Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

30.04.2010

Психическое развитие ребенка раннего возраста

По некоторым подсчетам, поездки в поисках интересных игрушек для детей отнимают у родителей до 30 % свободного времени. А на их покупку многие семьи тратят до 50 % «свободного» бюджета. Мамы и папы скорее сэкономят на питании или театральных билетах. Но не купить полезную игрушку они не могут, которая способна повлиять должным положительным образом на психическое развитие ребенка раннего возраста.
0 43401

Другие игрушки

Немногие задумываются, что самый лучший материал для психического развития ребенка раннего возраста дает малышам сама жизнь. Объекты для этого можно найти на улице и дома. Для того чтобы полноценно играть с ребенком, ничего не нужно покупать специально — у нас все под рукой. Нехитрый подсчет показывает, что только за первые 3 года жизни мамы могут сэкономить на покупке игрушек более 2оооо тысяч рублей. Если, конечно, потратят немного времени на изготовление игрушек своими руками. Но дело даже не в экономии. Опыт семей, где пользуются и «готовыми», и самодельными игрушками, показывает, что детишки охотнее играют именно с «домашними». Почему? Психологи приводят десятки причин такому, странному, на первый взгляд, феномену.

Индустрия игрушек ориентируется на вкусы тех, кто за них платит, то есть на родителей. Поэтому дети зачастую сталкиваются совершенно не с тем, в чем они на самом деле нуждаются. Какие предметы Вы посоветуете не выбрасывать (могут пригодиться для будущих игрушек)?


Тут главное
— не переусердствовать и не завалить квартиру полезными предметами. Так и родственники сбегут! Но все, же не выбрасывайте картонные коробки (от всего!), пластиковые баночки и бутылочки разных цветов, форм, размеров, прозрачные и нет, с крышками и без. Палочки, тряпочки, веревочки и ленточки, пуговицы и бусины, старые ключи, пряжки, неработающие часы... А главное — картинки! Вырезайте из всех журналов, которые есть в доме, прежде чем избавиться от них. Складывайте их в файлы. Увидите, они вам обязательно пригодятся! Идеи придут сами...

А чем может быть простая тряпочка? (Пусть это будет носовой платочек.)

Простынкой или одеяльцем — это в первую очередь придет в голову взрослому! А еще полянкой, морем, домом! И так далее. Чем может быть палочка? Перечислять можно долго! Например, ручкой (карандашом, кистью), ложкой (вилкой), лопаткой, градусником, стрелой или шпагой, клюшкой... Воображение ребенка безгранично! Главное, чтобы взрослые не дали «мудрый» совет вроде: «Брось ты эту палку! Смотри, какую штуку тебе папа купил!..»

Почему дети так любят играть в простые игрушки? Например, в бутылочки из-под «имунелек», пуговицы и тому подобное?


Маленькому ребенку
интересно все! Но в первую очередь интересно то, что делают взрослые, то, что побывало у них в руках. Если мама «играет» с кастрюльками, почему он должен играть с игровой панелью (тысячи за две, не меньше!) — ему бы тоже кастрюльку! Вот бы весело с мамой побренчали! Кроме того, простые предметы дают ребенку гораздо больше простора для творческого потенциала.

Самодельные игрушки кажутся непростыми. Как сделать их безопасными?

Чтобы игрушка была безопасной, у нее не должно быть мелких деталей. Или же эту игрушку можно брать с полки только маме и играть ею только с мамой. У любой игрушки (особенно это касается самодельных) все части должны быть, как следует, закреплены, чтобы ребенок не отломал, или не оторвал. Следите за этим, время от времени проводите ревизию в своем игрушечном царстве.


У детишек
, росших несколько поколений назад, и игрушек-то толком не было — они играли целыми днями в палочки да камушки. Как могло случиться, что из них вырастали известные ученые, писатели, композиторы?

Главное, что развивает ребенок, играя палочкой, — воображение. А именно воображение — двигатель прогресса, науки, искусства. Без воображения мы бы так и сидели в пещере.

осмысления и применения, чем готовые игрушки, у которых есть конкретная функция и более ничего. Что можно сделать с бутылочкой от «Иммунеле»? Открыть или закрыть, положить в нее что-то, потрясти, чтобы проверить, что там. Их можно складывать в коробочку или вытаскивать. Можно пропихивать в отверстие бутылочки, проверяя, влезет или не влезет. Их также можно покатать по полу, положив на бок, или покатать с горки. Из нескольких баночек получается отличная башенка!


Без какой игрушки
не обойтись малышу? Какая должна быть у него в первую очередь для того, чтобы он вырос умным и сообразительным?

Все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать! Главное, не забывайте пользоваться самой богатой кладовой игр и игрушек — природой! Давайте ребенку играть с шишками, камушками, ракушками, чурочками, палочками, желудями и каштанами.

Не забывайте о «грязных» играх — в песке, на земле, в воде. Это кладезь знаний и умений для ребенка практически любого возраста! Наблюдайте за природой и учите ребенка наблюдать. Изучайте птичек не по картинкам, а в парке! Или в зоопарке — там еще больше возможностей! Обязательно бывайте в лесу, по возможности, отдыхайте у водоема (на море или хотя бы на речке). Обращайте внимание малыша на все, что видите вокруг.

Ребенок, окружение которого богато зрительными стимулами (проще говоря, если малышу есть, на что посмотреть), обычно более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем кроха, лишенный разных «картинок» в своем окружении.

Самая простая игрушка: возьмите воздушный шарик, положите в него бубенчик или маленькую коробочку, наполненную крупой. Совсем слабо надуйте его, чтобы он был размером с грушу. Малыш будет радостно его мять!


Возраст: 1-4 месяца

Черно-белые игрушки

В первые месяцы жизни, когда ручки малыша еще недостаточно развиты, и он не может ничего потрогать, основными источниками информации для него являются слух и зрение. Начинать надо с черно-белых картинок. Причем сначала с тех, где больше прямых и ломаных линий, плюс простейшие изображения лица (овал, две жирные точки вместо глаз и дуга — рот). Постепенно переходите к более сложным изображениям, включающим круги, кривые линии, более сложные фигуры. Чуть позже добавляйте красный цвет, а уж потом полноцветные изображения и игрушки. Главный недостаток картинок — они все время падают. Возьмите обычную картонную коробку среднего размера. Внутрь положите крышку от пластиковой бутылки (чтобы издавала звук при встряхивании для привлечения внимания), оклейте белой бумагой.

Сверху — произвольные творческие «излияния» черным фломастером!


Возраст: 5-8 месяцев

Вторая жизнь старых перчаток

Возьмите старые детские перчатки. В каждый «пальчик» положите разные наполнители. В один — несколько бусинок, в другой — половину крышки от фломастера, в третий — скомканную капроновую веревку (она скрипит при трении), в следующий — шуршащий целлофановый пакетик и так далее. В ладошки набейте синтепон или вату. В основания пальчиков тоже, чтобы наполнители не выпадали. Можно и зашить их — по желанию.

В ладошку одной перчатки можно положить маленькую пластмассовую баночку с бусинками внутри. В основание перчаток пришейте по тряпичному кружочку. Но в основание одной из перчаток положите еще что-то интересное, чтобы прощупывалось сквозь ткань, например, большую пуговицу или деревянное колечко от карниза.


Возраст: 9-12 месяцев

Коробка от влажных салфеток

Возьмите банку от влажных салфеток, оклейте картинками. Внутрь положите что-то, что будет издавать звук при встряхивании. На боку проделайте отверстие, нагрев гвоздь на плите. Через отверстие пропустите атласную ленту. Второй конец ленты просуньте снизу в отверстие в крышке и закройте ее. С каждого конца проденьте на ленту по пуговице и завяжите узел, чтобы пуговица не свалилась. Лента ездит туда — сюда, если потянуть за пуговицы. Когда лента вытянута, крышечка банки закрывается, а когда верхняя пуговица около банки, то крышка не закроется. Тут есть над чем подумать!..

Оптимальное расстояние, на котором младенец хорошо видит, — около 25-30 см. Он «улавливает» только предметы, находящиеся не дальше 30 градусов слева и справа, сверху и снизу от него.


Новорожденным
больше нравятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их «палочки» (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем «колбочки» (клетки, которые видят цвета на ярком свету). Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.

Позже ему начинают нравиться более сложные рисунки (4 концентрических круга, а не два) и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Многие дети к двум месяцам начинают различать цвета, потому что в сетчатке начинают работать «колбочки». Малыши видят красный и желтый цвета лучше, чем синий.

Автор: Гончаренко Игорь

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера