Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Большие проблемы у маленького школьника

Детские учреждения


Начальная школа – особый период в жизни, как ребенка, так и родителей. В это время могут возникнуть большие проблемы у маленького школьника. То здесь, то там слышны обрывки разговоров о сложных программах и высоких нагрузках, отношениях с учителями и сверстниками. Есть родители, у которых при слове «школа» замирает сердце и в душу закрадывается тревога. Это родители маленьких школьников, в первую очередь тех, у которых уже есть какие-либо физиологические особенности и проблемы. Или же они могут возникнуть при обучении. Хотелось бы посоветовать ро­дителям взять себя в руки, успоко­ить и поддержать своего ребёнка.

0 18538

Ребёнок – левша.

До двухлетнего возраста все дети без каких-либо неудобств обычно одинаково пользуются обеими руками. Предпочтение ле­вой или правой руке отдаётся уже в более старшем возрасте. Чаще левшами становятся мальчики (примерно, каждый десятый). В советские времена таких детей в школе обязательно переучива­ли. Но ни к чему хорошему это не приводило. Травмировалась психика ребёнка, возникала за­держка навыков чтения, письма, рисования, могло появиться заи­кание. Сейчас отношение к леворуким изменилось. Выбор левой руки - это не прихоть ребёнка, а особенности работы его голов­ного мозга. Такие дети очень ра­нимы, неординарны, чаще всего творчески одарены и очень тонко воспринимают окружающий мир. Среди знаменитостей тоже много левшей. Например, английская королева Елизавета, великие скульпторы и художники (Микеланджело, Леонардо да Винчи), известные арти­сты.

При поступлении в школу сто­ит предупредить учителя об этой особенности своего ребёнка, кото­рую необходимо учесть при рас­саживании детей за партой. Это нужно для того, что­бы они не мешали друг другу при письме. Даже если ваш ребёнок предпо­читает действовать левой рукой, то ему стоит развивать и правую. Можно лепить, вязать, учиться играть на музыкальных инструментах. Одним словом, выполнять такие виды работ, где требуется согласованное действие обеих рук.

У ребёнка есть нарушение зрения.

Возраст поступления в школу совпадает по времени с периодом функцио­нальной неустойчивости органов зрения. Начало обучения,  в то же время, связано со значитель­ным возрастанием нагрузки на глаза. Примерно около пяти процентов детей ещё до поступления в школу имеют проблемы со зрением и носят очки. Ещё больше входят в группу риска по развитию бли­зорукости. Родителям не стоит беспоко­иться. Учителя должны совместно с ме­дицинским работником школы подобрать оптимальную схему рас­саживания с учётом степени нару­шения зрения и роста ребёнка.

Ребёнок болен сахарным диабетом.

В школе новые впечатления, повышенные психологические и физические нагрузки. При правильном лечении и диете у школьников сохраняется хорошая работоспособность. Тем не менее, необходимо избегать большой физической или нервно-психической нагрузки. В зависи­мости от состояния ребёнка врач может назначить ему занятия физкультурой в подготовительной группе. Спортивные тренировки и участие в соревнованиях запре­щаются. Больному ребёнку стоит всегда иметь при себе своеобраз­ный «паспорт диабетика», в ко­тором указаны его фамилия, имя, адрес, диагноз, дозы и время вве­дения инсулина. Если ребёнку ста­нет плохо, и он потеряет сознание, такой документ поможет оказать ему правильную своевременную помощь. Можно заказать ребёнку специальный браслет или жетон, на котором выгравировать его фа­милию, имя, адрес и диагноз.

Ребёнок по темпераменту очень медлителен.

Многие родители волнуются, что это станет причиной его неуспеваемости. Примерно половина детей по каким-либо причинам не справля­ется с темпами, которые требуют от них взрослые. А каждый деся­тый ребёнок явно медлительнее остальных. Причин тому может быть множество. Это и болезнь, и функциональная незрелость нерв­ной системы, и особенности темперамента, и защитная реакция. Неправильно рассматривать такое поведение ребёнка как упрямство, непослушание. Ведь при доста­точном количестве времени он выполняет задание. Таких детей нельзя торопить, это ещё больше затормаживает их. Трудности у медлительного ребёнка, конечно же, будут. Ему будет сложнее вы­полнять задания на уроках, ког­да есть ограничения по времени. Адаптируется такой ребёнок тоже дольше. Но у медлительных детей есть свои преимущества: задания они выполняют более тщательно, старательно и вдумчиво.

Занимайтесь с маленьким школьником дома, и со временем всё станет на свои места. У детей с преобладанием тормозных про­цессов навыки приобретаются с запаздыванием примерно на один ме­сяц. Но зато они очень прочно закрепляют­ся и не исчезают при неблагопри­ятных условиях.

Ребёнок очень активен.

Маленькие школьники, особенно первоклассники, мо­гут удерживать внимание не бо­лее 15-20 минут. Затем они начинают вертеться, шуметь, играть. Двига­тельное беспокойство - нормаль­ная защитная реакция организма ребёнка, которая не позволяет ему доводить себя до переутомле­ния. Вообще о переутомлении ма­ленького школьника может говорить ухудшение почерка, увеличение числа ошибок, «глупые ошибки», замедление темпа речи. А еще рассеян­ность, невнимательность, вялость, плаксивость, раздражительность.

Зачастую в дошкольном и младшем школьном возрасте мно­го беспокойств вызывает синдром повышенной двигательной актив­ности. Дети с его проявлениями чрезмерно подвижны, неусидчи­вы, невнимательны и драчливы. Данное расстройство встречается чаще у мальчиков, чьи матери во время беременности перенесли какие-либо заболевания. Как пра­вило, к 12 годам такая «двигатель­ная буря» затихает, и ребёнок ста­новится более уравновешенным. Дети с преобладанием процессов возбуждения часто опере­жают своих сверстников в развитии речевых функ­ций и в действиях с предметами.

Как помочь «маменькиному ребёнку» адаптироваться к школе.

Многие   дети идут первый раз в школу с большим интересом и готовно­стью выполнять учеб­ные задания. Они с удовольствием воспри­нимают слово учителя и выполняют его требова­ния. Но в дальнейшем маленькие школьники сталки­ваются со сложностями. Они стоят перед выбором между  «хочу»  и «надо», «интересно» и «не­интересно», «умею» и «не хочу». Жизнь первокласс­ника предъявляет большие требования к воле ребёнка. Надо вовремя встать, успеть в школу до звонка, выполнять многие прави­ла, уметь контролировать своё по­ведение. Именно навыки самокон­троля помогают ребёнку быстрее и легче приспособиться к школе.

Период адаптации может длиться от месяца до года, поэто­му родителям придётся набраться терпения. Помогите своему ре­бёнку, поддержите, приласкайте, погладьте. Вспомните своё школь­ное детство, расскажите сыну или дочери о его приятных моментах. Главное - дать понять ребёнку, что если ему будет трудно, вы его пой­мёте и обязательно поможете. Пообещайте, что со всеми трудностями вы будете справляться вместе.

Каждый ребёнок ждёт от родителей похвалы, даже в мелочах. Разделите с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетради с хорошими отметками покажите родственникам, друзьям. Пусть ребёнок знает, что вы гордитесь им, что его школьные успехи очень важны для вас. Со временем вы увидите, что все приходит в норму. Школа вызывает всё меньше отрицательных эмоций, появляется  интерес, а потом и желание учиться.

Желательно по взаимной дого­ворённости с учителем создать та­кую ситуацию, в которой ребёнок смог бы показать, на что он спосо­бен. Одобрение одноклассников и учителя создаст у ребёнка ощуще­ние собственной значимости. А со временем положительное отноше­ние распространится и на учёбу.

Что делать, если ребёнку не понравился учитель.

Родители   всегда   рады, если у ребёнка в начальной школе классный руководи­тель - интересный, добро­желательный и терпеливый человек. Очень важно, чтобы   первый   учи­тель работал не про­сто с учениками, но и с конкретными детьми. Ведь у каждого из них есть свои особенности, к каж­дому из которых нужен свой   индивидуальный  подход. Детям часто слож­но бывает приспо­собиться к новому стилю отношений. Им трудно смириться с тем, что в школе они - одни из мно­гих. Привыкшие к повы­шенному вниманию дома, такого же отношения к себе они ожидают и от учителя. А обманувшись в ожиданиях, решают, что «учительница меня не любит, плохо ко мне относит­ся». Но в школе дети оценивают­ся, в первую очередь, по своим деловым качествам и успехам. И нередко объективный взгляд учи­теля видит у ребёнка недостатки, которые не замечают родители. В этой ситуации можно пореко­мендовать родителям установить контакт с педагогом, прислушать­ся к его точке зрения. С ребёнком надо поговорить дружески, объ­яснить ему, чего же на самом деле хочет от него учитель, постараться помочь найти взаимопонимание.

Как поступать родителям, если в классе ребёнка обижают?

Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребёнка. Помните, что при больших проблемах у маленького школьника могут возникнуть большие проблемы и во взаимоотношениях внутри семьи. Глубоко обижен­ный малыш, естественно, ждёт поддержки от родного человека. Не отталкивайте его, постарай­тесь понять, что случилось. Стре­мясь понять переживания и слёзы своего дитя, вы способствуете соз­данию более доверительных и до­брых отношений между вами. Вообще, в начальной школе у детей зарождается очень важный регулятор поведения - самооцен­ка. От того, как будет складывать­ся отношение ребёнка к себе, зави­сят его общение с окружающими, реакция на успехи и неудачи, дальнейшее развитие личности. В этот период самооценка ребёнка во многом определяется тем, как его оценивают взрослые. Узнав, что ребёнка обижают, прежде всего, выясните, что случилось. Выслушайте его до конца, не перебивая. Затем попытайтесь школьника успокоить. Объясните ему, что всё можно изменить, люди взрослеют, становятся умнее, терпимее. Постарайтесь вместе с ребёнком понять, почему тот или иной человек так поступил, научите его правилу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы к тебе относились другие».

По мнению известного фран­цузского психолога Ж. Пиаже, с семилетнего возраста ребёнок становится способным к сотруд­ничеству с другими людьми. Он уже может руководствоваться не только собственными желаниями, мнениями, но и понять точку зре­ния другого человека. Обычно в этот период ребёнок уже способен анализировать ситуацию, перед тем, как действовать.

Попробуйте объяснить ему, что другие испытывают такие же чув­ства, как и они. Ребёнок живёт не на необитаемом острове. Для раз­вития ему необходимо общаться с другими детьми. Нужно уметь сравнивать свои силы и способности с резуль­татами других. Надо проявлять инициативу, договариваться, находить выход из неприятной ситуации, действовать. Помогите своему ре­бёнку найти общий язык со свер­стниками, организуйте совмест­ные прогулки, экскурсии и игры.

Первоклассник категорически отказывается читать.

Иногда плохая успеваемость может быть обусловлена тем, что ребёнок определён в школу слиш­ком рано. Около 25 % детей к школе ещё не достигают уровня. Они ещё не переключились с детского сада на школу: что-то недослышали, что-то недопоняли. Попытки за­ставить читать обычно воспри­нимаются ребёнком «в штыки». Главное в этой ситуации - не ста­вить на ребёнке клеймо. Если вы хотите научить его чему-либо, помните, что цель обучения должна быть эмоционально значима для него. Достигнув цели, ребёнок ждёт по­хвалы или удивления взрослого. Содержание книги должно пора­зить и увлечь ребёнка. Важно при­внести в процесс обучения игру, некий со­ревновательный момент. Также старайтесь читать ребёнку вслух, останавливаясь на самых интересных моментах. Читайте сами - видя вашу увлечённость, он также постепенно заинтересу­ется чтением.

Ребёнок не желает делать уроки.

Сидеть родителям рядом со школьником часто не хватает времени. Да и хочется, чтобы он научился работать самостоятельно. До поступления ребёнка в школу многие родителибыли уверены в том, что никогда не будут си­деть с ним во время приготовле­ния уроков. Но иногда ситуация складывается таким образом, что другого выхода у них просто не остаётся. Очень многое в школь­ной программе предусмотрено для отработки дома. А поскольку ребё­нок не может справиться с таким объёмом новой информации один, негласное присутствие взрослого подразумевается как само собой разумеющееся.   Это  реальность! Поэтому не обижайте своё дитя упреками в том, что он глупее дру­гих, что остальные дети со всем справляются сами.

Очень важно, чтобы ребёнок был уверен в своих силах. Не то­ропите его, не забывайте поощрять даже за малейшие успехи. Ставь­те перед малышом такие цели, которые он в состоянии понять. Приучайте его не пасовать перед трудностями, верить в свои силы и возможности. Ваша задача - на­правлять своё дитя в достижении этой цели. А помогать стоит лишь тогда, когда ребёнок действитель­но не может справиться с задани­ем сам и просит вас о помощи.

  Всегда помните: то, что сегодня ребёнок выполнил с вашей помощью, завтра он сможет сделать уже сам. Самостоятельность ребёнка может быть развита лишь на основе освоенных заданий. Тех - которые легко выполняются и вызывают чувство своей успешности. Помогите своему ребёнку об­рести уверенность в собственных силах, и он скорее сможет стать самостоятельным при подготовке домашних заданий.

Наказывать ли ребёнка за невыученные уроки?

Наказывать или нет и как это делать - каждый решает сам. Но стоит помнить, что нередко мо­ральное наказание может быть тяжелее физического. Даже если вы наказываете ребёнка, никогда не унижайте его! Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью. Если сомневаетесь, стоит наказывать или нет - не на­казывайте. И, главное, наказание никогда не должно вредить ни фи­зическому, ни психическому здо­ровью ребёнка. Помните, что у школьника очень много проблем: больших и маленьких. И только ваша искренняя поддержка и участие помогут адаптироваться в новом малознакомом школьном мире.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера