Не успеем, мама (папа) уедет, а я останусь». Зачем же рисковать жизнью и здоровьем, волновать ребёнка? Опять-таки, и этот автобус не последний.

Наконец вы в салоне. Первым входит ребёнок, взрослый за ним. Пройдите вперёд, чтобы дать возможность войти остальным пассажирам. Напомните малышу, что нужно держаться за поручень, нельзя высовываться в открытые окна, выбрасывать мусор, выходить из транспорта до полной его остановки. Лучше будет, если вы сделаете это не в форме нотации, а, обратив внимание на подобные ситуации с другими пассажирами.

Если первым из автобуса выпрыгивает ребёнок, он может споткнуться и упасть, попытаться самостоятельно перебежать дорогу. Поэтому вначале из транспорта всегда выходит взрослый. Встав слева от двери, он помогает выйти малышу.

В автомобиле.

Наступило лето - время отпусков, поездок за город, на дачу, на природу. Многие совершают эти маленькие путешествия на собственном автомобиле.  Как правило, ребёнок старается занять место на заднем сиденье первым. Если потом там же садятся взрослые, то они могут прижать его к двери. При движении автоматическая блокировка дверей предусмотрена не во всех автомобилях. Нажать же кнопку или ручку взрослые попросту забывают. В таком случае дверь на полном ходу может распахнуться, а ребёнок - выпасть на дорогу, под колёса других машин. Да и при остановке сидящий крайним ребёнок не будет ждать, пока взрослые выйдут из машины, а сразу же выскочит первым. Если он попадёт при этом на проезжую часть дороги, то окажется в опасности. Не допускайте этого!

Итак, ребёнок уселся на заднее сиденье, дверь заблокирована. Вот только дети, особенно маленькие, такие непоседы! Минута - и любимый отпрыск стоит с ногами на сиденье, строит рожи в заднее стекло, открывает окно, высовывает наружу руку или, что ещё опаснее, голову. При резком торможении или повороте стоящий на сиденье ребёнок может попасть в проём между креслами и получить серьёзные травмы. Поэтому перевозить малыша до двенадцати лет на заднем сиденье автомобиля вы можете лишь на руках, пристегнувшись ремнём безопасности, или в специальном детском кресле.

Правила дорожного движения разрешают перевозить ребёнка до двенадцати лет и на переднем сиденье (если он при этом находится в детском кресле). Ехать спереди очень хочется любому ребёнку, особенно мальчику. Но место рядом с водителем самое опасное в случае столкновения. Так стоит ли рисковать? Если всё же ребёнок едет спереди, не забудьте о ремне безопасности. Если у него нет автоматической регулировки, подтяните его вручную. Ремень, который плохо отрегулирован, не спасёт ребёнка от серьёзной травмы головы и грудной клетки в случае резкого торможения или столкновения.

Чтобы поездка не была утомительной для малыша, поиграйте с ним. Вспомните старые добрые пальчиковые игры: « Сороку-белобоку» или менее известную:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я.

Вот моя семья!

С самыми маленькими поиграйте в игры: «В какой руке спрятано», «Назови детёнышей животных», «Кто как говорит».

Для детей постарше подойдут игры «Города», «Скажи наоборот» (ребёнок подбирает антонимы к заданным словам: густой-редкий, плакать-смеяться и т.д.). Интересна игра «Если бы, да кабы». Ребёнку предлагается закончить предложение по схеме: «Если бы я был ... (кем, предлагает взрослый), то я бы..., потому что...». Получается примерно так: «Если бы я был машиной, то гоночной, чтобы быстро доехать в любое место», «Если бы я была яблоком, то зелёным и кислым, чтобы меня никто не съел». С такими развлечениями время в пути пролетит быстро.

Отправляясь в дорогу вместе с малышом, постарайтесь, чтобы ваши действия демонстрировали ему и заботу о его безопасности, и правильное поведение в самых различных ситуациях.

Не случалось ли вам быстренько перебегать дорогу на красный свет, пока поблизости нет машин? Если у вас есть машина, всегда ли вы корректны по отношению к пешеходам и другим водителям? Ваш ребёнок, идущий рядом по улице или сидящий в автомобиле, всё видит и всё запоминает. Даже незначительные нарушения правил могут стать плохим примером для малыша. Вы - непререкаемый авторитет для ребёнка, ваши действия во всех дорожных ситуациях должны быть правильными.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера