Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как быстро приучить ребенка к горшку

Психология и развитие
Как быстро приучить ребенка к горшку — задача, с которой сталкиваются не только наши мамы, ее смело можно назвать интернациональной. А значит, есть повод узнать, как все происходит „у них"?
7 48475

Научить малыша пользоваться горшком — необходимость, с которой сталкиваются мамы всего мира. И хоть проблема одна, решения в каждой стране принимаются разные, порой нестандартные с нашей точки зрения. Все дело в так называемых отличиях менталитета, особенностях национального „детовоспитания". Но это не значит, что что-то из зарубежного опыта мы не можем позаимствовать и успешно применить у себя! Многому из того, что предлагается „из-за границы" стоит поучиться, — прежде всего, спокойствию и уверенному продвижению к заветной цели без самобичевания („Ах, я плохая мать, потому, что мой ребенок не умеет пользоваться горшком в полгода \ год\2 года"). Не может — научится, и сделает это тогда, когда придет время, когда он будет готов! Поэтому первое полезное правило, которое мы позаимствуем у мам других стран: спокойствие, только спокойствие! Всему свое время!


С миру по нитке

Методик обучения деток „горшочному" навыку в одной только Восточной Европе несколько. Все их можно классифицировать, что и было сделано однажды профессором П. Аккардо из Вирджинского Медицинского Колледжа (США). Он выделил 3 группы методик:

Приучение к горшку с первых недель жизни ребенка. Эта методика основана не столько на обучении как быстро приучить ребенка к горшку, сколько на выработке определенных рефлексов у мамы, которая учится по каким-то внешним признакам (кряхтение малыша, беспокойство) распознавать, когда кроха хочет сходить в туалет.

Приучение к горшку в возрасте ребенка около 18 месяцев. Ориентирована на ребенка, именно к этому возрасту происходит окончательное физиологическое и психологическое созревание, благодаря которому ребенок может контролировать мочеиспускание и дефекацию.

Приучение к горшку в возрасте 3 лет. Эта „ленивая" методика внедряется в том возрасте ребенка, когда он начинает подражать взрослым и наконец, озадачивается вопросом: „Почему я в подгузнике, а мама с папой — нет?".


Рано? Рано. Рано!

В нашей стране, как и во многих странах мира, вплоть до середины прошлого века, предпочтение отдавалось первой методике — так называемому раннему приучению. Это было обосновано: подгузников не было, стиральных машин тоже, и мамы были очень заинтересованы в том, чтобы малыши поскорее научились пользоваться горшком. Остается загадкой, почему, в отличие от всего прогрессивного мира, мы и по сей день часто придерживаемся именно такого подхода? Почему простой процесс приучения к горшку (когда он происходит своевременно и без принуждения) вызывает столько эмоций и столько споров. Наверное, потому что наши бабушки и мамы, которые в свое время были лишены таких полезных достижений цивилизации, как подгузники и стиральные машины, продолжают считать это правильным. А чего стоят косые взгляды окружающих, когда обнаруживается, что на вашем ребенке, которому — об ужас! — уже год, все еще надет одноразовый подгузник. И вот уже молодая мама начинает сомневаться в себе и разворачивает настоящую „битву за горшок".

А ведь в этом как раз и таится зло. Не верите? Обратитесь к книге, вышедшей еще в далеком 1930 году, Геселя „Руководство по психическому развитию ребенка", с которой началась школа приучения к горшку, основанная на физиологических аспектах развития малышей. Согласно исследованиям Геселя, которые проводились на детках-близнецах, где одного приучали к горшку рано, а второго — после 15-18 месяцев, раннее приучение к горшку не принесло положительного результата. То, чему мамы уделяли много внимания в раннем возрасте, не приводило к стойкому закрепленному навыку, а в более старшем возрасте достигалось легко и без сверхусилий. Так, спрашивается, зачем тогда мучить себя и ребенка? Свою лепту в отходе от раннего обучения горшочной науке внес и Бенджамин Спок, который впервые ввел понятие готовности ребенка к освоению этому навыку и в связи с этим рекомендовал родителям не торопиться.


Лучше поздно, чем никогда?

Исследования по приучению детей к горшку велись практически на протяжении всего прошлого века, и все это привело к тому, что постепенно ранняя методика на Западе перестала пользоваться успехом, а сам возраст, с которого малыши начинали осваивать эту премудрость, сместился с 7 до 20 месяцев. При этом что важно, менялось и отношение родителей к этому вопросу — снижался уровень их вмешательства в этот процесс. Другими словами, мамы и папы перестали переживать по поводу того, как складываются взаимоотношения ребенка с горшком. В настоящее время на Западе этап приучения к „самообслуживанию" держится в длинном промежутке между 18 и 36 месяцами и зависит от того, как к этому процессу относятся родители. Кому-то и в полтора года кажется, что пора, а кто-то и в 3 совершенно спокойно относится к тому, что дите постоянно находится в подгузнике. Например, было выявлено, что приучение к горшку связано не только со страной проживания и достатком семьи, но и с тем — домохозяйка мама или работает. Считается, что если женщина работает, то она скорее начинает приучать ребенка к горшку, потому что более заинтересована в том, чтобы он поскорее стал самостоятельным. Нам такой подход, наверное, может показаться странным. Но это всего лишь говорит о том, что ничего страшного в уходе от раннего приучения к горшку нет. Наоборот — ребенок растет спокойным, да и мама не подвергает себя лишней нервотрепке. И само обучение начинается с 18 месяцев, когда появляются все признаки готовности ребенка к освоению этого навыка (умение сознательно контролировать работу кишечника, способность выражать свои желания вербально, т.е. попроситься на горшок, желание вести себя „как большой"). Другими словами, ребенок готов, он не против научиться новому, и начинает это делать постепенно и без нажима со стороны взрослых.


И все-таки надо

Вот, казалось бы, если все так волшебно и легко, почему бы вообще не перестать переживать по этому поводу? Ну, подумаешь, не будет ребенок пользоваться горшком в 2 года. В той же Турции, например, начинают приучать детей к самообслуживанию в 22-28 лет, а в Швеции и Голландии — в 32-37, и ничего, никто не вырос неприспособленным.

Да, переживать, конечно, не стоит. Но и пускать все на самотек тоже не надо. Во всем стоит придерживаться здравого смысла. Так, слишком „ленивое" отношение к горшочной науке приводит к тому, что ребенок теряет необходимость в подобном навыке, т.е. в 3 года и старше ему уже непонятно, почему он должен пользоваться горшком, если до этого он отлично справлялся со своими делами при помощи подгузника и привык к такому положению вещей. Так, педиатры констатируют, что слишком позднее приучение к горшку может вызвать сопротивление со стороны ребенка (подобно сопротивлению в раннем возрасте), привести к категоричному отказу от пользования горшком и унитазом, а также к запорам, проблемам с испражнениями. Тем более, если применить эти сроки к нашей действительности, остается непонятным, как в таком случае отдавать ребенка в детский сад, если там требуется, чтобы ребенок поступал к ним уже с первичными навыками самообслуживания (умел ходить на горшок).


Подытожив все
вышесказанное, выделим, что золотая середина — наиболее приемлемый вариант.

Слишком раннее приучение ребенка к горшку — редко дает результаты и доставляет много хлопот и маме и малышу.

Слишком позднее — приводит к тому, что родители пропускают период естественной готовности к приучению к горшку, и после этого — процесс освоения горшечного навыка сопровождается трудностями. Ориентируйтесь на особенности развития своего малыша, чутко прислушивайтесь к тому, готов ли он к „взрослой науке". И как только увидите эту готовность (в среднем с полутора лет крохи), постепенно и ненавязчиво начинайте его обучать.           

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера