Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Введение первого прикорма грудничку

Груднички
Малышу, которого кормят исключительно грудью, и крохе-искусственнику прикормы вводят по разным правилам.
0 17941

Родителям, желающим ознакомиться с научной базой, на которой основаны рекомендации по введению первого прикорма грудничку, мы рекомендуем внимательно прочитать материалы Всемирной Организации Здравоохранения и Международной Молочной Лиги („LLL"). Официальная рекомендация — это исключительно грудное вскармливание ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев после рождения. До этого возраста малышу не предлагаются ни вода, ни соки, ни другие продукты. 6 месяцев — это нижняя граница начала введения прикорма. В некоторых случаях можно начать и позже. Необходимое дополнение: под исключительно грудным вскармливанием ВОЗ подразумевает такие принципы.

1.  Маленький ребенок получает грудное молоко так часто, как он захочет. При этом время каждого прикладывания к груди не ограничивается.

2.  Обязательно присутствуют ночные кормления, а по возможности — и совместный сон с матерью.

3.  Во время введения первого прикорма грудничку исключается использование пустышек, сосок и бутылочек.


Есть довольно
большая группа детей, которые и к 6 месяцам не готовы усваивать ничего кроме женского молока. Это связано прежде всего с особенностями дозревания желудочно-кишечного тракта. Какие же малыши часто не готовы к введению прикорма к полугоду? Это детки, которые довольно часто болеют, имеют риск аллергии, которые появились на свет путем кесарева сечения (или с помощью иного медицинского вмешательства), чье двигательное развитие идет с замедлением, у кого наблюдаются отклонения в развитии нервной системы. А также младенцы, получавшие в прошлом помимо грудного молока дополнительное питание, жидкости или медикаменты. Но в этом нет ничего страшного! Можно спокойно ждать своего срока, продолжая в полном объеме грудное вскармливание и наблюдая за соответствием веса и роста ребенка его возрастной норме.


Как правильно подготовить
малыша к началу прикорма и как правильно пользоваться введением первого прикорма грудничку?

Одним из базовых элементов подготовки, как уже было сказано, является наличие  грудного    вскармливания. Именно в мамином молоке   содержатся вещества, отвечающие за дозревание ферментативной системы желудка, формирование здоровой микрофлоры кишечника, создание барьера для проникновения аллергенов в кровь младенца, а также за множество других составляющих готовности.

Следующим важным шагом к введению первого прикорма грудничку станет знакомство младенца с жизнью кухни и поведением за столом. Именно наблюдение за всеми манипуляциями, производимыми с продуктами питания, позволит маленькому человеку сформировать грамотное отношение к еде. Малыша интересует абсолютно все: где хранятся продукты, как они выглядят в необработанном виде, что с ними делают в процессе приготовления трапезы, какие запахи при этом присутствуют, как аккуратно и дружно проходит сам прием пищи. Одним словом, новый член семьи всеми доступными для него способами впитывает культуру отношения к еде, характерную для данной семьи, а также усваивает основные правила поведения за столом. Практические  советы на этом этапе:

позволяйте малышу присутствовать рядом с вами, пока вы готовите еду;

почаще берите его с собой за стол во время приема пищи.


Детки
в возрасте 4-6 месяцев часто проявляют искренний интерес к тем предметам, которые они видят на столе во время завтраков-обедов-ужинов. Иногда этот живой интерес принимают за чувство голода и, „жалея" малыша, начинают вводить прикорм. Введение первого прикорма грудничку не составит труда маме, малыш может чувствовать себя уверенно. Не будем совершать подобной ошибки! Малыш требует вовсе не еду, а всего лишь ложки, тарелки, салфетки и прочие любопытные вещи, которые лежат перед ним. Он хочет подражать действиям взрослых: тянет ложку в рот, опрокидывает чашку, подносит ко рту и грызет салфетку. Он хочет всесторонне изучить свойства столовых предметов: как они стучат, пахнут, можно ли поместить их на язык. Он пристально вглядывается, как именно взрослые жуют и глотают пищу, тянется к маме или папе в рот, стремится повторить подобные манипуляции с едой. Поэтому мы дадим ребенку со стола в руки все, что считаем допустимым — те предметы, которые не причинят ему вреда и за сохранность которых вы не переживаете. Когда малыш заскучает у вас на руках, предложите ему игрушку, спустите рядом на пол, позвольте поэкспериментировать с другими предметами кухонного обихода (кастрюлями, половниками и т.п.).


Давайте подведем
итог сказанному и выделим основные задачи подготовительного этапа начала знакомства со взрослой пищей и ознакомимся с введением первого прикорма грудничку.

1.  Малыш внимательно наблюдает за этапами приготовления еды и появления ее на кухонном столе.

2.  Он изучает свойства тех предметов, которые используются для еды.

3.  Кроха получает первое представление о правилах поведения за столом.

4.  Формирует общее представление об отношении человека к еде.

Уже готов?


Как определить
, что младенец действительно готов к введению прикорма? Первая группа признаков

обусловлена наступлением определенной стадии развития головного мозга ребенка. В чем же это проявляется?

Кроха достиг необходимого уровня физического развития.

Ребенок может самостоятельно захватить еду руками, донести ее до рта, положить кусочки пищи в рот, прожевать, проглотить или выплюнуть, если она не понравилась.

Умеет движениями, знаками или звуками попросить еду, показать, какой из продуктов он сейчас хочет.


Способен ясно
выразить нежелание оставаться за столом дальше.

У него угас выталкивающий рефлекс языка: он без труда пережевывает деснами кусочки еды, не давясь ими и не испытывая позывов к рвоте. Введение первого прикорма грудничку обосновано рефлекторными способностями малыша.

Появление у малыша истинного пищевого интереса

 Интерес именно к еде, а не к предметам, выложенным на столе.

Ребенок не успокаивается, если ему вместо еды предложить поиграть со столовыми приборами, игрушками, салфетками и кастрюлями.


 Малыш не особо
интересуется тем, как едят взрослые, не тянется к ним в рот, когда они жуют.

Вряд ли согласится вместо еды удовлетвориться сосанием груди.

Наблюдается устойчивый пищевой интерес: подобное поведение становится систематическим, а не разовым. Вторая группа признаков готовности к введению прикорма обусловлена наступлением необходимой стадии дозревания желудочно-кишечного тракта. Что входит в эту группу?

Отсутствие аллергических реакций после знакомства с новым продуктом.

Отсутствие рвоты после приема „взрослой" пищи.


Отсутствие проблем
с пищеварением после проб незнакомой еды (запоры, поносы, вспучивания).

Если наблюдается хотя бы один из этих симптомов после начала введения прикорма, не будем торопиться! Желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов к перевариванию   и   усвоению прикорма. Необходимо продолжить исключительно грудное вскармливание, дождаться полного исчезновения неприятных последствий введения новой еды и повторять попытки с интервалом не менее чем в одну неделю. То есть у ребенка наблюдается достаточная физическая зрелость, устойчивый пищевой интерес и отсутствуют нежелательные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта на прикорм. Во всех остальных случаях введение взрослой пищи будет считаться преждевременным.

Важные принципы введения первого прикорма грудничку

Основное и самое главное: грудное вскармливание непременно должно оставаться в жизни младенца в прежнем объеме. Нет никаких причин уменьшать число прикладываний к груди.

Введение прикорма и сосание груди — два параллельных процесса, выполняющих разные задачи и имеющих разные цели. Кстати, малыш очень четко разделяет эти функции: например, для засыпания ему по-прежнему нужна грудь, а не 50 граммов творога, и для успокоения после полученного стресса — тоже.


Второй важный принцип
: прикорм выстраивается из продуктов маминого рациона. Именно с ними малыш познакомился за время беременности и грудного вскармливания, именно они обеспечат плавное и безвредное знакомство со „взрослой" едой.

Желательно предлагать малышу ту же еду, которую в данный момент подают к общему столу. Надеемся, что ваш рацион здоров и разнообразен, чтобы подойти и крохе. Если же нет, то самое время озаботиться тем, чтобы ваше семейное меню стало более полезным: натуральные продукты, приготовленные на пару, отварные или запеченные; побольше фруктов и овощей; цельно-зернового, а не белого хлеба. Избегайте промышленных соусов, колбасных изделий, сладкой выпечки, а также полуфабрикатов, в качестве которых вы сомневаетесь. Третье правило: сразу же приучаем ребенка есть самостоятельно. Конечно, минимальная помощь допустима: мама следит за поддержанием чистоты вокруг малыша, подсказывает правильные движения, контролирует его поведение, разместив кроху на своих коленках. Но ребенок, который полноценно прожил подготовительный период введения прикорма и начал знакомиться со взрослой едой в подходящий для него момент, вполне сносно способен пользоваться чашкой, ложкой, может аккуратно доносить кусочки еды до рта. Четвертый базовый принцип: младенцу изначально предлагают продукты разной консистенции. Жидкости разной температуры, размягченные пюре, кусочки овощей или фруктов, твердые хлебобулочные изделия, рассыпчатые крупы. Важно учить малыша полноценно использовать возможности челюстного аппарата, а также предложить стимулы для развития навыков жевания и глотания.


Пятый важный принцип
: полный цикл введения прикорма составляет период в один год.

ВОЗ рекомендует достаточно медленные темпы увеличения объема взрослого питания, подчеркивая, что до полутора лет грудное молоко все-таки должно являться основным питанием младенца.                    

Когда нельзя начинать прикорм?

Ситуаций, когда с введением прикорма торопиться не стоит, на самом деле не так уж и много.

Ребенок чем-то болеет, проходит медицинское обследование, принимает медикаменты или же попал в больницу.


Наступил период
активного и болезненного прорезывания зубов. Мама вышла на работу, учебу или внезапно заболела.

Семья только что переехала на новое место жительства. В жизни малыша появилась няня или другой новый член семьи.

В семье наблюдается стрессовая обстановка: например, развод, ремонт, смерть родственников, бытовые конфликты. Произошли резкие и существенные изменения в организации жизни младенца (начал посещать бассейн, развивающие занятия, поехал с мамой на море и т.п.).


Для начала
и введение первого прикорма грудничку важно подобрать подходящий момент, который не совпадет по времени с вышеперечисленными ситуациями. Желательно дождаться, пока жизнь наладится, малыш приспособится к новым условиям, его здоровье нормализуется — и только после этого планировать знакомство с новой едой.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

наталья
Отличная статья!
наталья 17 августа 2013 20:32 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера