Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

19.04.2010

Деньги ребенку за хорошие оценки

Стоит ли поощрять ребятишек к труду и добрым делам деньгами: убрался в комнате — получи 2 гривны, помыл за собой посуду — держи 5? Или предпочесть другие стимулы? Давать ли деньги ребенку за хорошие оценки?
0 74980

Хорошее поведение ребенка всегда радует родителей. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением, наказаниями, поощрениями. Один из способов — стимулирование правильного поведения с помощью денег или их эквивалентов (баллов, магнитов, наклеек). Как правильно применять этот метод?


Спорный вопрос

Вопросы материального поощрения детей, особенно в дошкольном возрасте, вызывают споры как среди специалистов, так и среди родителей. Одни говорят, что ребенок должен слушаться родителей и помогать по дому бескорыстно, другие — что с помощью системы поощрений деньгами ребенку за хорошие оценки или их эквивалентом, малыш вовремя адаптируется к взрослой жизни. Все системы поощрения ребенка чем бы то ни было связаны, прежде всего, с культивированием желательного поведения, а уже во вторую очередь — с наказаниями за нежелательное. Именно в этом их сильная сторона. Слабой же стороной является то, что чрезмерное их использование способно развить у ребенка позицию „ни шагу без поощрения". Но ведь речь идет о чрезмерном использовании, а в разумных пределах эти системы работают хорошо и позволяют достаточно эффективно привить нужные нормы поведения детям дошкольного возраста.


Кофейные зернышки

Никита, 6-летний сын Светланы, — своевольный ребенок, которого трудно заставить придерживаться принятых правил. Понимая, что пора принимать меры, Светлана придумала систему кофейное зерно и вместе с сыном разработала список, в котором значилось следующее: „все съел на завтрак (обед, ужин) — 1 зерно"; „аккуратно сделал задание — 3 зерна"; „убрался в комнате — 2 зерна"; и т.д. Список был вывешен на видном месте, а у Никиты появилась банка-зернонакопитель. Также был составлен список привилегий, на которые можно обменять зерна: „поход в детский центр развлечений — 70 зерен", „дополнительные 20 минут компьютерных игр — 20 зерен", и т.д. Была и система наказаний: „нагрубил взрослому — отдай 15 зерен", „соврал — 30 зерен". Светлана скоро увидела результаты: Никита стал придерживаться правил. Но маму беспокоило, не сделает ли это сына неуправляемым в отсутствие поощрений? Когда речь идет о системах стимулирования, то, как правило, используется система баллов, о которой взрослые договариваются с ребенком. Такие системы рекомендуется применять, когда ребенку исполнится 5 лет, потому что до этого возраста система будет слишком сложна для понимания малыша. За каждое желаемое действие назначается определенное количество баллов, а за плохое поведение баллы отнимаются. Определенную сумму баллов можно обменять на привилегии, которые заранее определены.


За что стоит поощрять?

У каждого ребенка есть свои проблемы в поведении. Для одного — это соблюдение режима, для другого — поддержание порядка в комнате, и т.д. Список поощряемого поведения должен быть написан (если ребенок умеет читать) или его позиции должны быть нарисованы (картинки, обозначающие желаемое поведение), причем, пунктов должно быть немного — максимум пять. Можно вносить позиции, связанные с режимом (вовремя и без капризов лег спать, утром спокойно встал и оделся), а также с домашними обязанностями (сам аккуратно повесил свою одежду, убрал свои игрушки перед сном и т.д.). На определенный период можно выбрать для стимулирования 2-3 обязанности. Но это не означает, что от других обязанностей ребенок будет освобожден. Для поощрения других дел применяйте похвалу (как приватную, так и публичную, высказанную при других людях), иные поощрения („ты мне поможешь, а потом пойдем играть"). Это необходимо, чтобы избежать у малыша формирования позиции „ни шагу без баллов".

Аккуратное выполнение задания (например, по подготовке к школе) поощрять можно, но осторожно, чтобы не закрепилась позиция, „я делаю уроки только за поощрение". Поэтому стимулируйте только одно действие, самое важное на данный момент, и периодически меняйте эти действия. Не забывайте о словесной похвале, она для ребенка бывает поважнее, чем баллы!


Что выбрать мерой поощрения и в каких объемах?

Можно выбрать любые предметы, которые могут обозначать баллы:

- кофейные или другие крупные зерна;

- бусины квадратной формы, которые рекомендуется нанизывать на нитку;

- магниты на холодильник.

Важна наглядность и доступность для пересчета. Проследите, чтобы баллы, заработанные ребенком, можно было потратить разумно. Нужно, чтоб за 7-10 дней ребенок имел возможность обменять баллы на одну из крупных привилегий и у него оставались бы баллы для 2-3 небольших. В этом случае система будет работать эффективно. Ошибка — излишнее премирование, когда ребенок имеет возможность за 2-3 дня заработать баллы на крупное поощрение. Также ошибкой может быть недостаточное премирование, когда баллы набираются слишком медленно, и малыш теряет интерес.


Что выбрать в качестве поощрения?

Посещение вместе со взрослым интересных мест: кинотеатров, парков аттракционов, театров и музеев; покупка долгожданной игрушки и т.д. Рекомендуется включить позицию „Сюрприз!". Взрослый задумывает какое-то развлечение, но не говорит ребенку до прибытия на место. Не стоит использовать в качестве поощрения шоколад и компьютерные игры. Потребление сладостей нужно ограничить другими способами, а что касается компьютера, ограничения должны исходить из здравого смысла и рекомендаций врачей. Обязательно придумывайте и организовывайте сюрпризы, которые малыш не „заработал". Но в этом случае лучше не предлагать ему, то развлечение, на которое он в данный момент копит баллы (родители об этом, как правило, знают). Необходимо сохранять мотивацию ребенка.


Нужны ли меры наказания?

Это уж решайте в каждом конкретном случае сами, — какой кары заслуживает проступок. Часто наказания нужны только вначале, а потом малыш привыкает беречь то, что он „заработал". Штрафуйте только по пунктам вашего списка. Исключением могут быть очень серьезные проступки: ложь или намеренно грубое поведение.                 

Автор: Гончаренко Игорь

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера