Очень многие родители, убежденные, что воспитание без наказания – это «глупые книжки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью», подкрепляют свое мнение простым аргументом: детей наказывали во все времена, значит, это правильно и необходимо. Но давайте разберемся.
Наказывать детей — это традиция?
Поборники воспитания путем телесных наказаний любят ссылаться на такой непререкаемый и авторитетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему. Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечатление. Как вам, например, такая: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Или такая: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет». Просто кровь стынет в жилах от таких советов. Да и может ли быть иначе: ведь появились они во времена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток. Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? Кстати сказать, сегодня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применяют к нему физические наказания, может пожаловаться в полицию и засадить их в тюрьму за рукоприкладство.
Метод кнута и пряника
Где-то мы уже это слышали – метод кнута и пряника. Все очень просто и основано на учении И. Павлова об условных рефлексах: выполнил команду хорошо – получил корм, выполнил плохо – схлопотал удар кнутом. В конце концов, животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!
Ребенок, конечно же, не животное. Пусть даже он совсем мал, ему все можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупостей. Известно, что преступники, как правило, вырастают в семьях, где детей или жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.
Он ни в чем не виноват!
Как известно, ребенок рождается невинным. Первое, что он видит и к чему инстинктивно стремится, - это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом, - целиком заслуга пап и мам. Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: «Если поросенком вслух, с пеленок обзывают, баюшки-баю! Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем в свинью!» Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка специально (применять какие-либо педагогические приемы) не требуется: если родители ведут себя правильно, ребенок вырастет хорошим, просто им подражая. Скажете, в жизни так не бывает? Значит, признаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что не идеален, необходимо признать также и то, что во всех проступках наших детей виноваты мы сами.
Не наказывать? А что же делать?
Как воспитать детей без телесного наказания? Очень просто! Можно попробовать организовать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и возникают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.
Если ребенок отказывается что-то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой и вы не успеете почитать ребенку перед сном книжку.
Если ребенок сделал что-то не так, поговорите с ним по душам: вспомните свое детство и расскажите историю о том, как вы когда-то совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку будет проще признавать свою ошибки, не боясь при этом наказания).
Используйте метод тайм-аута. Суть его состоит в том, что в решающий момент (драка, истерика, капризы) ребенок без всяких криков и понуканий выводится (или выносится) из эпицентра событий и изолируется на некоторое время в другом помещении. Время тайм-аута (то есть паузы) зависит от возраста ребенка. Считается, что оставлять ребенка одного следует из расчета «одна минута на один год жизни», т.е. трехлетнего – на три минуты, четырехлетнего – на четыре и т.п. Главное, чтобы он не воспринимал это как наказание.
В конце концов вы можете «обидеться» на ребенка и на некоторое время лишить его своего обычного, весьма приятного для него общения, оставив только необходимый «официоз». Главное, чтобы за это время ребенок не разуверился в вашей любви.
4 причины плохого поведения ребёнка:
Причина | В чём проявляется | В чём ошибка родителей | Как разрешить ситуацию | Что делать дальше |
Недостаток внимания | Ребёнок назойливо пристаёт с назойливыми вопросами | Ребёнку уделяется слишком мало внимания | Спокойно обсудите с ним проступок и выскажите своё недовольство | Выделяйте время в течение дня для общения с ребёнком |
Борьба за власть | Ребёнок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает), часто врёт | Ребёнка слишком контролируют (психологически давят на него) | Уступите, попробуйте предложить компромисс | Не пытайтесь его победить, предложите выбор |
Месть | Ребёнок грубит, жесток по отношению к слабым, портит вещи | Мелкое незаметное унижение («Отстань, ты ещё маленький!») | Проанализируйте, в чём кроется причина брошенного вызова | Не мстите ему сами, старайтесь наладить контакт |
Уклонение | Ребёнок отказывается от любых предложений, ни в чём не хочет участвовать | Чрезмерная опека, родители делают всё за ребёнка | Предложите компромиссное решение | Поощряйте и хвалите ребёнка на каждом этапе |
Так ли нужны поощрения?
Ученые провели эксперимент: обезьяне дали очень сложный замок – после долгих усилий она его открыла. Затем ей дали другой замок – она не успокоилась, пока не освоила и его. И так много раз: обезьяна добивалась цели и бурно радовалась. А потом за успешное освоение замка ей вдруг выдали банан. На этом вся радость обезьяны закончилась: теперь она работала над замком, только если ей демонстрировали банан, и никакого удовлетворения не испытывала.
Тайное становится явным
Если ребенка жестоко наказывают и унижают дома, это обязательно всплывет в его детских играх, а в дальнейшем – и в отношениях со сверстниками. Психологический "след" от телесных наказаний в воспитании детей остается на всю жизнь. Сначала он будет шокировать окружающих избиением собственных игрушек, потом перейдет на одноклассников, а дальше и на свою семью (во всяком случае, воспитывать по-другому своих детей он уже не сможет). Если вы сами были таким ребенком, подумайте: может, пришло время прервать семейный сценарий?