Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Комплексы: воспитание и развитие ребенка

Психология и развитие

Взрослая, состоявшаяся гражданка N всегда робеет перед кабинетом начальства, потому что когда-то на нее, застенчивую второклашку, накричал директор школы. Гражданин F никогда не проявляет инициативу, ведь в подсознании живет воспоминание о том, как в детстве он предложил приятелям свою помощь, но его высмеяли. То, какие мы сегодня, во многом зависит от опыта детских лет. Что главное для любого ребенка? Чем отличаются современные дети? Как уберечь их от развития комплексов – воспитания и развития ребенка? Как оставаться для ребенка другом?  Ведь комплексы – воспитание и развитие ребенка во многом зависят от родителей.

0 21072

Правда ли, что личность человека закладывается в первые годы жизни, и после уже трудно что-либо изменить?


Формирование личности
завершается к семи годам, после идет трансформация — мы можем лишь что-то дополнять, что-то корректировать. Считается, что каждые семь лет человек выходит на фазу своего рождения: за это время полностью меняется состав крови, обновляется структура тела. В годы, кратные семи, каждый из нас переживает кризис. Обостряются страхи родового стресса: ощущается беспомощность, боязнь темноты, высоты, одиночества, замкнутого пространства. Но в кризисные годы люди перерождаются, переходят на новую ступеньку своего развития. Мы меняемся, но основа остается неизменной.


В каком возрасте
формируется базовая самооценка человека?

От зачатия до двух лет закладывается физический уровень развития. С двух до четырех из отношения родителей к ребенку формируется его собственное восприятие себя и мира, умение говорить нет. В эти годы дети впитывают информацию о себе, в которую будут верить всю жизнь. Изначально малыш рождается со всем набором качеств, но под влиянием фраз-клише («умная девочка», «послушный мальчик») начинает узнавать в себе только некоторые. Представим картину: мама склоняется над двухлетней дочкой, целует и говорит: «Какая красивая девочка!» Дочери хорошо, тепло, она чувствует одобрение и защиту, и в будущем будет обращать повышенное внимание на внешнюю красоту. Сомнение в собственной привлекательности станет сигналом тревоги, угрозой разрушения ее собственного мира. Гораздо полезнее детей поддерживать, а не хвалить. И очень важно не навешивать ярлыков, не нашпиговывать программами «ты будешь врачом» или «выйдешь замуж за принца. Ребенок должен знать, что он разный: иногда сердитый, иногда расстроенный, иногда задумчивый, и он сам вправе выбирать собственный путь. Тогда дети вырастают целостными.

В каком возрасте ребенка лучше всего отдавать в детский сад?


Желательно,
чтобы мама оставалась с чадом в близком контакте до двух лет. В три года ребенок переживает кризис психологического отделения от матери — этот период лучше переждать. Оптимальный возраст для отправки в детский сад — после четырех лет. С четырех до семи лет формируется межличностный контур развития ребенка, он уже понимает, что есть Я и есть МЫ, его интересуют ролевые игры, он дольше может удерживать внимание. А вот в школу лучше идти не в шесть, а в семь лет. Именно после семи закладывается социальный уровень развития. Только тогда дети осознанно начинают подчиняться правилам, вырабатывается усидчивость (включаются в работу доли мозга, удерживающие маленького человека в одной позе). В этом возрасте ребенок должен быть представлен в трех социальных средах — школе, секции, связанной с развитием тела, и где-то еще, где он может чувствовать полную свободу.


От чего зависит характер наследника?

Психологически на 80% мы выходцы из семьи, оставшиеся 20% — это наш свободный выбор. Иногда эти 20% становятся решающими. Отношения между родителями могут повернуть судьбу ребенка в любую сторону. Как правило, дети либо копируют модель поведения отца и матери, либо выбирают противополодагую. Дети наркоманов обычно становятся или наркоманами или наркологами. В любой семье действуют свои семейные программы: «не высовывайся», «богатым быть опасно», «инициатива наказуема». Провозглашая эти принципы, взрослые пытаются втянуть ребенка в свою собственную судьбу, в свои рамки. Но это нефатально: измениться все-таки возможно. Неверно перекладывать всю вину за собственные неудачи на родителей: я такой, потому что меня так воспитали мама и папа. Мы учимся вместе с родителями, и семейная система помимо стереотипов, дает нам силу. Несмотря на горку родительских ярлыков и ложных установок, мы должны быть благодарны им за трудности, которые нам пришлось пережить, преодолев их, мы стали крепче, сильнее.

Как воспитать в ребенке самостоятельность и не дать шага комплексам – воспитания и развития ребенка в дальнейшем?


Самостоятельности
невозможно научить, ее можно только предоставить. Знакомая картина: малыш бегает по комнате, а ему твердят: «не хватай», «упадешь», «положи, не то разобьешь», движения ребенка становятся все менее активными, теряется исследовательский интерес и он усаживается перед телевизором. Дети, которые все время сидят у голобуго экрана, — те, кому небезопасно себя проявлять. Гиперопека — медвежья услуга для ребенка, которая мешает ему самовыражаться в социуме. Придя в школу «аквариумные» дети зажимаются, ломаются. Им очень сложно в будущем построить свою семью. Взрослый мужчина, не отделившийся от мамы (работают установки: «без меня ты пропадешь», «лучше мамы жены не будет»), вряд ли построит гармоничные отношения со своей супругой. Поэтому родители должны дать ребенку право на взросление, психологически отпустить его. И сделать это нужно в возрасте семи лег.


Что лучше для детской психики:
когда родители живут вместе не по любви, а только ради ребенка, или развод?

Ребенок не оценит жертвы родителей, живших вместе исключительно ради него. Не исключено, что спустя годы, когда мама скажет: «Да я ради тебя...» — он ответит: «А мне это было не нужно». Если родители друг друга не любят, между ними постоянно будут возникать конфликты, недомолвки, но для гармоничного развития личности нужна общая позиция воспитания. Появляются в жизни детей и отчимы, и мачехи (и не нужно искать для ребенка второго отца или вторую мать — они всегда останутся единственными и неповторимыми). Зачастую отношения с отчимами добрее и теплее, чем с родными отцами. Отчим может быть другом, способным помочь и понять, и это лучше, чем пьяный родитель. Жизнь в скандалах и нелюбви дети могут повторить в своей собственной семье.

Какой детский возраст наиболее неблагоприятен для развода?

Ребенок в любом возрасте болезненно воспринимает это событие. Для взрослых это кризис. Для малыша — нарушение контуров безопасности. Причиной развода маленькие дети зачастую считают себя: «я родился, а меня не хотели», «я плохо кушал, и папа нас бросил». Если в сознательном возрасте 4+ можно объяснить ситуацию: да, она неприятна, но ребенок ее принимает, то развод в первые годы жизни создает в жизни тайну, некое напряжение. Для сына или дочери намного комфортнее жить только с мамой или только с папой, если оба родителя счастливы и реализованы, чем в так называемой полной семье на фоне глобального разброда.


Какие правила поведения
при разводе следует соблюдать родителям, чтобы ребенок пережил этот период с минимальными потерями?

Самое страшное для детей, когда они чувствуют: что-то происходит, но при этом взрослые делают вид, как будто все в порядке. Ребенку кажется, что он теряет контакт со своими чувствами. Всегда грамотнее все объяснить. Расскажите малышу, что он состоит из клеточек папы и мамы, и все его тело состоит из любви родителей. И где бы родители ни были, эта любовь остается в детях. Для ребенка очень сложно, когда отец и мать расстаются в дискомфортных отношениях, говорят друг о друге плохо, и каждый начинает перетягивать его на свою сторону. Дети в таких случаях всегда испытывают чувство вины перед тем родителем, с которым они не живут. Важно, чтобы супруги расстались по-хорошему и обеспечили регулярный доступ к тому родителю, с которым ребенок не живет.


Правда ли,
что папа для девочки — прототип ее идеального мужчины?

Действительно, шаблон мужчины дочь берет с образа отца, а манеру поведения с противоположным полом — от матери. Папа формирует стратегическое и защитное поведение ребенка — как девочки, так и мальчика. Кроме того, отец помогает дочери разобраться во взаимоотношениях с противоположным полом. Аналогично: мама может объяснить тонкости женского поведения сыну. От близости и теплоты отношений с папой у девочки в будущем будет зависеть наличие/отсутствие комплексов – воспитания и развития ребенка. Если родитель мало целовал дочку, редко носил на руках и не восхищался ее красотой — у нее будет гораздо больше недовольства своим телом и собой.

Насколько целесообразно раннее развитие ребенка?


Развивать ребенка
в раннем возрасте нужно настолько, насколько это ему интересно. Если крохе нравится читать, рисовать, узнавать — развиваем, если нет — не заставляем. Зачастую стимулом для раннего развития выступает отнюдь не забота о наследнике, а страх взрослых быть плохими родителями или банальное желание прихвастнуть перед родственниками и знакомыми способностями своего чада. Побочный эффект активного обучения в первые годы жизни — отсутствие желания учиться в школе. Ведущая деятельность до семи лет — это игра, но если малыш вместо того чтобы играть до школы, проводил время на курсах и факультативах, он не будет воспринимать учебу. Есть и еще один нюанс. Да, действительно, до четырех лет мозг впитывает до 80% информации, с трех до четырех лет ребенка можно научить четырем-пяти языкам, но если в последствие он не будет говорить на них, все знания быстро забудутся. В семь лет ребенок за год быстро научится тому, чему его напряженно учили с четырех до семи.

Правда ли, что один ребенок в семье вырастает эгоистом?

Ребенок может вырасти эгоистом и в многодетной семье. Единственного наследника в семье важно обучать заботе о близких, умению контактировать с другими детьми. И важно, чтобы родители не фиксировали свое внимание и жизнь только на нем. Скорее, дети, выросшие одни, — несчастны. Родители рано или поздно становятся больными и старыми, и забота о них ложится на плечи одного ребенка. Когда есть брат или сестра, нагрузка распределяется на двоих, есть взаимопомощь друг другу. Важна и эмоциональная поддержка, осознание, что на земле есть еще один родной человек. Ведь когда умирают родители, ребенок остается один.


Почему в последнее время
так много гиперактивных детей?

Причины гиперактивности до сих пор до конца не выяснены. Сейчас это достаточно модный диагноз, который ставят не всегда корректно. Синдром гиперактивности могут диагностировать три специалиста (невролог, психиатр, психолог) и только после четырехлетнего возраста, при условии, если ребенок одинаково беспокойно ведет себя в трех социальных средах (например, в садике, дома, на кружке). Часто гиперактивность путают с проявлением холерического темперамента. Родителям таких деток действительно сложно. Но важно понимать, что их поведение — это не черта характера, а проявление симптома. Сегодня для компенсации гиперактивности (помимо классических препаратов), используют гомеопатию, очень эффективна диета (эти дети чувствительны к повышению уровня глюкозы и продуктам с пищевой химией). Гиперактивность — действительно является диагнозом, но не приговором. При наличии терпения, заботы, гармоничного подхода родителей, педагогов, докторов, эти дети могут реализоваться.

Каковы отличительные особенности современных детей?


Современные дети
не вписываются в рамки возрастной психологии и педагогики, созданные в прошлые годы. Вот почему в педиатрии и детской психологии теперь введены понятия не норм, а контуров развития: роста, веса, речи. Так, речь у юных современников развивается к четырем годам, и это уже считается нормой. Дети XXI века отличаются здоровым эгоизмом, самоуважением и развитым чувством самосохранения. Героизм и самопожертвование, культивировавшиеся в прошлые десятилетия, уже неактуальны. Нынче дети гиперчувствительны: то, что чувствуем мы, в их восприятии умножается на пять. Поколение, обостренно реагирующее на все происходящее, вырастает либо агрессивным либо бесчувственным. Оперативная память и коэффициент активной деятельности их мозга развиты гораздо лучше, чем у взрослых. Скорость жизни и реакций превышает нормы прошлых лет. Современные мультики, которые обладают ускоренным темпоритмом, кажутся слишком динамичными нам, взрослым, но не им. Сегодня дети почти не читают и не играют в коллективные игры. У них, проводящих большую часть времени в одиночестве перед монитором компьютера, поздно включаются в работу доли мозга, ответственные за эмпатию (сопереживание). К сожалению, сейчас дети не играют со своими родителями. У последних на это нет времени, да и не умеют они по большому счету. Но как бы ни отличались нынешние дети от предыдущих поколений, каждый день им по-прежнему нужно хотя бы тридцатиминутное общение с родителями (без телевизора и мобильного телефона), чтобы наполниться сердечным теплом и душевной поддержкой.


Современные дети взрослеют
гораздо раньше. Как влияет на ребенка раннее развитие сексуальной сферы жизни?

Действительно, месячные у девочек сегодня стартуют уже в девять лет (мальчики в половом развитии примерно на два года отстают от девочек). Но в целом, родителям стоит ориентироваться на себя: в каком возрасте у них появился интерес к противоположному полу — в эти годы он проснется и у детей. Ранние сексуальные отношения — это скорее травмирующая ситуация. Любовные переживания (встретились, расстались, у возлюбленного появилась другая) болезненны для взрослого, а для ребенка — вдвойне. Сексуальные отношения в подростковые годы мешают развитию других сфер. Известно, например, что выходцы из детдомов зачастую низкого роста. Частые занятия мастурбацией и ранняя половая жизнь стимулируют работу мочеполовой системы и тем самым замедляют развитие других сфер. В первую очередь стопорится развитие костной системы. Это может быть аргументом для родителей мальчика, которые хотят удержать его от активного сексуального общения. Родители обязательно должны говорить с детьми на эту тему, объяснить, что секс лучше отложить на потом: чем позже, тем лучше. Рассказать о том, что самая сильная любовь — эмоциональная. Но если у ребенка все-таки появился друг или подруга, родителям стоит поговорить с обоими. Особенно важно для мамы девочки пообщаться с мальчиком — о том, что дочку нужно провожать, не обижать, предохраняться. Ответственность парня перед родителями девушки гораздо выше, чем перед ней самой. Не помешает, чтобы папа рассказал дочери, что мальчикам зачастую нужно от девочек. Важно донести до детей, что ЭТИМ могут заниматься только взрослые.


Как влияют на психику
ребенка игрушки-монстры, которыми заставлены полки детских супермаркетов?

Не стоит рассматривать страшных трансформеров и монстров-биониклов исключительно как вредное явление. В каждом ребенке живет некая субличность, которая чего-то боится. Например, темноты. Взяв в руки могущественного трансформера или бесстрашного человека-паука, ребенок как будто становится неуязвимым, получает доступ к некой ресурсной силе. Ведь все, что я держу в руках, становится управляемым, частью меня. Через такие игрушки дети могут проявлять подавленные эмоции. Когда ребенок хочет сказать нет, но не может, он выбирает игрушку, которая рычит, при этом сам остается белым и пушистым.


Какие комплексы развивает в ребенке школа?

Детей младших классов нельзя оценивать. И, к счастью, во многих школах это не делается. Полученную двойку ребенок воспринимает не как недовольство учителя его грязной тетрадкой, а как личную оценку. Оценка — это ярлык, который вешается на школьника. Его расшифровка: «я плохой, меня не любят» — и эта установка формирует стереотип поведения «плохого ученика», «неудачника». Часто, поступая в институт, школьные двоечники и троечники начинают хорошо учиться. Здесь нет оценивания, это новая среда, где ты можешь себя проявить, возникает интерес к учебе. Важно объяснить ребенку, что преподаватель — такой же человек, как и все, который устает, пребывает в плохом настроении и может ошибаться. В таком случае дети не будут воспринимать отношение учителя к себе, как правило. Кроме школы, у ребенка должно быть еще какое-то место, где бы он мог себя проявить. А психологический иммунитет вырабатывается в семье. Если здесь его любят, независимо от его поведения и оценок, он будет оставаться целостным.


Как воспитать настоящую личность?

Личность воспитать невозможно, ей можно помочь проявиться. И первое правило — уважение родителей к собственной личности. Если я в контакте с собой, только тогда я смогу быть в контакте с другим человеком. Если я реализован, я сумею помочь реализоваться другому. Настоящие личности вырастают в здоровой семье, в которой супруги не зависят друг от друга эмоционально и материально, где есть понимание и любовь. Если мама развивается, она авторитет для самой себя, если ей интересно исследовать мир вместе с ребенком и учиться у него — это достойная почва для развития сильной личности. Между прочим, взрослым у детей есть чему поучиться, например, непосредственности, умению ловить настоящий момент, искренности проявления чувств и эмоций.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера