«Великолепная Фернанда»
Собираясь покорить Мекку искусств – Париж, юный испанец Пабло Руис Пикассо написал свой автопортрет и вверху холста вывел нескромную надпись: «Я - король!». Правда, перед отъездом цыганка нагадала ему: «Ты, Пабло, никогда никому не принесешь счастья!» Но он был так молод, красив и гениален, что не верил в предсказания.
В Париже Пабло тут же нашел себе музу, с которой прожил целых 9 лет. Ею оказалась Фернанда Оливье, смазливая рослая прачка в доме, где Пикассо снял жилье. В свой первый визит к художнику девушка получила подарок - маленькое зеркальце в виде сердечка. Надо сказать, это будет единственная «драгоценность», которую найдут в шкатулке после ее смерти.
В 1907 году Пабло Пикассо окончательно порвал с реализмом в живописи и вместе с Ж. Браком явил миру новое направление в искусстве - кубизм. Изучая чуть ли не ежедневно «анатомию» тела Фер-нанды, Пабло настолько пресытился «голым натурализмом», что, экспериментируя, сначала решился на деформацию «натуры» на холсте, а затем и на полное разложение изображаемых форм на разные плоскости, линии, точки, круги...
Кто бы сейчас знал о второй пассии художника Еве Гуэль, подружке Фернанды и не весте одного польского живописца, если бы Пикассо не увековечил ее в двух своих полотнах подписав их признанием: «Я люблю Еву». Но любвеобильный Пабло, впрочем, не был верен Еве. Он изменял ей с модной в то время моделью Еаби Леспинасс.
«На русских девушках надо жениться»
В начале 1917 года поэт Жан Кокто предложил Пикассо принять участие в оформлении спектакля «Парад» для балетной труппы Дягилева, гастролировавшей в тот момент в Италии. Пабло, не раздумывая, согласился.
В Риме русские балерины просто потрясли художника своей грациозностью. Днем он расписывал занавес и делал эскизы костюмов, а ночью гулял с прекрасными служительницами Мельпомены. В дягилевской труппе блистали такие утонченные примы, как Тамара Карсавина и Вера Коралли. Но Пикассо чувствовал влечение лишь к одной девушке из кордебалета – 25-летней Ольге Хохловой, дочери царского генерала, порвавшей ради сцены со своей семьей. «Пабло, будь осторожен, - предупреждал Дягилев, заметив, что художник все свободное время проводит с Хохловой, - на русских девушках надо жениться». «Вы, конечно, шутите?!» - рассмеялся живописец в ответ, сам не осознавая, как сильно он был влюблен. Он много рисовал Ольгу. Однажды она, зная неординарную творческую манеру Пабло, шутливо приказала: «Я хочу узнавать свое лицо». И художник подчинился ее желанию.
В Барселоне Пикассо подарил своей матери только что написанный портрет Хохловой в испанской мантилье. Мудрая женщина все поняла и, улучив минутку, сказала Ольге: «С моим сыном не может быть счастлива ни одна женщина». Но Ольга была слишком увлечена Пабло, чтобы прислушаться к совету.
Однажды, выходя из мастерской художника, балерина споткнулась и подвернула ногу. «Вы не можете больше танцевать! - огорченно воскликнул Пикассо. - Это моя вина, и поэтому... я должен на вас жениться». Они обвенчались в Париже 12 июля 1918 года в русской церкви на улице Дарю.
На разных планетах
После медового месяца, проведенного в Биаррице, Ольга основательно взялась за «перевоспитание» мужа. Богемные друзья стараниями Хохловой забыли дорогу к их дому. У четы Пикассо появились новые знакомые – король Португалии Мануэль, принц Монако Пьер, Артур Рубинштейн, Марсель Пруст.
Однако вскоре весь этот аристократический шик стал раздражать художника. У супругов начались семейные ссоры, усугубляемые ревностью Ольги к моделям художника. Рождение сына Поля в 1921 году на время поменяло погоду в доме, но затем скандалы вспыхнули с еще большей силой. Если прежде жена на его холстах напоминала олимпийских богинь, то теперь он намеренно изображал ее в виде старой мегеры или... лошади.
Наконец, Пикассо потребовал расторжения брака, но адвокаты быстро остудили его пыл: тогда, согласно брачному контракту, половина имущества перешла бы к Хохловой. О разводе он больше не заикался, но демонстративно застелил половину супружеской постели старыми газетами.
Однажды Пабло привел в дом 17-летнюю Марию -Терезу Вальтер. Имя Пикассо ей абсолютно ничего не говорило, но «валькирия» (так он окрестил девушку) сразу согласилась позировать обнаженной и призналась, что больше всего в жизни обожает спорт и секс.
Ольга Хохлова, не выдержав столь вероломной измены, забрала ребенка и ушла из дома. Марк Шагал справедливо заметил: «Они жили на разных планетах».
«Я умру, никогда никого не полюбив»
Во время войны, оставшись в оккупированном Париже, 62-летний Пикассо познакомился с 21-летней Франсуазой Жило. Она родила ему двоих детей: Клода и Палому. Пикассо частенько порывался вступить с ней в брак, но потом вспоминал, что формально он еще женат на бывшей русской балерине, и успокаивался. Впрочем, Франсуаза недолго была счастлива с Пикассо. Уличив однажды стареющего Пабло в измене, она собрала вещи и вместе с детьми покинула его дом.
Второй официальной женой уже 80-летнего живописца стала Жаклин Рок. Именно Жаклин вдохновила его на серию красивых портретов и изящных рисунков в стиле «ню».
Сразу после смерти Пикассо, в 1973 году, покончил с собой его внук Паблито (сын Поля). Через пару недель «сгорел» от алкоголя и наркотиков и сам Поль. В октябре 1977-го повесилась Мария-Тереза – одна из любовниц мастера. Затем в автокатастрофу попала ее дочь от Пикассо Мария. Наконец, 15 октября 1986 года в своей спальне неожиданно для всех застрелилась Жаклин Рок.
Сбылось давнее предсказание цыганки: счастья художник не принес никому. Остались только картины Пабло Пикассо - краткие биографии мастера и немые свидетели его любовных увлечений.