Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

11.03.2010

Сильная и гордая Наталья Гундарева

Перед спектаклем ни в коем случае нельзя появляться перед сильной и гордой Натальей Гундаревой с пустым ведром! Она приходила в театр раньше других актеров и перед началом спектакля спускалась к сцене, чтобы услышать «шум зала».
0 58359

По-другому она не могла, не умела, не хотела существовать в театре. «Если спектакль не уносит часть моей жизни, он никакого смысла для меня не имеет, - вспоминала актриса.

Сильная и гордая Наталья Гундарева всегда играла на пределе возможного, и когда заканчивался спектакль, мне иногда казалось, что я умру сейчас. Такое было жуткое состояние. Я рада, что после нас не остается ничего вещественного, только легенды - так и должно быть.


Что же в ролях
, сыгранных Натальей Гундаревой, было действительно пережито ею, привнесено ее личностью, а что придумано, блестяще сыграно талантливой актрисой? Попробуй, разберись...

Сумеречная смеральдина

Знаменитая роль Натальи Гундаревой из фильма «Труффальдино из Бергамо» - одна из немногих комедийных в ее арсенале. Веселая хохотушка Смеральдина, озорница со знаменитой гундаревской улыбкой -  когда видишь, как актриса лихо отплясывает вместе с Константином Райкиным (однокурсником, кстати), даже не замечаешь ее полноту, настолько она пластична и гибка в своих движениях. А между тем, эта самая полнота была вечным комплексом Гундаревой.


Театром Наташа
«заболела» еще в детстве, когда попала на знаменитый мхатовский спектакль «Синяя птица». «Я не знала, ступать ли мне по полу или летать!» - вспоминала она. И сразу же решила, что хочет играть на сцене. Пока, конечно, школьной. Зато роль ей досталась «взрослая»

-  мамы в спектакле «Дикая собака Динго». Пришлась кстати ее фактура. Но, несмотря на свою природную полноту, Наташа старалась компенсировать ее физической активностью - записалась в баскетбольную команду, каталась на лыжах. А позже, уже в театральном училище, занималась танцами, пластикой, сценическим движением. Поэтому Гундарева, конечно, Смеральдина... Но в то же время образ беззаботной хохотушки оставался только образом. В глубине души Наталья Георгиевна была совершенно другой - спокойной,    вдумчивой,   рассудительной.

Когда Андрей Гончаров - режиссер театра Маяковского, в котором всю жизнь проработала Наталья Гундарева, - впервые переступил порог ее дома, он был крайне удивлен. Гончаров был уверен, что Наталья Георгиевна - 100%-ная Смеральдина, и в ее квартире кругом - рюшки, зеркала, салфеточки, розовые шторы. А она любила полумрак, приглушенный свет, тишину (видимо, света и красок ей хватало в профессии)... Такой антураж Гончаров никак не мог связать с Гундаревой. После этого визита он изменил мнение о любимой актрисе и стал называть ее «сумеречной женщиной».


«Здравствуй и прощай»

Буфетчица Надя в этом фильме - дебют сильной и гордой Натальи Гундаревой в кино. Ее партнером стал Виктор Павлов - друг детства и «крестный» отец в профессии. Наташа хоть и играла в школьном театре, но выбрала себе профессию такую же, как и мама - инженер-проектировщик: на семейном совете было решено, что театр, конечно, хорошо, но все это искусство - блажь. Так что Наташа остановилась на Московском инженерно-строительном институте. Чтобы поступить туда, она перевелась в вечернюю школу, а днем работала в конструкторском бюро, зарабатывала стаж - без него в вуз не принимали. Она уже сдавала экзамены в инженерно-строительный, когда в гости к ней нагрянул Витя Павлов. «Наташка, это правда, что ты в строительный поступаешь? - с порога спросил он. - С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское училище!»

Конкурс в училище был невероятный - 247 человек на одно место. Наталья Гундарева успешно прошла два тура, а на третий решила предстать перед членами приемной комиссии во всей своей красе. Надела розовое платье в голубых цветах, завила волосы, накрасилась. А когда вышла на улицу, полил дождь, да такой, какого лет сто в Москве не было. Прическа и макияж исчезли, как и не бывало, мокрое платье прилипло к телу...

Но, может, этот дождь вовремя пошел - смыл все наносное, искусственное, фальшивое и «проявил» истинную Гундареву - с пышными, кустодиевскими формами, со своими милыми конопушками, рыжими кудрями, открытой улыбкой и бездонно-грустными глазами. В училище ее приняли.


По его окончании
(с отличием, разумеется) Гундареву приглашали четыре ведущих московских театра. Она выбрала театр Маяковского и «своего» режиссера - Андрея Гончарова. А затем появилась и первая роль в кино. Ее буфетчица Надя - безобидная, мягкая, сердечная, мечтающая о женском счастье - это прообраз будущих героинь Гундаревой -  гражданки Никаноровой и Нины Бузыкиной из «Осеннего марафона». Многие считают, что эта героиня близка Гундаревой. Впрочем, самой Наталье Георгиевне эта роль не пришлась по душе, и вот по какой причине. «В последнем кадре я - печальная и гордая - ухожу к кафе. Помирать буду - буду помнить этот кадр. Потому что еще такой формат экрана не был придуман, чтобы мою спину вместить», - иронизировала актриса.


«Зимний вечер в гаграх»

Одна из самых ярких ролей Натальи Гундаревой (хоть и не главная, и небольшая). Она сыграла певицу, эдакую королеву тогда еще советской эстрады, которая может устроить скандал «на ровном месте», а может и «помиловать». В этой капризной героине с явными признаками звездной болезни отчетливо угадывалась вполне реальная певица «времен Брежнева» (да и наших тоже).

У самой Гундаревой не наблюдалось никаких симптомов звездной болезни. Она не любила тусовки, это праздное времяпрепровождение, тяжело переносила внимание журналистов к ее частной жизни. Особенно остро она переживала, когда папарацци тайком снимали ее, сраженную недугом.

Наталья Гундарева всегда была занята работой в театре и кино. Не давала себе передышек. «Я сама» и «я должна» - были ее любимым фразами еще с детства. Когда отец ушел из семьи, а мама выкручивалась, как могла, они с Наташей постоянно жили в долг: мать получала зарплату и раздавала долги (но обязательно в день получки устраивала небольшой пир - покупала торт или курицу). Оставшихся денег не хватало дожить до зарплаты, поэтому снова приходилось занимать... Эта «карусель» длилась, пока Наташа не устроилась на работу. Но страх быть кому-то должной остался у нее навсегда. Может, поэтому вместо отпуска она ехала на съемки. Она всегда работала, не жалея себя - и это не преувеличение: на гастролях в Германии Наталья Георгиевна сыграла спектакль   «Леди Макбет Мценского  уезда» четыре раза подряд, и от перенесенного напряжения потеряла слух. Позже, в Киеве, на спектакле «Виктория» у нее случился гипертонический криз - и потом, играя сцену, во время которой она потеряла сознание, Гундарева всегда испытывала настоящий ужас. Но каждый раз брала себя в руки и доигрывала спектакль до конца.

Попав в тяжелую автокатастрофу, она смогла вернуться к работе и нормальной жизни, а еще, преодолев собственный страх, вновь сесть за руль. «Наташа, кому и что вы доказываете?», - спросил ее Андрей Гончаров. «Себе, Андрей Александрович, себе», - ответила Наталья Гундарева. «Страдающие» звездной болезнью люди иначе отвечают на такие вопросы...


«Личное дело гражданки Никаноровой»

Эту роль драматург Виктор Мережко написал специально для Натальи Гундаревой. «В роли Кати Никаноровой, готовой полюбить каждого не только от неразборчивости, но и от потребности заботы о ком-нибудь, жажды любви, Наталья Гундарева от гротеска, путем тончайшего психологического анализа, приходит к подлинному драматизму», - так прокомментировали высоколобые киноведы в киноэнциклопедии мастерство актрисы.

Наталья Георгиевна в жизни имела мало общего с Катей Никаноровой. Впрочем, какие чувства бушевали в ее душе, мы уже не узнаем - Гундарева всегда держала свою личную жизнь под амбарным замком. Но кое-какие ее подробности стали достоянием общественности...

Первым ее супругом был режиссер Леонид Хейфец. Он предложил Наталье роль в телеспектакле по роману Гончарова «Обрыв», она согласилась. Совместное творчество сблизило двух ярких личностей, в итоге они поженились. Надо сказать, что быт Леонида на момент их встречи был совершенно неустроенным. Он ночевал... в театре Советской Армии, в прямом смысле - за кулисами. Проживать с мужем в театре Наталья Георгиевна, естественно, не могла, возник вечный «квартирный вопрос». К счастью, ситуация благополучно разрешилась - молодоженам дали квартиру в «актерском» доме на Тверской. Ее расположение оказалось очень удобным для Леонида, поскольку работал он неподалеку - в Малом театре. Супруг Натальи Георгиевны, в отличие от нее, был человеком богемным, любил большие компании и застолья. Обычно после репетиции в театре он приглашал к себе домой, чуть ли не всю труппу. «Наташенька, накрывай на стол!» - кричал он с порога, и Наташа принималась чистить картошку, накрывать на стол, сидеть до утра за столом, вовремя поднося еду, а после убирать со стола и... отправляться на работу. А на следующий день все повторялось снова. Эти богемные «посиделки» сказывались на работе в театре и кино - уставшая, не выспавшаяся, она ехала на репетицию или съемку. Было нелегко. Нелегко оказалось, и расстаться с мужем после шести лет брака. Но пришлось...

А вот во втором браке Наталья Георгиевна испытала на себе то, что потом она столь убедительно сыграет на экране в «Осеннем марафоне» и «Личном деле судьи Ивановой» - измену мужа.


Актер Виктор Корешков
работал с Гундаревой в театре Маяковского. Они играли вместе в спектакле, в котором на протяжении многих лет блистала Наталья Георгиевна - «Леди Макбет Мценского уезда». Виктор играл Сергея - возлюбленного героини Гундаревой - роковой Катерины Измайловой, которую Сергей тоже жестоко предает.

Страсти, кипевшие на сцене, стремительно переметнулись и на реальные отношения Виктора и Натальи. Их роман развивался на глазах всей труппы и завершился свадьбой, тихой и скромной.

Мир и любовь царили в семье недолго. Через какое-то время молодой супруг стал неожиданно исчезать, закрываться в ванной, чтобы поговорить по телефону, а однажды не пришел ночевать...

Плохие предчувствия сильной и гордой Натальи Гундаревой оправдались: у Виктора, театрального героя-любовника, появилась другая женщина - московская певица.

Развелись Корешков и Гундарева так же спокойно, как и поженились. Но случилось так, что от этой участи судьба ее избавила.


Последняя роль

Это была ее самая сложная роль. Невыносимая, тягостная, мучительная. Но судьба дала ее Наталье Георгиевне без спросу, без предупреждения, без «объявления войны»...

У «назначения» на эту роль была точная дата - 19 июля 2001 года. Этот день Наталья Георгиевна провела на даче: долго загорала под палящим солнцем, потом искупалась в холодной воде, после решила позаниматься на тренажерах. А вечером муж нашел ее лежащей без сознания на кухне. Пришла в себя Наталья Георгиевна в больнице - с диагнозом «обширный инсульт»...

И вот теперь каждый день, просыпаясь, а то и не засыпая вовсе, она исполняла эту ненавистную, не имеющую с ней ничего общего, роль. Она играла, что верит в то, что все будет хорошо, и что она снова будет здоровой. Из последних сил изображала перед мужем веселье. «Притворялась», что не чувствует адскую боль. Делала вид, что постаревшая в одночасье, беспомощная женщина, отраженная в зеркале, - это она, народная артистка Наталья Гундарева. «Не замечала» смущенно опущенных глаз мужа, когда она спрашивала о маме и любимом режиссере Андрее Гончарове (и мама Натальи Георгиевны, и режиссер ушли из жизни, но супруг так и не решился сообщить ей об этом). И отчаянно надеялась, что однажды она сыграет эту роль до конца и невидимый режиссер отпустит ее на свободу - в ту жизнь, где она могла бы сама выбирать роли...

Четыре года Наталья Георгиевна боролась за свою жизнь. За право снова играть на сцене и в кино. Наконец, просто жить нормальной жизнью - без боли и страха.

15 мая 2005 года она сыграла свою последнюю роль до конца. Как обычно, в финале звучали аплодисменты для великой актрисы.

Автор: Илона Смолякова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера