Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Методика обучения чтению ребенка

Психология и развитие
Новая методика обучения чтению ребенка позволяет малышу быстро научиться читать, затрачивая при этом наименьшее количество сил. Чтобы понять суть методики, давайте начнем с ее основ.
0 39553

О методике

В комплекте — 20 кубиков: 10 одинарных и 10 двойных. На кубиках буквы.

На первый взгляд, все обычно: кубики с буквами продаются в любом магазине. Но если одинарные кубики из этого комплекта и правда ничем особенным не примечательны, то запатентованная конструкция двойных кубиков (результат многолетних поисков) производит впечатление. Пары кубиков скреплены друг с другом и располагаются на специальных платформах. Кубики можно вращать, получая из одной пары целых 32 сочетания букв! Но это не простые сочетания. Буквы на кубиках подбирались особым образом в результате долгих экспериментов, изучения их частотности и сочетаемости.

Основа методики обучения чтению ребенка

В основе методики — складовое чтение, предложенное еще Львом Толстым. Главное новшество — в конструкции кубиков (потому они и названы динамическими). Заменяя прямо на глазах у ребенка одну букву на другую, мы можем получить не только новый склад, но и новое слово. Так, например, из слова МАМА получается слово МАША, а далее — ПАША, МИША или КАША.


Раз-два и слово!

Все очень просто — и сам принцип, и сами основы методики обучения чтению ребенка. На первое время придется отказаться от заучивания букв. Хотя большинство детей с буквами как раз довольно быстро справляются. Проблемы начинаются позже, когда у малыша никак не получается связать буквы в слоги и слова. В методике обучения чтению ребенка все начинается не с букв, а со складов и слов. Ребенку не нужно заучивать все существующие склады, чтобы применить их, скажем, на следующем занятии или через месяц. На каждом занятии используется только то, что пригодится прямо сейчас.

Веселые уроки позволяют малышу освоить сам принцип чтения, причем всего за несколько занятий. Поняв, как читается, например, слово ПАША, ребенок без труда подставит сюда одну-две буквы (как только познакомится с их звучанием) и прочитает слова САША, КАША и т. д.


Малыш тут
же начинает применять то, что он освоил. Первое слово он составляет на первом же занятии. Уроков без практики здесь не бывает. Без этого принцип просто не сработает! Нет зубрежки и знаний „на потом". Ребенок берет кубики, составляет новое слово и получает результат.

Новые слова из кубиков Чаплыгина появляются будто бы в руках фокусника: всего один поворот, и вот оно — новое слово! А все, что изменяется, дети усваивают гораздо лучше.

Буквы на кубиках подобраны особым образом. Хотя кубиков в комплекте всего тридцать (а это даже меньше, чем букв в алфавите!), уже из первых двух кубиков можно составить порядка двадцати слов. Повторим — это знакомые, имеющие для ребенка смысл слова.

Из трех двойных кубиков получится уже более 500 слов, а из всего комплекта (10 одинарных и 10 двойных) — просто невообразимое число слов и даже предложений. Например, можно составить такие слова и предложения, как „автомобиль", „я люблю читать", „с добрым утром".

Когда открываешь коробку, видишь предложение «Читаю и пишу легко составленное из кубиков».


В наборе все готово
к применению — не нужно ничего склеивать или резать. К тому же, весь комплект помещается в довольно компактной коробке — вам не понадобится освобождать под него целую полку или выделять угол в детской.

Кубики пригодятся и читающим детям. Это отличный „конструктор" для экспериментов и составления слов. Даже родители легко поддаются этой магии: каждый раз, когда кубики Чаплыгина попадают в руки взрослого, мамы и папы мгновенно начинают, как зачарованные, крутить и комбинировать их, пытаясь найти новые сочетания или собрать то, или иное слово.

Авторы отказались от различных приемов и методов заучивания каких-либо теоретических знаний, например, букв или складов. Здесь нет ни песенок, ни картинок, ни игр (если не считать игры со словами). В данной методике вообще нет ничего, что нужно выучить на завтра, послезавтра или на месяц вперед. Просто в этом нет необходимости.

Через простое к сложному

Малышу не просто (да и не всегда нужно) понимать, что такое фонема, склад или закрытый слог. Ведь в его повседневной жизни все это не играет никакой роли! Кто его закрыл — этот слог? И тот ли это склад, где работает дядя Коля? Если есть согласная, должна быть несогласная, мягкое нужно гладить, чтобы оно мурлыкало, а твердым — стучать по столу или тарелке.

А вот кубики можно взять в руки и сразу же что-нибудь составить. Из них сами собой (сначала, конечно, с вашей помощью) получаются разные веселые слова — МАМА, КАША, МАША. Получаются уже на первом занятии — а ведь это уже ощутимый результат, который так важен для ребенка! К тому же это те слова, которые малыш употребляет в своей повседневной жизни. А значит, они попадут в память легко и надолго — без специального заучивания.

Первые занятия в „Книжке-шпаргалке", которая прилагается к комплекту, описаны довольно подробно. Большинство последующих действий с кубиками выполняются по принципу аналогии, что заметно упрощает и запоминание букв и звуков, и сам выход в чтение. Вообще в шпаргалке, помогающей освоить комплект, довольно много схем слов — контурных изображений кубиков. Это помогает ребенку легче научиться соотносить слово, звучащее со словом написанным — ведь „писать" можно не только ручкой или карандашом, но и кубиками.

В целом авторы методики предоставляют нам довольно большую свободу действий, не забывая снабдить подсказками, советами и рекомендациями, как же быстро научить читать вашего любимого и самого талантливого малыша.

Кстати, Полина, с рассказа о которой мы начали эту статью, уже к концу своей поездки в купе научилась не только читать, но и писать на бумаге некоторые простые слова. И еще она поняла самое главное: читать — это легко и интересно.            

Как заниматься по динамическим кубикам Чаплыгина?


Первое занятие

Обучение чтению — процесс, к которому многие родители подходят слишком серьезно: прячут игрушки, усаживают малыша и объявляют: „Сейчас будем учиться читать!" И чаще всего начинаются слезы, непонимание и, как результат, мамы жалуются подругам: „Мой совсем не хочет читать, не знаю, что и делать. " А ведь все может быть очень просто и даже интересно. И ребенок будет уметь, и любить читать сам. Обучение чтению по кубикам Чаплыгина — это не урок за партой, а игра.


Игра со словами

Как превратить слово МАМА в слово ПАПА, заменяя всего одну букву в кубике? На этом занятии вы можете совершить волшебные превращения. Меняя в слове всего по одной букве, малыш получит веселый результат. К этому занятию все слова, с которыми играем, уже знакомы ребенку. Значит, у вас есть возможность повторить их и заодно посмотреть, как он их запомнил. Начинаем со слова МАМА и, вращая соответствующий кубик, меняем по одной букве.

МАМА — МАША

МАША — КАША

КАША — ПАША

ПАША — ПАПА

Поменяв букву, сначала дайте возможность ребенку вспомнить и прочесть получившееся слово самому, и только если он забыл или запутался, помогите ему.


Склонения

Покажите ребенку слово МАМА. Конечно же, он его узнал. Возьмите второй кубик: „Помнишь, как это читается?" Конечно, помнит. „Правильно. Это — МА". Поменяйте А на У. „А это — МУ. Прочитаешь все вместе?" Ребенок читает: „МАМУ". „Любишь свою МАМУ?" Конечно да! „Скажи об этом МАМЕ". На этих словах „превратите" У в Е. Произнося слово МАМЕ, сделайте на нем акцент, чтобы было понятно, что это именно оно написано кубиками. Показывая в конце занятия схемы слов, можете повторить этот диалог, а можете придумать что-нибудь еще.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Чаплыгин Евгений Васильевич
Здравствуйте.
Поскольку я придумал такие кубики и такую вот методику обучения детей чтению, то мне, с одной стороны легко комментировать подобные статьи, а с другой стороны сложно, потому что могут обвинить в субъективности.
Статей про мои кубики и способ обучения ребёнка чтению в сети довольно много, но об этой хочется сказать особо.
Спасибо большое автору - всё ОЧЕНЬ понятно, доступно, объективно и грамотно расписано. Сразу видно, что человек сначала САМ РАЗОБРАЛСЯ и ПОНЯЛ ИДЕЮ и СУТЬ методики, и только потом написал. Ещё раз спасибо.
К сожалению 90% статей в сети на эту тему просто или бестолково написаны, или скопированы у кого-то. Авторам видимо просто лень разбираться, хотя там всё действительно просто. Это и есть одна из главных фишек обучения детей чтению - ВСЁ и ВСЕМ должно быть ПОНЯТНО и очень просто. Результат должен быть получен буквально ИГРАЮЧИ.

Если родителям будет интересно, то отвечу на любые вопросы. Тем боле, что у меня достаточно много оригинальных и в то же время простых в применении разработок и по математике, и по грамотному письму. Спрашивайте, узнавайте и применяйте. Не будете мучиться сами и не будите ребёнка мучить при обучении его элементарной грамоте.
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера