Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вся правда о преждевременном развитии детей

Психология и развитие


О раннем развитии не слышали сегодня, пожалуй, только очень нелюбопытные родители. За последние десятилетия получены убедительные доказательства того, сколь безграничны потенциальные способности детского мозга. Но параллельно звучат и голоса других, не менее уважаемых и авторитетных специалистов: психо­логов, педагогов, врачей. Хрупкий мозг и неок­репшая нервная система маленького человечка требуют к себе крайне бережного отношения, и чрезмерная стимуляция интеллекта не только не принесет пользы, но может нанести малышу непо­правимый вред. Вся правда о преждевременном развитии детей – в данной статье.

0 6210

Кто же прав?

Огромный плюс идей раннего развития заключает­ся уже в том, что благодаря их появлению сущест­венно изменилось отношение к младенцам. С глу­бокой древности и до совсем недавнего времени их считали беспомощными несмышленышами, все потребности которых на многие месяцы сводятся к тому, чтобы быть накормленными и сухими. Сегод­ня же вдумчивые родители знают, что даже самый крошечный человечек - уже личность, с эмоцио­нальными и интеллектуальными запросами кото­рой необходимо считаться. Мы с уверенностью можем говорить о формирова­нии новой родительской культуры. То, на что пятнадцать-двадцать лет назад решались лишь ориги­налы-одиночки, становится сегодня явлением мас­совым. Все больше родителей закаливают мла­денцев, учат их плавать и выполнять сложные гим­настические упражнения и, конечно же, занимают­ся ранним развитием их способностей. С другой стороны, как раз теперь, когда выросло первое по­коление детей, воспитанных теми самыми пионе­рами раннего развития, становится ясно, как мно­го подводных камней таит в себе оно и сколько со­блазнов подстерегает родителей, ступивших на этот путь.

Цирк дрессированных детей.

Этого избежать труднее всего. Ну как удержаться, чтобы не похвастаться перед подругами удиви­тельными успехами малыша в чтении, письме, му­зыке. Как не загордиться его талантами перед род­ными и близкими? Как отказаться от участия в кон­курсе юных дарований? Ведь так сладко замирает сердце, когда видишь на огромной сцене крошеч­ную балеринку в прозрачной пачке или юного скри­пача, уверенно исполняющего сложный концерт? Однако опыт показывает, что ранняя демонстрация талантов крайне вредна как ребенку, так и родите­лям. Радостное сотрудничество с малышом мгно­венно сменяется унылой, бесконечной подготов­кой к конкурсам и соревнованиям. На смену ис­креннему восхищению придут тщеславие и ажио­тажная гонка за новыми достижениями.

Если же он действительно талантлив, преждевре­менно форсировать его способности тем более опасно. Дети, одаренные каким-либо талантом, обладают очень неустойчивой нервной системой. Поэтому неразумное обращение, отягощённое родительскими амбициями, легко могут при­вести к нервному истощению и даже к тяжелым заболеваниям.

Корни родительского тщеславия.

Будем честны перед собой: в девяти случаях из десяти причина родительского рвения - неудовле­творенность собственным детством. Мечтал быть отличником, но никак не удавалось вытянуть мате­матику с физикой хотя бы на четверки. Грезил о спортивных победах, но отбраковали по здоровью. Хотел научиться играть на скрипке, но не было слу­ха... И вдруг, когда появляется малыш, родители уз­нают о раннем развитии. Оказывается, есть чудо­действенный способ любого ребенка превратить в вундеркинда! Главное - вовремя начать. «После трех уже поздно!» - строго предупреждают мэтры. Уж мой ребенок точно сможет добиться всего того, что не удалось мне, уж он-то обязательно станет отличником, музыкантом, спортсменом. Великой идее подчиняется жизнь всей семьи. Жер­твует своей карьерой мама, покупка пособий и оп­лата занятий становятся основной статьей семей­ного бюджета. Бабушки, дедушки, тетушки тоже подключаются к общесемейной гонке. Дело того стоит: воспитываем гения! До поры до времени малыш, возможно, на радость родителям будет выполнять все, что от него требу­ют. Но когда он станет постарше и выяснится, что он вовсе не мечтает о карьере фигуриста, живо­писца или математика, в семье начинаются насто­ящие баталии. Ведь во имя его будущего было при­несено столько жертв! Ведь он добился таких бле­стящих успехов!

Не меньшее разочарование ждет честолюбивых пап и мам, если вдруг окажется, что подросший ре­бенок уже не тянет на гордое звание вундеркинда, а дети менее продвинутых родителей с возрастом не только догнали, но и перегнали их чадо. Ребенок, чувствуя, что не оправдал возложенных на него ожиданий, будет мучительно переживать. Или, что гораздо хуже, усомнится: а любят ли роди­тели его самого или он был ценен для них, только пока оставался чемпионом и лауреатом?

Раннее или своевременное?

В первые месяцы жизни мозг малыша бурно рас­тет, образуются связи между нервными клетками. За это время младенец усваивает колоссальный объем информации о себе и окружающем мире. Запомнить несколько десятков или даже сотен лишних значков или понятий для него - пара пустя­ков. Так почему же не учить младенца чтению, ма­тематике, музыке именно в этот период, а не в школьном возрасте, когда рост мозга уже практи­чески завершен и любая информация усваивается с гораздо большим трудом? Потому что на практике все выглядит несколько иначе. При появлении ребенка на свет его мозг еще полностью не сформирован и в первые меся­цы действительно бурно развивается. Но сначала должны созреть те отделы, которые отвечают за более простые функции: зрение, слух, осязание, координацию движений, речь. И лишь затем акти­визируются зоны мозга с более сложной специали­зацией: логика, восприятие письменной речи. Детский мозг чрезвычайно пластичен, и если сти­мулировать развитие его верхних отделов раньше, чем созреют нижние, это может привести не к про­явлению ранней одаренности, а к самым непред­сказуемым последствиям: задержке речевого раз­вития, нарушениям мелкой моторики, гиперактив­ности, даже аутизму.

Значит ли это, что нужно вообще отказаться от идеи развития способностей малыша в раннем возрасте, отложив это до детского сада, а то и до школы? Вовсе нет. Активному усвоению инфор­мации обязательно предшествует период ее пас­сивного восприятия. Если в этот период ребенок окажется в активной развивающей среде, он все освоит и запомнит, когда его тело и мозг будут к этому готовы, то есть вовремя, - и, быть может, гораздо раньше общепринятых сроков. Это, вы­ражаясь языком современной педагогики, зона ближайшего развития. Так, если ребенок будет с первых недель жизни бодрствовать, лежа на жи­вотике на полу или в манеже, где много интерес­ных игрушек, он, возможно, поползет не в поло­женные шесть, а в пять или даже в четыре меся­ца. Если того же ребенка держать спеленутым в кроватке, выкладывая на живот лишь на несколь­ко минут, он может начать ползать заметно позже срока или вообще не поползти. То же самое можно сказать и о любой другой сфе­ре деятельности. Ребенок должен слышать обра­щенную к нему речь задолго до того, как начнет говорить; видеть буквы и слова - раньше, чем начнет читать, а карандаши и краски - раньше, чем рисовать.

Иными словами, говоря о раннем развитии, мы имеем в виду, что ребенок будет развиваться не раньше нормы, а своевременно. То есть, не позже положенного. К этому и должны стремиться все родители. И принять, наконец, для себя истину, что ребёнок ничего никому не должен. И дать ему ЖИТЬ.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера