Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

27.04.2010

Телесные наказания в воспитании детей


Надо ли наказывать ребенка? Возможно ли воспитать его хорошим и успешным человеком и при этом совсем обойтись без наказаний? И какие последствия могут иметь телесные наказания в воспитании детей? Эти вопросы волнуют практически всех родителей, а поскольку сама жизнь отвечает на них весьма противоречиво, мы решили довериться аргументированному мнению педагогов и психологов.
0 67672

Очень многие родите­ли, убежденные, что воспитание без нака­зания – это «глупые книжки, не имеющие ничего обще­го с реальной жизнью», подкрепля­ют свое мнение простым аргумен­том: детей наказывали во все вре­мена, значит, это правильно и необ­ходимо. Но давайте разберемся.

Наказывать детей — это традиция?

Поборники воспитания путем телесных наказаний любят ссылаться на такой непререкаемый и авто­ритетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему. Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечат­ление. Как вам, например, такая: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Или такая: «Не остав­ляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет». Просто кровь стынет в жилах от таких советов. Да и может ли быть иначе: ведь появились они во вре­мена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток. Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? Кстати сказать, сегод­ня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применя­ют к нему физические наказания, может пожаловаться в полицию и засадить их в тюрьму за руко­прикладство.

Метод кнута и пряника

Где-то мы уже это слышали – метод кнута и пряника. Все очень просто и основано на учении И. Павлова об условных рефлек­сах: выполнил команду хорошо – получил корм, выполнил плохо – схлопотал удар кнутом. В конце концов, животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!

Ребенок, конечно же, не живот­ное. Пусть даже он совсем мал, ему все можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупо­стей. Известно, что преступники, как правило, вырастают в семьях, где детей или жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.

Он ни в чем не виноват!

Как известно, ребенок рождает­ся невинным. Первое, что он видит и к чему инстинктивно стремится, - это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом, - цели­ком заслуга пап и мам. Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: «Если поросенком вслух, с пеле­нок обзывают, баюшки-баю! Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем в свинью!» Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка спе­циально (применять какие-либо педагогические приемы) не требу­ется: если родители ведут себя пра­вильно, ребенок вырастет хорошим, просто им подражая. Скажете, в жизни так не бывает? Значит, при­знаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что не идеален, необ­ходимо признать также и то, что во всех проступках наших детей вино­ваты мы сами.

Не наказывать? А что же делать?

Как воспитать детей без телесного наказания? Очень просто! Можно попробовать организо­вать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и воз­никают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.

Если ребенок отказывается что-то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой и вы не успеете почитать ребенку перед сном книжку.

Если ребенок сделал что-то не так, поговорите с ним по душам: вспомните свое детство и расскажите историю о том, как вы когда-то совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку будет проще при­знавать свою ошибки, не боясь при этом наказания).

Используйте метод тайм-аута. Суть его состоит в том, что в реша­ющий момент (драка, истерика, капризы) ребенок без всяких кри­ков и понуканий выводится (или выносится) из эпицентра событий и изолируется на некоторое время в другом помещении. Время тайм-аута (то есть паузы) зависит от воз­раста ребенка. Считается, что остав­лять ребенка одного следует из расчета «одна минута на один год жизни», т.е. трехлетнего – на три минуты, четырехлетнего – на четыре и т.п. Главное, чтобы он не вос­принимал это как наказание.

В конце концов вы можете «оби­деться» на ребенка и на некоторое время лишить его своего обычного, весьма приятного для него обще­ния, оставив только необходимый «официоз». Главное, чтобы за это время ребенок не разуверился в вашей любви.

4 причины плохого поведения ребёнка:

Причина

В чём проявляется

В чём ошибка родителей

Как разрешить ситуацию

Что делать дальше

Недостаток внимания

Ребёнок назойливо пристаёт с назойливыми вопросами

Ребёнку уделяется слишком мало внимания

Спокойно обсудите с ним проступок и выскажите своё недовольство

Выделяйте время в течение дня для общения с ребёнком

Борьба за власть

Ребёнок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает), часто врёт

Ребёнка слишком контролируют (психологически давят на него)

Уступите, попробуйте предложить компромисс

Не пытайтесь его победить, предложите выбор

Месть

Ребёнок грубит, жесток по отношению к слабым, портит вещи

Мелкое незаметное унижение («Отстань, ты ещё маленький!»)

Проанализируйте, в чём кроется причина брошенного вызова

Не мстите ему сами, старайтесь наладить контакт

Уклонение

Ребёнок отказывается от любых предложений, ни в чём не хочет участвовать

Чрезмерная опека, родители делают всё за ребёнка

Предложите компромиссное решение

Поощряйте и хвалите ребёнка на каждом этапе

 

Так ли нужны поощрения?

Ученые провели эксперимент: обезьяне дали очень слож­ный замок – после долгих уси­лий она его открыла. Затем ей дали другой замок – она не успо­коилась, пока не освоила и его. И так много раз: обезьяна добива­лась цели и бурно радовалась. А потом за успешное освоение замка ей вдруг выдали банан. На этом вся радость обезьяны закон­чилась: теперь она работала над замком, только если ей демон­стрировали банан, и никакого удовлетворения не испытывала.

Тайное становится явным

Если ребенка жестоко наказы­вают и унижают дома, это обязательно всплывет в его дет­ских играх, а в дальнейшем – и в отношениях со сверстниками. Психологический "след" от телесных наказаний в воспитании детей остается на всю жизнь. Сначала он будет шокировать окружающих избиением соб­ственных игрушек, потом перейдет на одноклассников, а дальше и на свою семью (во всяком случае, воспитывать по-другому своих детей он уже не сможет). Если вы сами были таким ребенком, поду­майте: может, пришло время пре­рвать семейный сценарий?

Автор: Мария Шутова

Коммент. (2)

Наталья
К сведению автора, цитировавшего Ветхий завет именно на тот момент законодательство и моральные устои, которые так или иначе циркулировали в обществе Древнего Израиля, были намного выше и лучше чем у соседних народов. Именно у них появились законы защищающие бедных, вдов, сирот. Именно у них поднималась роль женщины и ребёнка. Тогда, когда в других государствах на тот момент об этом и не задумывались. Да, сейчас в Израиле всё иначе. Но слышал ли автор о мнении родителей переехавших в Израиль о "тамошних" детсадах (где ребёнок и его мнение во главе угла)? И что становится с ребёнком после такого "трепетного" отношения к нему? Задумывался ли автор о том, что в том числе физическое наказание является традиционным. Такой же традицией было: грудное вскармливание, нахождение ребёнка с мамой, а мама - находилась исключительно дома и занималась бытом. В 20 веке все поставилось под сомнение. Что мы имеем? Переход на "такие же" как грудное молоко смеси, а в следствии повальном снижении иммунитета у детей. Ослабевание привязанности ребенка к матери, а матери к ребенку. Идеи Спока порождают неврастеничных, возбудимых детей ибо 1 месячный ребенок не создан для жесткого распорядка и постоянного нахождения в кроватке и коляске и бесконечному плачу во имя "воспитания" самостоятельности и стойкого, дисциплинированного характера. Матери разорвались между домом, мужем, детьми и карьерой. Наш пострел в итоге нигде нормально не поспел. И все всё равно бьют себя в грудь и кричат, что именно так лучше. Хорошо попробуем воспитывать детей исключительно уговорами. Только не схватимся ли мы за голову после такого эксперимента как и после мною перечисленных. Если приглядеться внимательно подобные реформы нигде себя до конца не оправдали. Насилие продолжает фигурировать в неблагополучных семьях, районах, совершаются убийства, воровство и т.д. Зато нормальные родители не чувствуют себя защищенными и что их мнение учитывается. Они должны ублажить государство и своих детей. А если что-то не заладилось - во всем виноват родитель. Не так сказал, не так воспитал. Конечно, кто ж еще то? Я тоже не за насилие и избиение, но не надо прыгать из огня в палымя и из одой крайности в другую. А если автор и правда беспокоится о насилии - пусть поднимает проблему абортов. Убить ребёнка (сколько бы дней от зачатия ему ни было) страшнее чем шлёпнуть.
Наталья 18 августа 2011 15:21 Ответить
Павел
Я тоже считаю что последнее время все кидаются из крайности в крайность.
Лично мое мнение, если не доходит через голову, дойдет через задницу, телесное наказание есть крайняя мера, но она просто необходима.
Если ребенок не слушает, то что ему говорят, если на него не действуют уговоры, если он все равно делает по своему, что делать родителю? Оставить все как есть?
Если мать говорит ребенку садись кушать суп, а он ей отвечает- я это говно есть не буду, дайте мне пирожное, если ребенку что то не дают, всегда можно поорать, поистерить, и тебе все дадут... Это нормально?
Нет уж, пусть я буду тираном, я лучше буду воспитывать ремнем, чем пожинать плоды излишней заботы приведшей к таким результатам.
Павел 9 января 2012 14:10 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера