Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенный ребёнок: воспитание детей с отклонениями в развитии

Психология и развитие


Вряд ли кто-то знает точный ответ на вопрос о воспитании особенного ребёнка. Дело в том, что «правильного» ответа здесь быть не может. Каждый из родителей сердцем чувствует, как нужно поступить в той или иной ситуации. Но очень важно правильно понимать состояние своего ребёнка, отслеживать симптомы, замечать улучшение состояния. Для этого необходимы определённые знания. Общение с другими семьями, оказавшимися в похожей ситуации, тоже не будет лишним. Ведь вместе легче познавать то, что требует осмысления, безошибочного решения. Но, всё же, главное - научиться понимать и любить ребёнка. Этому можно и нужно учиться всю жизнь. В данной статье нашли отражение дневниковые записи педагогов и родителей, откровения воспитанников и размышления специалистов, в том числе и по тем проблемам, на которые наука пока не в состоянии дать ответы. Поговорим на непростую тему - особенный ребёнок: воспитание детей с отклонениями в развитии.

0 19010

Бесспорным является то, что ребёнку нужно помогать очень рано. Теперь уже достоверно известно, что забота о ребёнке начинается ещё до его рождения. Важно и правильное питание матери, и получаемые ею положительные эмоции, и чувство защищённости и уверенности в завтрашнем дне. Вступая в брак, каждый мечтает о любви. Но брак - это и большая ответственность перед обществом и самим собой. В браке зарождается третья жизнь, которая в большей мере зависит от понимания родителями ответственности и умения правильно выстраивать своё поведение.

...Родился ребёнок. У него обнаружилось отклонение. Конечно, нужны квалифицированная консультация врача, педагога, встреча с родителями, которые имеют такого же ребёнка. Важно не растеряться и не возложить всю меру ответственности за здоровье малыша на других. Помощь родителей весомее всего, потому что они наблюдают ребёнка, проводят с ним много времени. Это позволяет знать и наблюдать то, чем не располагают самые успешные специалисты.

Из сказанного вытекает первый совет: наблюдайте ребёнка, анализируйте и замечайте, что ему нравится, а что вызывает плач, протест, отторжение. Будьте с ребёнком единым целым: чувствуйте его и понимайте. Иногда родители могут рассказать врачу и педагогу гораздо больше, чем те поведают родителям. Надо верить в себя, осознавать свой долг и свято следовать ему. О том, что мать подчас знает больше врача, рассказывает Я.Корчак в книге «Как любить ребёнка». Мать принесла не приём двухмесячного ребёнка с жалобой, что он плачет, по ночам часто просыпается. Врач дважды осмотрел ребёнка, но ничего у него не нашёл. Предполагал различные заболевания: ангина, стоматит. А мать твердит: « У ребёнка что-то болит во рту». Врач третий раз осмотрел малыша и действительно нашёл конопляное семечко, которое прилипло к десне. Оно прилетело из клетки канарейки и причиняло младенцу боль, когда тот сосал грудь. Этот случай служит подтверждением того, что мать может знать больше о своём ребёнке, чем специалист, если хочет и умеет слушать ребёнка. Но это суждение не бесспорно, как не бесспорно каждое педагогическое утверждение.

Второе правило кажется простым и сложным одновременно. Ребёнка нужно включить во взаимодействие, т.е. получить от него ответную реакцию.

Полезен нетрадиционный массаж, использование под контролем специалистов вибрирующих приспособлений, изменение положения рук, ног, туловища, поглаживание, растирание, массирование отдельных участков тела. Родители в своих действиях последовательны, настойчивы. Они «ведут» ребёнка, повторяя отдельные действия многократно, не теряя надежды на то, что в очередной раз они заметят небольшие изменения.

Встаёт вопрос о том, как включить во взаимодействие ребёнка, который безучастен, несмотря на принимаемые меры. Можно повторять, копировать действия ребёнка, чтобы он заметил их. У других легче заметить то, что у тебя отсутствует, не получается, или наоборот, заметить то, в чём ты успешен. Ребёнок мельком зафиксировал взгляд на происходящем - это уже победа. Он увидел окружающее, хотя до этого не замечал его. Важны образцы правильных действий, совместные действия, тренировочные упражнения, постепенно усложняющиеся, обогащающиеся различными приёмами. В некоторых случаях нужны активные действия взрослых (родителей) при безучастности ребёнка, так называемая стимуляция. Используется воздействие полярными стимуляторами: холодным и тёплым, солёным и сладким, жёстким и мягким и т.д., чтобы пробудить органы чувств (сенсорные системы ребёнка).

Непоследовательность в отношениях с ребёнком дезорганизует его, нарушает ход нормального реагирования, калечит душу. Отсюда вытекает следующий житейский совет: будьте с ребёнком спокойны, терпеливы, выдержанны в любой ситуации. Если у него что-то не получается, ищите причину прежде всего в себе: нет ли с вашей стороны перегибов, недопонимания, контрастности родительских влияний и проявлений. Даже взрослый человек страдает, когда его радостные ожидания сталкиваются с печальной действительностью. Но особенно разрушительно это действует на ребёнка. Жизнь беспечальной и бесконфликтной не бывает, поэтому быть всегда спокойным, уравновешенным сложно. Однако к этому обязывает родительский долг.

Родители часто бывают настойчивы в желании узнать, как будет развиваться их ребёнок. Правильным будет ответ, что всё может измениться и измениться к лучшему. Нервная система ребёнка пластична, податлива. Мы не знаем всех возможностей человеческого организма. Надо надеяться, искать пути помощи и ждать. Известен не один случай, когда реальность опрокидывала самые авторитетные заключе­ния специалистов, которые определяют «сегодняшний день ребёнка». Его завтрашний день зависит от правильной психолого-педагогической стратегии и родительской деятельности по её реализации. Неправильна позиция « Надейся и жди, ничего не предпринимай». Нужна позиция «Пробуй, действуй, надейся и жди, убеждай прежде всего себя: если не ты, то кто?» У ребёнка с психофизическими нарушениями не только «золотники болезни, но и пуды здоровья».

Есть ещё один весьма деликатный вопрос: оставлять ребёнка в семье или передать в детское учреждение соответствующего типа? Семьи бывают разные, и специалисты, работающие с детьми, также. Применительно к родителям хочется сказать: «Не судите их, да не судимы будете». Но вот о ребёнке можно сказать однозначно: он должен воспитываться в семье. Семья помогает, укрепляет, сохраняет силы даже в тех случаях, когда нарушения признаются некорригируемыми (не подлежащими исправлению). Даже в самом лучшем интернате ребёнку плохо. Он нуждается в ласке, поддержке, ощущении своей нужности, полезности, защищённости, в осознании того, что кто-то любит его и заботится о нём. Вот почему оказались привлекательными идеи интегрированного обучения. В условиях совместного обучения со здоровыми сверстниками особенный ребёнок живёт в семье и взаимодействует с другими детьми. Семья даёт те знания и способы деятельности, которые не могут быть почерпнуты на учебных занятиях. К ребёнку с нарушениями относятся так же, как к нормальному.

В состоянии глубокого душевного потрясения, когда родители узнают об имеющихся у ребёнка нарушениях, когда их светлые ожидания сталкиваются с суровой действительностью, они начинают уповать на помощь врача. Им кажется, что стоит встретить хорошего специалиста, и он всё сможет изменить. Возникает вера в чудо, в то, что выздоровление, изменение может произойти быстро, без участия родителей. Здесь важно осознать сразу, что впереди могут быть долгие годы преодоления нарушений, их исправления или ослабления, т.е. коррекции. От родителей требуются стойкость, крепость духа и огромный повседневный, незаметный труд. Успехи могут быть мизерными, но родительская интуиция помогает заметить то, что другим не видимо: внимательный взгляд ребёнка, лёгкое шевеление пальцем, едва заметную улыбку. Я описала в своих публикациях один случай и возвращаюсь мысленно к нему постоянно.

На приём к врачу пришла преданная, любящая мать с мальчиком. Ему уже был поставлен диагноз: имбецильность, т.е. тяжёлая форма умственной отсталости. В 70-е годы прошлого столетия диагнозы писали прямым текстом, родителей не щадили. Мальчик был неговорящим и неконтактным. Но на приёме врач заметил его взгляд. Он смотрел на тот предмет, о котором шла речь. Стало понятно, что он видит курочку, котика, щеночка. Врач сразу отверг диагноз и сказал об этом детскому психиатру, которая заметила: «Вы лучше знаете детские психические нарушения, вы обследуете основательно, я могла ошибиться». Началась многолетняя работа. Сейчас, когда прошло более 40 лет, и мальчик стал уважаемым человеком, работающим и зарабатывающим на достойную жизнь, можно с полным основанием сказать, что он всем обязан своей матери. Она учила его ежедневно, ежечасно, следуя совету специалиста, но многое изобретала сама. Собирались и приносились на занятия листья деревьев, зёрнышки различных круп, каши и супы. Ребёнок их различал, пробовал, угощал. От него не требовалось, чтобы он заговорил сразу хорошо и правильно. Главным было, чтобы ребёнок заинтересовался, различал, испытывал удовольствие, огорчался, чувствовал. Помощь требовалась все годы обучения в средней общеобразовательной школе. Связь с матерью оказалась сильной, нерасторжимой. И теперь можно наблюдать их заботливые отношения, проявления материнской и сыновней любви, трогательную привязанность. В том, что состоялся умный, порядочный, трудолюбивый, заботливый и приличный человек, - сомнений нет. И то, что этому он обязан своей матери, - тоже неоспоримый факт.

Распространённой ошибкой являются уныние, потеря себя в семье. Обычно страдает женщина. Мужчина часто не выдерживает и уходит из семьи. Ребёнок, какого бы он ни был возраста, владеет чувствами, помыслами, желаниями матери. Мир перестаёт существовать в многообразии его проявления. Мать деформируется как человек. Я думаю, что не потерять себя как индивидуальность, как личность очень важно, но без посторонней помощи это сложно. Скорее всего, здесь действенной будет помощь семьи с теми же проблемами. Родителей таких семей объединяют общность интересов, взаимопонимание, родство душ, возникшее от наличия особого, не совсем понятного ребёнка. Бесспорно, делают благое дело те родители, которые создают клубы, ассоциации, другие общественные объединения. На заседаниях, встречах выслушивают советы, делятся опытом, обсуждают наболевшее, а также веселятся, отдыхают, говорят комплименты, поздравляют с днями рождения, праздниками, учатся замечать в каждом самое замечательное. В семье также важно создавать праздничное настроение, чтобы приятные мелочи расцвечивали монотонную жизнь.

Воспитание особенного ребёнка требует силы духа, проявления характера и настойчивости. Ребёнок в атмосфере вседозволенности может стать деспотом, тираном. Родителям нужно уметь сказать «нельзя», ввести ограничения на недопустимые действия. Здесь должны быть «разумная жалость», понимание того, что введение запретов, удержание, болевой контакт (речь, конечно, не идёт о физическом наказании) формируют у ребёнка правильное, осознанное поведение.

Родители обязаны учиться. Ведь самые способные «педагоги» - это родители. Они замечают, что у ребёнка покраснел язык от чрезмерных упражнений, что он может языком уже дотянуться к верхней губе, а затем к носу. Все родители хором заявляли, что им нравится «дефектология», это так интересно и нетрудно. Иногда специалисты напускают на себя важность и злоупотребляют профессиональными терминами: «У вашего ребёнка дефицитарное развитие, он гиподинамичен, у него дислалия (алалия), выраженная прогения, боковой сигматизм» и т.д. Это, конечно же, неоправданно. По-настоящему хороший врач всегда объяснит, что достигается тем или иным упражнением, почему рекомендуются определённые приёмы работы. Родители, апробируя приёмы коррекции (исправления) на ребёнке, убеждаются, что у них получается и проводят нужную работу дома. Без помощи родителей трудно достичь успехов.

Самое важное родителям о детях с особенностями развития:

Главное - научиться понимать и любить ребёнка. Воспитание ребёнка начинается с первого дня рождения и даже до его рождения. Родители наблюдают за ребёнком, анализируют его действия. Они могут знать особенности и потребности ребёнка лучше других.

Ребёнок включается во взаимодействие. Он выполняет действия совместно, по образцу, показу, при оказании полной, частичной помощи.

Ребёнку обеспечиваются положительные эмоции. Родители допускают ошибки: впадают в уныние, сомневаются, теряют себя как индивидуальность. Важно надеяться, действовать и ждать. 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера