Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

31.03.2010

Рекрутинг, как средство устройства на работу

Одни соискатели работы, столкнувшись с этим явлением, плачут и хлопают дверью, мужчины чаще посылают непечатными словами подальше, кто-то не может долго выйти из ступора, ну а некоторые - соглашаются на любые испытания, лишь бы заполучить вожделенное место.
0 67747

Модное ноу-хау, которое сегодня все больше практикуют в компаниях при подборе персонала, - стресс-интервью. Прямо скажем, испытание не для слабонервных. Рекрутинг, как средство устройства на работу пользуется в настоящее время широкомасштабной популярностью.


Кролик, беги!

Моя знакомая, девушка с двумя высшими образованиями, опытный экономист, ушла с работы в банке год назад: сначала к минимуму сократили оклады, а потом и персонал. Немного отдохнув, она разослала резюме и отправилась на собеседование. Вечером, всхлипывая, позвонила: «Мне устроили такое, до чего ни один извращенец не додумается!» Сначала ее по непонятным причинам задержали на ресепшен, и она на полчаса опоздала на интервью. Потом кадровик минут десять не обращал на нее внимания — болтал с кем-то по телефону. К нему через пять минут присоединился другой человек, и, не поздоровавшись, молча уставился на нее.

После некоторого вступления
Маше неожиданно заявили, мол, а вы знаете, что выглядите, как проститутка! Она захлебнулась от обиды. Несколько профессиональных вопросов и — опять пощечина: «Вы же неудачница — не замужем, работали простым экономистом, ничего в жизни не добились. Зачем вы нам?» — «Как не добилась?!» — вспыхнула моя знакомая и стала перечислять: знает языки, окончила два института, интересуется всеми новшествами в своей сфере... А ей в ответ: «Вы выросли в неполной семье, и это сказалось на вашей психике, ищите другую работу».

Маше не объяснили, и она сама не подозревала, что к ней на собеседовании при рекрутинге, как средстве устройства на работу применили интервью в стиле «стресс». У нас подобные эксперименты ранее не практиковались: и ментальность иная (мало кого мотивируют оскорбления, унижения или ругань), и рынок труда не такой обширный. Ныне работодатели себя чувствуют, как коты в масле: широкий выбор специалистов позволяет более изощренно подходить к выбору будущих сотрудников. Но как к подобным экспериментам относятся интервьюируемые, специалисты по рекрутингу, кадровому консалтингу и HR и что по этому поводу думают психологи?


Заинтересовавшись темой
, я стала собирать свежие истории, подобные Машиной. Оказалось, одного вполне маскулинного молодого человека, который хотел стать менеджером по продажам бытовой техники, «выбили» вопросом о сексуальной ориентации. Что он ответил — догадаться нетрудно. Девушке, претендующей на место маркетолога, устроили сценку: группа кадровиков села с одной стороны, интервьюер — с другой, и молча ждали, к кому она сядет спиной, потом после нескольких профессиональных вопросов один из группы произнес тихо, но всем слышно: «Ну и дура». Девушка расплакалась, и, оскорбленная, убежала. Хотя наблюдались и другие реакции: молодой человек, которого пригласили на собеседование, зашел в кабинет, а там все идет своим чередом и никто на него не обращает внимания. Он покашлял — никакой реакции. Он — рассмеялся. Ему улыбнулись в ответ. Бомбардирование вопросами в очень быстром темпе он выдержал тоже. Собеседование состоялось.


Но горечь и обида
после стресс-интервью остаются — в зависимости от индивидуальных способностей забывать неприятности. Человеку свойственно запоминать любую стрессовую ситуацию, и она впоследствии является тормозом его развития: возникает боязнь идти дальше, теряется вера в себя и свои способности. Все происходит на уровне мышления: вот человек приготовился к собеседованию, он повторяет свой спич, у него есть план действий. Однако попадает в ситуацию, которая полностью рушит его планы. В определенных участках мозга происходят резкие тормозные реакции. Возникает ступор. Он не может адекватно ответить, потому что заготовленные ответы не годятся. Потом идет резкий прилив эмоций: меня обесценили как человека. И соответствующая реакция: слезы, хлопанье дверью. Те люди, которые способны дать отпор (а у каждого своя реакция на стресс — замедленная, ускоренная или же стандартная), ругаются. Те, у кого реакция ускоренная, конечно, могут и победить в «схватке» с рекрутами или с работодателями. Но самое страшное последствие стресс-интервью — урон, нанесенный самооценке, болезненный удар по самомнению, и, как следствие, дальнейшая неуверенность не только в собственном профессионализме, но и в своих личностных качествах.


Хамство и опасный эксперимент

Зачем это нужно? Так работодатель может проверить претендентов на толерантность, устойчивость к стрессам, умение среагировать или не среагировать в определенной ситуации, отстоять свое мнение. Подобное интервью должно показать, как претендент на должность реагирует на неуважение к себе, на вопросы личного характера. В арсенале специалистов по рекрутингу, как средству устройства на работу найдется множество весьма изощренных способов проверки соискателя. От самого деликатного — испытания временем, когда претендента вынуждают опоздать на встречу, где его ждет «разгневанный» кадровик, наблюдающий, как человек выкрутится из ситуации, — до самого жесткого, нарушающего личностное пространство человека. Как рассказал Игорь Райский, HR-специалист, подобные собеседования показывают, насколько быстро человек ищет правильный ответ, упорядочивает информацию, осознает ли то, что происходит с ним, как оценивает себя, способен ли он бороться, или же сразу сдается.

По данным одного из рекрутинговых агентств, сегодня стресс-интервью считают очень эффективным около 15 процентов работодателей, 10 — относятся лояльно и из интервью исключают, как они говорят, «издевательские вопросы», то есть касающиеся личной жизни, 40 — считают такой подход неприемлемым. Однако главная проблема — у нас мало специалистов, готовых профессионально проводить подобные собеседования, и часто в компаниях путают хамство с психологическими экспериментами. В неопытных руках стресс-интервью — очень опасно. К тому же, как считают психологи, по правилам (и так делается в мире), соискателя обязаны предупредить о будущем стресс-интервью до начала испытания. У нас даже после ничего не объясняют.


Сегодня умению
проверять будущих сотрудников на толерантность обучают во многих компаниях. Конечно, предупредив человека об эксперименте, сложнее получить реальную картину — он успевает собраться и подготовиться. И когда соискатель хочет получить работу, он может сыграть нужную реакцию. Хотя психологи, которых приглашают для этих целей руководители компаний (они не участвуют в собеседовании, лишь наблюдают за реакцией претендента на должность), всегда определят степень искренности. Но каждый должен знать, что с ним делают. И, если говорить о правах человека, то предупреждение — это все-таки более правильный путь. Соискатель все равно не знает, что именно будут  оценивать, среагирует характерным для себя образом, да и упражнения можно построить так, что его реакции будут непосредственными.


Спартанцы тех
, кто бледнел в стрессовой ситуации, бросали со скалы, а тех, кто краснел, брали в воины: им было важно, что человек не боится, а заводится. Очевидно, что для определенных профессий тест на стрессоустойчивость — это неплохо, полезно и важно. Много таких рабочих мест, где ты, по сути, себе не принадлежишь. Это добровольный выбор, и немало людей с этим соглашаются. Они и психологически, и этически готовы быть «механизмом». Однако специалисты HR и психологи считают, что некорректно проводить такие «проверки на вшивость» для соискателей каждой профессии. Для специальностей, связанных с работой в сфере обслуживания, проверка человека на предмет толерантности — вполне корректна, поскольку нужно уметь адекватно реагировать и отвечать на провокации, вспышки ярости, занудность и прочие негативные явления. Если соискатель будет работать в сервисе, то ему на собеседовании могут создать ситуацию, когда его ругают, обвиняют, критикуют, предъявляют претензии. И если у него реакция — сам дурак, пошел вон отсюда, то, очевидно, что он не подходит. В сфере обслуживания очень важно определить, как специалист умеет обходиться с претензиями, гасить гнев у клиентов.


Профессионализм или самопожертвование?

Но собеседование — это, же первый шаг в компанию, и человеку важно читать сигналы: как со мной будут себя дальше вести, будут ли уважать мои личные границы, или я нужен лишь для выполнения определенных функций? Так комментирует возможные реакции на стресс-интервью: «Если вы действительно хотите работать в этой фирме, а на собеседовании вас таким образом «удивили», то реакция «заплакать-хлопнуть дверью-уйти», конечно, неправильная. Потому что вы сразу демонстрируете: не будете подчиняться. Не можете иначе реагировать — значит, это не ваше место. Если вы предполагаете работать в сфере обслуживания, то должны быть готовы, что ваши границы будут нарушать часто. Потому что для работодателей этой отрасли важно, умеете ли вы сдерживать личные эмоции. У меня есть студентка, которая служит домработницей у богатых людей, и учится в вузе, хотя им не говорит об этом — выгонят. Они ее взяли на многие годы — в такие дома не берут, кого попало, поэтому девушка пять дней в неделю готова отдавать им себя, часть своей жизни, сокращать свои личностные границы за большие деньги».


Любопытной
мне показалась мысль Инны, когда она предположила, что с этим согласятся те, кто привык к стабильности: есть люди, которые думают сами о себе, а есть те, кто ждет, что о них позаботится начальство или государство. В каком-то смысле это перекос ответственности, но они готовы продаваться и принимать любые условия.

Есть и те, кто искал работу по душе и нашел ее, несмотря на все испытания. Как следствие — и ожидаемый успех, и финансовое удовлетворение, и возможность карьерного роста, и самореализация. Сомневается, что человек, который остро пережил стресс собеседования, но «отбился» и получил должность, может расслабиться. Силы мобилизуются, ресурсы направляются на то, чтобы даже в напряженном состоянии продуктивно работать, но все приведет к тому, что человек начнет болеть. Это наблюдается во многих компаниях: ни с того ни с сего с температурой под 40 слег один сотрудник, потом другой, причем, без гриппа, без ОРЗ. Организм всегда себя защищает болезнью — или физической, или психической. Как правило, болеют менеджеры, а им-то и устраивают стресс-контроль чаще всего.


Есть еще один вопрос
по поводу стресс-интервью: выгодно ли иметь людей, которых не прошибить ничем, даже стрессом, в коллективе? Иметь смелость защитить себя — это хорошо. Но хорошо для самой личности, а не для работодателя. Те, кто выдержал стресс-контроль, для хозяина компании или топ-менеджеров являются соперниками. Хотя руководство вряд ли догадывается, что нашло себе конкурента. Я с трудом представляю, как они подчиняются — это же вечные противники, всегда будут возражать, поскольку имеют ускоренную психическую деятельность, свойственную гипертимному типу личности. Ими движет жажда деятельности, погоня за переживаниями, они оптимистичные и ориентированные на удачу. Таким людям сложно работать в заданных рамках, они их постоянно пытаются нарушить, при этом убедительно аргументируют необходимость этого».


Специалисты HR
называют стресс-интервью небезопасными, тем не менее, утверждают, что с прошлого года их в нашей стране используют все чаще, и соискателям сегодня не сладко. Значит тем, кто ищет работу, нужно быть готовыми к тому, что их будут испытывать на прочность. Как вооружиться и как вести себя в ситуации стресс-контроля? Во-первых, как советуют психологи, четко для себя уяснить, что стрессоустойчивые люди умеют анализировать ситуацию и делать выводы: нет, это вы просто говорите, а на самом деле, конечно, вы так обо мне не думаете и ваши дурацкие вопросы мне безразличны. Адекватная самооценка не ставит таких людей в позицию выбора — хороший я или плохой? Я пришел, меня не взяли — значит, не подхожу, и это не свидетельствует о моих недостаточных знаниях или умениях. Стрессоустойчивость возникает в результате прохождения одной и той же ситуации, то есть нужно пользоваться накопленным опытом. Когда человек опытен и знает последствия, он умеет адаптироваться.

Автор: Илона Смолякова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера