Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

24.05.2010

Научить ребенка лепить и рисовать

Изобразительное искусство — не только прекрасный способ самовыражения, но и помощник в детском развитии. Так давайте же узнаем, как научить ребенка лепить и рисовать.
2 103056

Неспособных детей, как известно, не бывает. Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо лишь вовремя заметить этот талант и помочь малышу его раскрыть. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать в крохе творческое начало. Как нельзя лучше с этой задачей помогут справиться первые уроки изобразительной деятельности с малышом. Это один из самых доступных и интересных способов заинтересовать кроху, включить его в увлекательную игру, в которой он участвует наравне со старшими.

Рисуя или занимаясь лепкой, ребенок дает выход своим эмоциям, у него развиваются образное мышление, воображение, вкус, чувство цвета и формы, моторные навыки.

Последние, что немаловажно, в значительной степени влияют на активизацию умственной деятельности.


Окуните ваши кисти!

Когда у ребенка появляется интерес к творчеству? У всех детишек по-разному. Кто-то уже в полгода испытывает восторг от каляки-маляки, начертанной неумелой рукой (конечно, при помощи мамы), а кому-то этот процесс кажется занятным только после 2 лет.

Родители сами определяют, как и в каком возрасте начать первые уроки ИЗО с малышом. Главное — не бояться снова и снова пробовать, постепенно высвобождая неподатливые пальчики карапуза из кулачка. Как правило, активный этап первых каракулей начинается у детишек после года. На уроках рисования взрослым очень важно создать для ребенка благоприятный эмоциональный фон. Первые рисунки малыша — это пятна, какие-то неопределенные мазки, линии. Но даже за них кроху нужно хвалить. И не стоит думать, что картина, написанная малюткой, — это что-то из области фантастики. На Западе уже давно, а в Украине в последние годы проводятся выставки „шедевров", созданных детьми младше 3 лет. Самым маленьким „художникам" нет и года!


Когда кроха рисует, взрослые могут ему помочь: попробуйте дорисовать „наброски" ребенка. Немного фантазии, и у вас получится красивая абстрактная композиция. Не забывайте при этом каждый раз проговаривать свои действия вслух, чтобы малышу было понятно, чем вы сейчас занимаетесь. Хорошо, когда родители включаются в „игру", предлагаемую самим ребенком, добавляя с его помощью в рисунок новые элементы из всего, что есть под рукой. Не всегда малютке нравится результат его работы — не мешайте ему „доделать" картину так, как ему хочется: дорисовать, смять, или даже порвать.

Что хуже всего влияет на развитие способностей крохи к изобразительному творчеству, так это абсолютно напрасные старания родителей, показывающих, как надо рисовать. Не ставьте перед маленьким человечком каких-либо ограничений! Меняйте последовательность работы, делайте ее разнообразной, не превращайте занятие по рисованию в элемент обучения и натаскивания на создание определенных форм.


Это касается и более взрослых детей, которые уже могут рисовать конкретные образы (примерно с 3 лет).

Главное, чтобы ребенку всегда нравилось то, что он делает, и тогда вы сможете с легкостью научить ребенка лепить и рисовать. Пусть, по мнению умелых взрослых, он допускает неточности и ошибки. Эти „ошибки" будет легко исправить в будущем, гораздо труднее заставить маленького художника полюбить рисование.


Первые инструменты

Наверное, нет лучших первых инструментов, чем сами крошечные пальчики карапуза, измазанные красками.


Пальчиковые краски

Идеально подходят самым маленьким художникам. Эти краски безопасны для здоровья малышей, они нетоксичные, теоретически съедобные, но содержат безвредное горькое вещество, чтобы у детей не возникало желания ими полакомиться. Краски сделаны на водной основе, потому без труда смываются. Если вы все-таки побаиваетесь давать их крохе, который наверняка попробует их на зуб, приготовьте краски самостоятельно. Вам понадобятся мука, соль, растительное масло и вода, которой „краска" доводится до консистенции густой сметаны.


Разливаем краску по баночкам и добавляем в каждую какой-нибудь пищевой краситель (свекольный или морковный соки, к примеру). В качестве краски можно использовать также фруктовые йогурты. Не забывайте и о гуаши, пастели, акварели и масляных красках — в небольшом количестве они также безопасны для малышей (естественно, ребенок не должен оставаться без присмотра взрослых), не говоря уже об интересе, которые они могут у них вызвать.


Пальчиками можно рисовать линии, смешивать цвета, оставлять отпечатки пальцев, делать кляксы, мазки не только на бумаге или картоне, но и на стекле. Возьмите краски в ванну. Разрешите ребенку разрисовать все, что его окружает, в том числе и самого себя. Боди-арт — отличная игра для развития творческих способностей. Особенно украшать себя любят девочки.

Водорастворимые фломастеры Деткам до трех лет лучше покупать фломастеры с толстым стержнем. Особое внимание нужно уделить конструкции фломастера, в частности колпачку, которым кроха может подавиться. Карапузам нужны фломастеры с длинным, крупным и обязательно вентилируемым колпачком. В любом случае рисовать фломастерами следует только в присутствии старших.


Цветные карандаши

Их возможности ограничены, но малышам они все равно нравятся. Крохам подойдут карандаши с утолщенным трехгранным или шестигранным деревянным корпусом — их, в отличие от карандашей круглого сечения, легче держать в руке, и они не скатываются со стола. Карандаши должны быть достаточно мягкими — юным „художникам" такими карандашами будет легче рисовать, но и не слишком хрупкими. Хорошая альтернатива простым карандашам — карандаши восковые. Они изготавливаются из натурального воска с применением пищевых красителей. Пользоваться ими — сплошное удовольствие, поскольку такие карандаши имеют яркий, насыщенный цвет, не требуют сильного нажима при рисовании, их не надо постоянно точить, хотя и тонкие линии у вас нарисовать тоже вряд ли получится.


Пластилин

Ну и, конечно, говоря о первых художественных порывах детишек, нельзя не сказать несколько слов об этом чудесном изобретении человечества — о пластилине. Материал отлично совершенствует координацию движений маленьких пальчиков, что влияет не только на развитие речи и мышления, но и на нервную систему в целом. Совсем маленьким ребятишкам пластилин можно заменить на съедобное тесто (дрожжевое или песочное). Слепить что-то конкретное и осмысленное малыши могут не раньше 2,5-3 лет. Но и для ребятишек помладше лепка — это очень полезное и к тому, же увлекательное занятие.

Дети в 1,5-2 года с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

Родители могут заранее подготовить к занятию специальные шаблоны (домик, елочку, яблоко), а затем с помощью пластилина или теста дать ребенку их раскрасить.

А уж если мамочка — натура творческая, с фантазией и ей хватает времени, вместе вы можете сделать настоящие картины на картоне или ватмане, совмещая лепку с аппликацией и рисованием. Украсьте „шедевры" различными предметами: веточками, камушками, листиками, а также крупами, макаронами, фасолью, манкой и даже баранками.


Способы рисования

На первых уроках ИЗО можно использовать все, что находится у заботливой мамы под рукой и что удобно малютке.

Рисовать можно и тряпочкой, и бумажной салфеткой, и даже старой зубной щеткой — в общем, всем, на что хватит вашего воображения и фантазии. Наносить изображение можно с помощью различных техник.


Монотипия

Все очень просто, главное тут — отпечаток. Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них можно „увидеть" звезды, месяц, волшебные цветы... Доработайте отпечаток, сделайте аппликацию (приклейте к листу бумажные салфетки, пшено или мелкие ракушки).


Диатипия

Разновидность монотипии. Она немного сложнее, и поэтому ее лучше использовать детям более старшего возраста. Нанесите ровный слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность. Сверху положите лист бумаги. Он и предназначен для рисования карандашом или другим заостренным предметом. На стороне, которая была прижата к стеклу, появится слегка выпуклое изображение.


Граттаж

Это очень интересная техника царапания Возьмите плотную бумагу, заштрихуйте ее толстым слоем цветных восковых мелков или парафина. Затем нанесите на поверхность слой туши. Дождитесь, когда все высохнет. Дайте ребенку палочку с тупым концом для процарапывания. Другой способ: полностью закрасьте лист бумаги (выбирайте яркие краски), нанесите на лист яичный желток, закрасьте все тушью. Когда вы начнете царапать высохшую поверхность, сквозь черный цвет будут проглядывать радужные краски — получится интересная композиция.


Ниткопись

При работе удобнее использовать толстые нитки. Опустите нитку в краску, положите ее между двумя листами, а затем, стараясь не сдвинуть листы, вытяните ее. Посмотрите, что получилось. Дорисуйте изображение.


Кляксография

Научите малышей делать кляксы при помощи кисточки или даже своих ручек. Так вы освоите вместе с карапузом следующий вид техники. Интересно, что кляксография с успехом применяется психологами на коррекционных занятиях. Этот вид рисования отлично развивает глазомер.


Раздувание пятна

Это замечательное упражнение на дыхание. Вам понадобится обыкновенная трубочка для коктейля. Нанесите небольшое количество краски на бумагу. Держите один конец трубочки около пятна, в другой дуйте. Угадайте, что (или кого) вы „нарисовали".


Разбрызгивание

Возьмите зубную щетку, опустите ее в краску и разбрызгайте по листу. Получится очень интересное изображение. Говоря о зубной щетке, нельзя не упомянуть и о зубной пасте. Ее можно использовать в качестве краски, особенно если вы с малышом решили поработать над зимним пейзажем.

Понятно, что такие картины нужно хранить отдельно от других рисунков, чтобы они не смазались.


Совместите несколько приемов изображения — этот вид работы над рисунком будет одним из самых интересных и для вас, и для крохи. Заниматься рисованием хорошо и дома, и в специальных центрах развития детей дошкольного возраста под присмотром профессионалов. Что выбрать? Доверьтесь в этом вопросе своей интуиции. Помните, что яркие краски и необычные инструменты сделают жизнь вашего ребенка намного ярче, веселее и разнообразнее. 

Автор: Гончаренко Игорь

Коммент. (1)

Светлая
Огромное спасибо за такую интересную и познавательную статью очень много для себя здесь почерпнула я и не знала что можно сделать пальчиковые краски в домашних условиях но хочу обязательно попробовать а то покупным как-то не доверяю
Светлая 7 января 2012 17:16 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера