Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Первые уроки рисования для маленьких детей

Психология и развитие


Пока ребенок еще совсем маленький, работать карандашом или фломасте­ром ему не по силам. Поэтому для первого знакомства с миром ис­кусства лучше использовать краски. Палец - первый и самый удобный ин­струмент для творчества. Трудно пе­редать, какой восторг испытывает годовалый малыш, запустив пальчики в баночку с краской и с любопытством наблюдая, как яркие струйки стекают на бумагу, хлопая по цветным пятнам ладошкой, размазывая краску по листу. И это не просто первые уроки рисования для маленьких детей. Игры с красками способствуют развитию цветовосприятия, сенсорики и мелкой моторики, помогают формированию скоординированной работы руки и глаза...

2 48137

Очень быстро малыш поймет, что яр­кие пятна и загогулины, которые оста­ются на бумаге, - плоды его деятель­ности, и будет пытаться действовать целенаправленно, а это уже начало творчества. Чтобы игры с красками способствовали дальнейшему развитию мелкой моторики, уже с года нужно приучать малыша пользоваться при рисовании не только пальчиками, но и кистью. Попробуйте выбрать большую кисть как можно более мягкую. Затем обрежьте её ручку, пусть ребёнку будет удобнее её держать. А кончик прикройте резиновой соской, исключив возможность пораниться острым концом. Удобно в каждую бан­ку с краской поставить отдельную ки­сточку. Так краски не испачкаются. В первое время не давайте ребёнку много красок сразу. Когда обмакнёте кисточку в краску – не забывайте называть её: «это красная краска». Повторяйте это еще несколько раз: "Вот как красиво Ваня рисует красной краской» и т д. Чуть позже предложите юному художнику выбор: «Какую краску ты хочешь взять: красную или жёлтую?» Ребёнку можно предлагать сразу целую коробку, лишь когда он легко научится управляться с двумя-тремя красками. Не следует забывать: маленьким детям можно покупать только неток­сичные безопасные краски. Только они специаль­но предназначены для детского творчества.

Карандаш или фломастер?    

Работать мелками, цветными каран­дашами и фломастерами маленькому ребенку довольно сложно: чтобы провести линию требуются существенные усилия, а движения должны быть более точными и четкими. Поэтому начинайте предлагать их лишь тогда, когда малыш немного освоится с краска­ми и кисточкой.

Многие родители полагают, что рисо­вать фломастерами не так полезно, как красками или карандашами. Это неверно. Фломастерная линия четка и лаконична, она позволяет быстро и без особых усилий создать яркий, выра­зительный рисунок. Самым малень­ким покупайте толстые нетоксичные маркеры.

Цветные карандаши и восковые мел­ки маленьким детям обычно нравятся меньше, так как рисовать ими слож­нее. Но именно они максимально спо­собствуют развитию тех мельчайших мышц и связок, которые участвуют в процессе рисования и письма. Давать детям цветные карандаши имеет смысл ближе к двум годам, когда мел­кая моторика будет уже достаточно сформирована. Покупайте карандаши с ярким, мягким грифелем. Очень по­лезно приучать малыша рисовать спе­циальными трехгранными каранда­шами: это позволяет сформировать правильную постановку руки, что бу­дет очень важно в дальнейшем, при обучении письму. Для мелков самое важное - яркость цветов и мягкость. Старайтесь выбирать качественные мелки, сделанные на основе натураль­ного воска.

Этапы большого пути.

Детский рисунок отражает глубинный и сложный процесс познания себя и окружающего мира, становление лич­ности малыша. Хаотичные линии пре­вращаются в волнообразные кривые, точки и палочки лишь к двум годам. У маленько­го художника в голове идет напряженная работа: он устанавливает связь между движениями руки и нарисованными на листе «загогулинами». Эксперименты становятся творчеством: кроха начинает осознавать свои произведения. Вот побежала кошка, а это едет большая машина.

Не за горами и еще одно открытие: оказывается, нарисованный кружок похож на голову! И стоит только пририсовать ручки, глазки, ножки, то выйдет настоящий чело­вечек. Так на свет появляется «головоног», ко­торый становится очень важным этапом детского са­мопознания. Постепенно головоножка обзаведется волосами, пальчиками на руках, а потом появится и туловище: сперва просто палка, затем и огуречик . Потом девочки будут наряжать человечков, а мальчики - вручать им оружие: пис­толеты, мечи и луки со стрелами.

Не стоит на этом этапе спрашивать, почему папа получился без животика, а у мамы совсем нет ушек. Помните: малыш вовсе не стремится отображать реальность. Он трудится над созданием собственного мира, который будет постепенно становится шире и сложнее. Ближе к трем годам малыш ощущает себя настоящим волшебником. Ведь только по манове­нию его руки скучный альбом­ный лист превращается в чудес­ную страну, переливающуюся всеми цветами радуги. Между землей и небом - воздушная легкость, напол­ненная разнообразной живностью: птицами, людьми, улыбающимися ко­тами и псами.

В понятии маленького ребёнка картина – это не столько «отображение» того или иного предмета, сколько некий символ, смысл ко­торого гораздо более широкий и глубокий. Именно поэто­му ребенок располагает в центре рисунка на переднем плане самое для себя главное (любимую игрушку, объект своих страхов или само­го себя). В общем то, что достойно особого внимания, рисуется более крупно, выделяется ярким цветом. Так что не стоит особенно удивляться, если котёнок, о котором мечтает ваш ма­лыш, будет выше мамы и ярко-красного цвета.

Можно ли научить рисо­вать?

Вторгаться в тонкий, сложно организованный мир детского рисунка с нашими «взрослыми» критериями не только не нужно, но и опасно. Так мы рискуем нарушить интимный и тонкий процесс творчества. Рисую ребенку совсем не нужен учитель. Ему нужен подмастерье, который подаст новый лист бумаги, поменяет воду, по­точит карандаш, выслушает захватывающую историю, дополняющую картину.

Если малыш спрашивает, как ему на­рисовать тот или иной предмет, не по­казывайте готовых схем, а предложи­те представить, из чего он состоит, понаблюдать за ним. В итоге набросок, который сделает он сам, в сотни раз оригинальнее, чем застывший, мерт­вый шаблон.

Никогда не требуйте, чтобы ребёнок рисо­вал в соответствии с канонами акаде­мического рисунка: соблюдал законы композиции, перспективы, сочетания цветов.

Вы удивитесь, но раскраски очень вредны! Дети усваивают готовые приемы и пы­таются воспроизвести их в своих ра­ботах, привык­нув раскрашивать готовые картинки. В итоге рисунки моментально утрачи­вают непосредственность и индивиду­альность. Раскраски еще пригодятся вашему ребенку, но гораздо позднее: при подготовке к школе.

На чем рисовать?

Когда малыш осваивает краски, луч­ше всего посадить его в высокий стульчик и предложить рисовать пря­мо на приставном пластиковом столи­ке. Многие мамы советуют устраивать игры с красками в ванной. Кафель, ванну и самого художника можно бу­дет сразу отмыть.

Фломастерами и мелками лучше все­го рисовать на разложенных на полу больших листах бумаги. Очень удоб­но использовать дешевые обои. После двух лет переходите от безгра­ничных рулонов к листам формата A3, чтобы у ребенка формировалось пред­ставление о композиции. Полезно предлагать время от времени бумагу разных оттенков и фактуры, но все же большинство детей в качест­ве основного материала предпочитают простую белую бумагу. На определенном этапе все дети рису­ют на обоях. Бороться с этим беспо­лезно. Лучше на время периода «на­скальной живописи» завесьте стены в детской листами ватмана.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Светлая
Дочка пока что только иногда рисует карандашом правда больше всего она любит погрызть их но если следить то может и по рисовать. Я сажусь беру ее на руки ложу листик на книжку и придерживаю его и вот так мы с удовольствием рисуем правда пока это что-то непонятное но думаю если с ней позаниматься то дальше все будет намного лучше
Светлая 7 января 2012 17:20 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера