Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография киноактрисы Ирины Апексимовой

Новости
Однажды примерив на себя маску ледяной бизнесвумен, Ирина Апексимова на некоторое время осталась довольна аксессуаром. Годы шли, имидж не менялся. И стал довлеть над эпатажной, по сути, душой Ирины. Она вырвалась. Да, о ней еще судачат как об актрисе, играющей роли сильных женщин, но в ее западной строгости, подтянутости и нордической холодности внимательному зрителю все чаще удается разглядеть утонченную и пылкую натуру. Биография киноактрисы Ирины Апексимовой сложилась удачно, и вы можете сами в этом убедиться.
3 21719

Облик

На самом деле сообщения о ней — стереотипные. Апексимова нашла в себе энергию преображения — разрушила стереотипы. Она уже не воплощает готовые образы, ее влечет динамика и становление характера на сцене, в кино и в реальной жизни. К тому же Ирина — яркий пример несовпадения несовпадений, а именно — внутреннего и внешнего восприятия человека. Зрители привыкли воспринимать эту актрису как бесстрастную и хладнокровную даму, хотя на самом деле Ира — человек ранимый, трогательный, открытый и очень веселый. Настоящая одесситка! Она рано оказалась в театральном закулисье: родители — классические музыканты, мама работала главным хормейстером в театре муз-комедии, а когда Ирине исполнилось 13 лет, она пошла учиться в специализированный театральный класс. Попасть в закулисье ее личной жизни — значит разрушить те многочисленные штампы, которые окружают имя актрисы.

Образ леди-вамп приклеился к ней после фильма "Лимита" режиссера Дениса Евстигнеева, "И потянулся шлейф. По телевизору я, конечно, видела выступления по-настоящему деловых женщин — президентов крупных фирм. Так ведь мне до них, как до Китая пешком. Играя таковых, пытаюсь органично произносить текст на основе системы Станиславского и собственного опыта, при этом для меня все эти деловые бумаги, факсы да компьютеры — дремучий лес".


Но Апексимова
продолжала играть сильных и стильных, например, Амину в сериале "День рождения Буржуя". Ее даже окрестили деловой Снежной Королевой. Амина — богатая, практически не улыбающаяся "новорусская буржуйка". Конечно, такой типаж зрители мгновенно спроецировали на актрису. В первой части они вместе с мужем Валерием Николаевым сыграли искренне любящих друг друга людей. Казалось, ничего не предвещало разрыва, но... Во второй части сериала Амины уже не было.

"По этому поводу я долго молчала, и сейчас впервые скажу правду. Дело в том, что от первой части "Буржуя", вернее — от варианта, написанного Рогозой, в фильме практически ни слова не осталось. Кроме сюжета, разумеется. Произносить такой текст оказалось попросту нереальным. Каждый съемочный день начинался с того, что мы втроем: режиссер Анатолий Матешко, Валерий Николаев и я — садились на пол, раскладывали перед собой листки сценария и решали, что дальше делать. Затем практически все перекраивали, по ходу импровизировали.


Но в один прекрасный
день на площадку пришел человек, встал за камерой, посмотрел, послушал, и начал громко возмущаться: "Почему актеры произносят не мой текст?" При этом шел уже 12-й час съемок, мы, порядком уставшие, мучались над очередной сценой. И я громко, судя по всему, неласково поинтересовалась: "А это, собственно говоря, кто такой?" До этого мы не были даже представлены друг другу. Мне тихонько объяснили, что это и есть автор сценария Юрий Рогоза. Вот таким было наше с ним единственное общение. После моих высказываний он поведал прессе, что Апексимова сама себя убила, поскольку неправильно передала созданный им, писателем, образ. Я читала его интервью. "Добрые люди" позвонили, газету передали. Я не обиделась, нет. Просто так несправедливо со мной еще никто не поступал".

Пребывать в таких стереотипных образах для биографии киноактрисы Ирины Апексимовой, как роль сильной бизнесвумен, долго — трудная задача: они построены на голом профессионализме и создают большое внутреннее напряжение. Апексимова вышла из этого облика после первой части, правда, вышла она и из другого облика — счастливой семейной пары Апексимова — Николаев, Поговаривают, что из-за романа, вспыхнувшего на площадке между Дарьей Поверенновой (актриса сыграла сестру Буржуя — Веру) и Валерием Николаевым, Ирина вскоре рассталась с мужем. Впоследствии Николаев и Повереннова прожили вместе два года, до тех самых пор, пока известный сердцеед не нашел себе новую пассию. Тем не менее, и Повереннова, и Апексимова от душевных стрессов давно отошли. Сегодня каждая нашла свою новую счастливую любовь. "С Валерием Николаевым у нас сохранились нормальные дружеские отношения. Мы много лет прожили вместе, у нас подрастает дочь".


Развод с прошлым

После "Буржуя" Ирина пережила "развод" с прошлым: ей удалось сломать порядком поднадоевший ей имидж сильной и богатой стервы, доказать, что стерва она — лишь понарошку, на сцене. Она отважилась покинуть стены МХАТа. Проявила завидную интеллектуальную уверенность и целостность — именно это обусловило удачу, которая сопровождала актрису во всех начинаниях,

Сценарий психологической драмы Сергея Билошникова "Клетка" Апексимова проглотила за три секунды, и, не раздумывая, дала согласие на съемки. Актриса признается, что впервые в жизни ей было по-настоящему интересно читать материал. На главную роль Ирину утвердили без проб, "Приступая к съемкам в "Клетке", специально ни в тюрьму, ни в психбольницу на экскурсию не ездила. Это моя работа, а с ней справляюсь без натурализма — в противном случае всех актеров давно пора отправить в дурдом. Единственным шоком оказалась поездка в реальном "автозаке" — машине для перевозки заключенных. Меня в прямом смысле туда как заносили, так и выносили. Ни к чему не могла притронуться — тело начинало чесаться, сразу хотелось помыться. А сниматься было не страшно, напротив — интересно. Это первый фильм, где я точно знала, что делать, и где мне действительно было что играть".

Играть свою личную правду ей довелось и в спектакле Романа Виктюка "Наш Декамерон XXI" по пьесе Эдварда Радзинского. "Это потрясающая роль. Хотя давалась она мне непросто. Я чуть с ума не сошла. У меня там сплошной монолог и в конце спектакля почти теряю голос. У этой роли невероятная палитра — от трагедии до фарса. Но как только приступила к репетициям, в моей жизни чередой пошли катастрофические ситуации — уход из МХАТа, развод. Я стала ловить себя на том, что текст роли повторяю уже в своей реальной жизни. Хотя уход из МХАТа оказался куда более тяжким испытанием, нежели расставание с мужем. К разрыву с Николаевым дело шло давно, и воспринимала развод, как неизбежность. Но раскисать себе не позволяла — за спиной дочь и мама".

Вхождение в новые образы сопровождалось исходом из МХАТа: Апексимова возглавила профсоюз актеров, который не принял предложенный дирекцией проект нового устава театра. Ее в числе других бунтовщиков немедленно уволили. Тогда она осознала, что "впредь надо заниматься только самой собой, бороться за себя, и ни в коем случае не за других. Да, я оказалась выброшенной из театра, где сыграла множество замечательных ролей, Да, это была большая потеря. Очень хотелось играть. Мы, актеры, как наркоманы. Но были и позитивные моменты. Я обрела полную независимость и сама стала решать свою судьбу. После, через суд, мы все восстановились на работе, но я больше не вернулась. Альтернативу МХАТу нашла у Романа Виктюка — великого мастера сцены, гениального режиссера".


Независимая аферистка

Альтернативу прошлому опыту Ирина нашла в новом, круто меняя свою судьбу. Апексимова никогда не боялась рисковать, кардинально менять жизнь. К примеру, решила однажды открыть клуб-ресторан, где известные артисты периодически работали бы„, официантами, Знакомые лишь за голову хватались: "Ты с ума сошла? Ты что, выйдешь к посетителям с подносом, меню и в передничке?" — "Выйду. Ничего страшного"* Она, было дело, и рыбой торговала — тоже интересно, И с мужем в ночных клубах выступала, не чувствуя при этом унижения. Правда, эти выступления были связаны уже с другими проблемами. Денег у них с Николаевым не было, в магазинах — пустые прилавки. Однажды за дополнительный гонорар супругов пригласили отработать концерт. Зрителю понравилось. Дальше начались корпоративы в ночных клубах, где "новые русские" любили развлекаться. Так они чечеткой и подрабатывали. Но Ира готова работать где угодно и сколько угодно. Она и полы спокойно пойдет мыть, поскольку лишена "совковых" комплексов — ей хорошо знакома нужда. Главное — разрушить стереотипы. А еще — чтобы дочь ни в чем не нуждалась, И никогда не пожалуется, дескать, ребенка кормить нечем. Тем не менее, пожив год в сытой Америке, оставаться там Ирина не пожелала.

Собственно,   американские   стереотипы не оторвали ее от реальности, — Апексимова если и грезила в Штатах, то о возвращении. Несмотря на удавшиеся съемки в фильме голливудского режиссера Филиппа Нойса "Святой".

"Конечно, к нам там относятся неважно, поскольку лучшая нация, по мнению американцев, — американцы. А для французов — французы. А как, по-вашему, в Москве относятся ко всем другим нациям? Давайте запустим в Россию какую-нибудь неизвестную американскую актрису, да еще плохо разговаривающую по-русски? Да кому она здесь нужна? Так что строить иллюзии по поводу Запада не стоит.

Какая разница, где работать — в Голливуде, на "Мосфильме"? Чтобы у тебя на новом месте задалась карьера, для нее изначально надо бросить все — молодость, здоровье, и начать все сначала. Ситуация схожая с той, когда я в 19 лет приехала из провинции в Москву. Три раза "пролетала" на экзаменах в театральное училище, потому что у меня был жуткий одесский говор. Так ведь я избавилась. И поступила.

Да, я почти год прожила в Лос-Анджелесе, и моим единственным желанием было поскорее вернуться в Москву. Быть в Штатах домохозяйкой и ожидать предстоящий в выходные шопинг — не для меня. Я ведь там ничего не делала, и потому чуть с ума не сошла. Единственное счастье заключалось в том, что каждый месяц летала в Москву играть спектакль во МХАТе. Потом вернулась окончательно. И мама моя в Америке не осталась. Она там подрабатывала, аккомпанируя на эмигрантских концертах, жила в Бруклине и общалась только с нашими, которые до сих пор в душе, сердце, разговорах живут исключительно Россией. По-моему, мама за всю историю эмиграции стала единственным человеком, который умудрился получить статус беженца обратно на родину. Люди, рожденные здесь, должны жить только здесь. Чтобы нормально адаптироваться в американских условиях, там нужно либо на свет появиться, либо в совсем юном возрасте переехать за океан. И дальше выглядеть достойно, успешно, благополучно, а не замыкаться в тесном окружении эмигрантов, которые и американской жизнью не живут, и своей у них больше нет".

Аферой выглядело и рождение дочери Даши — в Америке. Хотя специально ничего не подсчитывала и не подгадывала. Просто в то время Валерий снимался в Чили, ставил спектакль в Принстонском университете. В Москве Ира осталась одна. На семейном совете было решено, что ей лучше приехать к мужу. Теперь, согласно законам США, Даша — американская подданная. "Возможно, когда-нибудь Даша и захочет уехать в США, Пусть едет. Это будет ее вы бор. Но пока это условности. Ей приятно хвастать перед подружками, дескать, Америка — ее родина. Сейчас она учится в школе и занимается балетом у Гедиминаса Таранды.


Но в Штатах
, как в любой другой стране, важно оказаться в нужное время и в нужном месте. Я не попала. Возможно, окажись я не в Голливуде, а на Бродвее, все сложилось иначе. Но, вернувшись в Россию, считала себя самой счастливой женщиной на Земле".

И это, пожалуй, самый неожиданный стереотип, который она разрушила.

"Это кино два раза не покажут"

В стереотипы отношений актриса тоже не верит. Однажды ее спросили: "Правда, что Апексимову боятся мужчины, поскольку не каждый согласиться сыграть роль бойфренда роковой женщины?" На что она ответила: "Понимаете, на меня перестали смотреть, как на женщину. Вот идет, к примеру, по улице симпатичная девушка, и на нее обращают внимание, А на меня смотрят, прежде всего, как на знакомое лицо. Зато как приятно, когда за границей какие-то мужики, не знающие, что я в России популярная артистка, просто на меня смотрят. Немыслимое удовольствие. Но пристают редко, боятся — черная... стерва". Поэкспериментировать с цветом волос и перекраситься в блондинку для Апексимовой равносильно пластической операции. Иными словами, она так и останется брюнеткой, только уже в образе Белоснежки, Ира не любит стилистов, имиджмейкеров» Хочет оставаться такой, какой ее создал Господь — брюнеткой с белой кожей. Поэтому не изменяет коронной черной стрижке, а длинные волосы — из разряда мечты.

"Одежду я покупаю ту, которая мне нравится. Четыре года подряд носила брюки, купленные в Америке за пять центов. И обожала их не потому, что они недорогие, а потому, что они хорошие. Понятно, что сейчас не захожу в секонд-хэнд, а когда-то посещала. В Лос-Анджелесе у меня есть один любимый магазин, где продается одежда самых разных французских модельеров, которых никто не знает, но вещи просто немыслимые. В одежде, вопреки распространенному мнению, предпочитаю нежесткий стиль. Что-то нежно-розовенькое или цветное, конечно, никогда не надену. Мой любимый цвет — черный. Меха не люблю. А если уж это шуба, то такая зверская... Яростная. Украшения сама себе не покупаю, только в качестве подарка".


Ее точеная
, стройная фигура отнюдь не заслуга диет и фитнеса. Во-первых, с детства посещала театральный класс, хореографическую школу. Танцевала в кордебалете, заметно выделяясь среди других выворотностью, высоким шагом, умением мгновенно схватить задумки режиссера. Ира не умеет сидеть, лежать, отдыхать. Стройность — это ее нервная система. Ей нужно все время что-то делать. Потратить несколько часов на косметические салоны — не для нее.

Особых секретов красоты тоже не имеется. Разве что — спиртное часто не употреблять, хотя Ира в этом деле гурман, приверженец чилийских вин. Еще она много курит — пачка в день обязательна. Отказываться от каких-либо вредных привычек не собирается. Одна из ее любимых фраз: "Это кино два раза не покажут". Жизнь Апексимовой — именно это кино. Актрисе нравится себя сжигать, Ей нужны любые эмоции — положительные, отрицательные, главное — чтобы побольше, помощнее. У кого-то существует зависимость от алкоголя, от сигарет, наркотиков. А у нее — от адреналина. Она любит гулять по ночам, танцевать, гонять на машине на огромной скорости. Вино, влюбленность — все это огромное удовольствие. И способность влюбляться с годами не угасает.

"Мне нравятся разные мужчины, хотя не люблю красавчиков-нарциссов. Ненавижу в мужиках ханжество, тем более жадность. Сильных люблю, которые не жалуются и не ноют. Единственное — он не должен быть маленького роста. Пусть лучше будет толстый и большой. Но пусть он будет мужчиной. Потому что в представителях сильного пола меня жутко раздражает женственность. Я не сексуальную ориентацию имею в виду — поведение. И мужские слезы — это вовсе не страшно. Даже когда они проливают их, женщины все равно остаются сильнее.


Еще за женщиной
необходимо красиво ухаживать. И если ты уже начал это делать, будь добр, дорогой, продолжай заниматься этим всю свою проклятую жизнь.

Она, действительно, не собирается переписывать сценарий своей жизни. Зачем? Он пишется набело, а его главному автору — Ирине Апексимовой — удается избежать штампов и невнятицы, Она сочетает, на первый взгляд, несочетаемое: чувственную женственность со сдержанной мужественностью. И вот это в ней настоящее. Не понарошку.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера