Но женщины, и какие — Жанна Фриске, Нонна Гришаева, Нина Русланова — себя в обиду не дадут. Как и в случае с «Днем выборов», «Днем радио», фильм «О чем говорят мужчины» вырос из спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», после которого мы подловили для разговора Ростислава Хаита и Леонида (для друзей — просто Лешу) Бараца.
Потому что друзья!
«Квартет И» - лучший комедийный квартет и Леша, Слава, на съемочной площадке не было тесно двум ярким брюнеткам: Нонне Гришаевой и Жанне Фриске?
Во время съемок они ни разу не встретились! Нонна вообще много у нас снималась. Да и с Жанной нормально работалось, она профессионал и просто хорошая девочка... (поправляет себя) девушка.
Барац. Вообще, когда писали комедийный сценарий, то думали, что жену Славы будет играть моя жена. Но Гришаевой было интересно сыграть жену Славы. Да и режиссеру показалось, что так будет лучше. А мы ему доверяем.
И поэтому вашу жену играла ваша жена?
Барац. Нет, моя жена играла комедийную девушку. А мою жену играла Лена Подкаминская. Режиссер Дмитрий Дьяченко посчитал, что она мягче обволакивает мужа, замучивая его.
У вас много друзей среди музыкантов. Почему композиторами фильма стали именно «Би-2»?
Хаит. Традиционно тяжелый вопрос. Почему музыку писал «Несчастный случай»?» Да потому, что они наши друзья. А почему «Би-2»? Да потому же! Адекватные, талантливые люди. Нам давно казалось, что интересно было бы сделать с ними что-то большое.
Барац. И в итоге, по-моему, мы очень помогли друг другу. Лева и Шура пишут очень красивые мелодии, в которых много героизма и пафоса. Но не хватало иронии. А тут они прекрасно справились со своей задачей, написав музыку более ироничную. Но и своим пафосом, героизмом в мелодиях они нам тоже очень-очень помогли.
Первое предательство
Леша, Слава, вы же друзья с детства. Как познакомились?
Барац. Со Славой нас еще 1 сентября в первом классе поставили за ручку в одной паре. Красивая история. Такое в фильме снимать нельзя — все равно никто не поверит, что правда. Близко дружим где-то так со второго класса. Хотя был у меня и еще один близкий друг — Вадик Волк. А Слава... Смотрю — хороший мальчик, пригласил его на Новый год. С тех пор и пошла дружба. А в третьем классе уже первое предательство. С моей стороны. Слава просился-просился в туалет. Его не выпустили. Ну и...
Хаит. Да уж, неприятная получилась история. Я попросил Лешу быстро позвонить маме, чтобы она пришла, забрала меня.
Барац. А я не удержался — ну, как же, такая интересная новость — и всему классу рассказал!
Да уж... Как же после этого ваша дружба не прекратилась?
Барац. Непросто было. Но я провел большую работу. Главную роль в примирении сыграли вкусные мамины бутерброды, завернутые в фольгу.
В Одессе любят высчитывать, в каком колене ты одессит. Вы сами считали?
Хаит. Моя мама Юлия Ефимовна — коренная одесситка. А папа — из Белгорода-Днестровского. Они с папой познакомились, когда учились в инженерно-строительном институте, на одном факультете, но на разных курсах. У мамы технических способностей не было, так папа помогал ей курсовые работы писать, даже «защиту» проектов с ней репетировал. А потом он стал знаменитым капитаном и худруком одесских комедийных команд КВН.
Барац. Ой, а у меня много поколений одесситов. Даже не берусь считать. Папа мой Григорий Исаакович раньше был журналистом, сейчас бизнесмен. Мама Зоя Исаевна — воспитательница, позже — методист детского сада.
Скажите, а какие были у вас творческие успехи в школе?
Барац. Главное комедийное творчество было неформальное, не на сцене. Например, перевешивали портреты лидеров одиозных капиталистических государств и стран народной демократии. Так у нас Пиночет стал «борцом за идеалы социализма», а Эрих Хонеккер и Тодор Живков — «диктаторами».
Представляю, что было бы с вашими родителями, если бы они так шутили.
Хаит. Не знаю. В 70-х годах тоже ничего бы такого не было. Когда Сталин умер, многие плакали. А когда Брежнев... Нуда, печально, ушел обожаемый всеми персонаж из анекдотов.
Вы как-то рассказывали, что в юности обменялись с Лешей обещаниями: если один из вас не поступит в театральный вуз, то и другой уйдет. Клятву давали в Москве на Воробьевых горах, как Огарев и Герцен?
Хаит. Нет, в поезде «Одесса — Москва». Леша был хорошо готов к экзаменам и сам прошел конкурс, а моему поступлению очень поспособствовал Михал Михалыч Жванецкий. После поступления было ощущение счастья. Понятно же, что ближайшие пару лет будет очень-очень хорошо. Можно радоваться жизни и в то же время знать, что тратишь время с толком.
Барац. Поезд вообще сыграл особую роль в судьбе «Квартета И» - лучшего комедийного квартета. С нашим лучшим другом Нонной Гришаевой я именно в поезде познакомился. Ехал в Одессу. Захожу в купе, смотрю — красивая девушка. Разговорились, оказалось одесситка. И начали мы друг другу хвастать. Я говорю так, между прочим: «А я поступил в ГИТИС...» И она точно тем же тоном: «А я в «Щуке» учусь...» Сейчас она играет в трех наших спектаклях.
Интересно, как студенты Барац и Хаит обустроились в Москве?
Хаит. Снимали на двоих квартиру на Преображенской площади. Конечно, приживаться на новом месте было нелегко. За первый курс раз шесть летали в Одессу. Уж очень скучали. Но были и положительные стороны. Как же хорошо жить двум студентам без родителей в отдельной двухкомнатной квартире. Но Леша совершил глупость. Уже тогда начал всерьез ухаживать за своей будущей женой и вскоре переехал в общежитие. А еще через пару лет женился. Абсолютно глупая история! Нет, ну все ясно: любовь, свадьба, дети. Но сравнить все эти удовольствия с проживанием с приятелем в Москве в отдельной квартире, когда у тебя есть своя комната...
Барац. Я в последнее время тоже понял, какая это глупость — жениться в 21 год! Семья у меня хорошая. И я, конечно, не жалею, что сделал эту глупость, но самому себе даю отчет: да, сглупил!