Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как приучить ребенка к наведению порядка?

Психология и развитие


Каждому хочется, чтобы в доме царил образцовый порядок и чистота, а быт был налаженным и комфортным. Но почему же одни женщины обладают способностями содержать дом в идеальном состоянии (или хотя бы стремятся этого достичь), а другим это не удается? Однозначного ответа здесь нет, но с уверенностью можно сказать, что во многом эти качества прививаются девочкам с самого раннего детства. О том, как приучить ребенка к наведению порядка с малых лет и говорится в рекомендациях педагогов и психологов.

0 15735

Как радуется обычно мамино сердце при виде собственного ча­да, когда оно самозабвенно и глав­ное – по собственной инициативе терзает пылесосом ковер или скла­дывает в ящик для белья собствен­ную обувь. «Надо же, – думают умиленные родители, – какой ак­куратный ребенок растет! Без на­шего напоминания порядок наво­дит...» Им невдомек, что их дочка в этот момент меньше всего дума­ет о пресловутом порядке. Просто малышке интересно: и как пыле­сос «обедает», заглатывая мусор, и как ботинки «ложатся спать», что­бы отдохнуть перед очередным по­ходом в детский сад. Для нее это игра – не более того. А это значит, что, как только девочке все надо­ест, ее уже никакими силами не заставить убирать за собой вещи или следить за чистотой вокруг се­бя. У нее к тому моменту появят­ся другие, более интересные заня­тия, скорее всего, далекие от хо­зяйственной деятельности и стремления к наведению порядка. Поэтому независимо от того, за­мечаете ли вы за своим чадом склонность наводить порядок или нет, это качество надо обязательно в нем воспитывать. Безусловно, подобное мероприятие – не из лег­ких. Ведь вам придется терпеливо учить ребенка переключаться с од­ного активного действия на другое, а это дошколятам дается обычно с большим трудом и вызы­вает у них яростное сопротивле­ние. Но если вы воспользуетесь нашими советами, то, вероятнее всего, довольно скоро убедитесь, что «процесс пошел».

МАМА В РОЛИ МЕНЕДЖЕРА

Все по местам!

Ребенка будет гораздо легче приучить уби­рать за собой игрушки (а именно с этого нужно начинать приучение к порядку), если вы заранее рассор­тируете их по категориям и каж­дой из них отведете свое место. Например, коробки с «Лего» раз­местятся на нижней полке этажер­ки, пазлы будут лежать на сред­ней, а для плюшевого зоопарка от­ведите какую-нибудь коробку. Главное, чтобы все это было дос­тупно для ребенка. На каждом ме­сте приклейте картинку, обознача­ющую тот вид игрушек, который там расположен. Это могут быть вырезанные из журналов изобра­жения дома из кубиков, мультяшного зверя или «одушевленных» карандашей с руками и ногами. Такие картинки помогут дошко­ленку быстрее сориентироваться, какие вещи куда складывать. А ведь именно неумение малышей сообразить, где должна лежать игрушка, чтобы это считалось по­рядком, и является главным пре­пятствием к достижению этого са­мого порядка.  

Предупредительные сигналы

Ребенок дошкольного возраста нуждается в том, чтобы его заранее предупредили о необходимости сме­нить род занятий. Иными словами, скажите ему минут за пять, что пришло время прекратить игру и убрать за собой. Но только эти пять минут не стойте у чада над душой, дайте ему возможность плавно пе­рейти из мира фантазий в скучную действительность. Кстати, и само предупреждение не надо облекать в форму примитивного распоряже­ния. Не говорите ему командным тоном и со свирепым выражением лица: «Чтобы через пять минут...» Лучше придумайте какой-нибудь условный сигнал, который поможет вам в игровой форме привлечь вни­мание малыша. Например, перед началом наведения порядка всегда зажигайте настольную лампу или звоните в колокольчик. Обычно это подтал­кивает детей к активным действи­ям. Хорошо, если чадо тоже будет отвечать вам каким-нибудь огово­ренным заранее жестом, например, поднятой вверх пятерней. Особо одаренные родители могут приду­мать стишок или песенку, которую можно исполнять дуэтом перед на­чалом хозяйственных дел.

Игра в уборку

Когда малыш морально готов к наведению вокруг себя порядка, об­щайтесь с ним в игровой форме. Пусть он складывает игрушки под ваш счет, который произносится ва­ми смешным голосом. Записку с приказом начать уборку маленькой хозяйке может доставить ее любимая кукла. Или попробуйте предло­жить чаду превратиться в бульдо­зер, чтобы сдвинуть с ковра в угол строительные материалы. Все это здорово скрасит малышу нудное за­нятие, и оно не закрепится у него в голове как неизбежное зло.

ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ

Если вы хотите приучить свое чадо к порядку, начинать надо с выработки дисциплинированного поведения в начале и в конце дня. То есть вам надо направить свои силы в первую очередь на то, что­бы ребенок четко выполнял опре­деленные действия после пробуж­дения и перед отходом ко сну.

Полезные традиции

Вы существенно поможете в этом своему малышу, если установите для этого времени какой-нибудь незыблемый ритуал. Например, договоритесь, что со словами: «Доброе утро, мое солнышко!» дочка встает и начинает одеваться. Можно также сопровождать чист­ку зубов по вечерам четверостиши­ем из «Мойдодыра». Неплохо при­учить чадо готовить одежду на завтра перед сном и раскладывать ее в определенном месте. Дело в том, что привычные сигналы дают дошкольникам ощущение комфор­та и безопасности, а это, в свою очередь, позволяет им вести себя независимо и под лозунгом «Я мо­гу это делать сам».

Почетная обязанность

Чтобы побороть упрямство сво­его чада, с одной стороны, и из­жить в нем копушу – с другой, присвойте ему определенные обя­занности и назовите их как можно значительнее. Пусть шестилетний «светомастер» отвечает за выклю­чение всех электроприборов при выходе из дома по утрам в темное время года. «Метрдотель» будет нести ответственность за сервиров­ку стола к завтраку, а «одеялов командир» – за подготовку постели ко сну. Благодаря этому ребенок почувствует себя нужным и одно­временно начнет вырабатывать на­выки для более взрослой жизни.

ВОЙНА С ПУГОВИЦАМИ

Воспитание хороших хозяек не­мыслимо без приобретения детьми и таких навыков, как обслуживание самих себя без помощи взрослых.

Удобная одежда

Покупайте ребенку только такую одежду, которую ему легко наде­вать самостоятельно (брюки и юб­ки не на поясах, а на эластичных резинках, джемпера без застежек, куртки с крупными пуговицами и молниями и т. д.). Обязательно держите все без исключения вещи ребенка, которые он в данный пе­риод носит, в доступных для него местах. Если же вы сталкиваетесь с проблемой под названием «А вот это я не надену, хоть умри!», пре­доставьте ребенку право выбора из двух-трех предметов. Только давайте ему возможность восполь­зоваться этим правом не за мину­ту до выхода из дома, когда об­становка и без того накалена, а за­ранее.

Шаг за шагом

Чтобы предотвратить «одежную войну», разделите весь процесс об­лачения на несколько стадий. Сна­чала обсудите с малышом, в какой последовательности ему хочется одеваться (что вперед – майку или носки, шапку или шарф). Потом возьмите лист бумаги, вырежьте из журналов картинки одежды и наклейте их (при активном уча­стии чада) именно в этой последо­вательности. Пусть такой плакат всегда висит над кроватью ребенка, чтобы он постоянно был у не­го перед глазами. Поначалу следи­те, чтобы малыш соблюдал огово­ренную очередность, а со време­нем он будет делать это и без ва­шего присмотра.

НЕ КНУТ, А ПРЯНИК

Старайтесь фиксировать вслух успехи маленькой труженицы: «Совсем недавно я помогала тебе застегивать эту пуговицу, а теперь ты подросла и уже справляешься с ней сама!» или «Час назад по ко­ридору можно было пройти разве что на вездеходе, а теперь здесь нет ни одной игрушки!» Это не­пременное  условие  правильного воспитания будущей хозяйки взрослого дома. Есть еще и допол­нительные приемы поощрения, на­пример, звездочки или картинки. Но их лучше приберечь для самых сложных случаев, иначе чадо при­выкнет действовать только за на­граду. Например, если дочь пер­вый раз в жизни убрала свою по­стель, такое событие можно отме­тить вырезанной из красной бума­ги большой «пятеркой». Можно повторить это еще раз десять. Но на одиннадцатый надо сказать: «Ты теперь совсем взрослая, и уборка постели получается у тебя так хорошо, что ты уже не нужда­ешься в оценке».

Не забывайте, что дети дошколь­ного возраста очень любят быть при деле. И если вы не станете злоупотреблять явным принужде­нием, то не отобьете у ребенка же­лание заниматься общественно по­лезным трудом. И тогда уже, приучив ребенка наводить порядок, вы сами получите в награду гордого за свои успехи малыша. И он бу­дет воспринимать свои неизбежные обязанности как полезное, а потому приятное занятие.

Тактика

1. Не заискивайте перед ребен­ком, но разговаривайте с ним до­верительным тоном. У вас есть опасность подорвать свой автори­тет, если вы будете робко обра­щаться к нему со словами: «Мо­жет быть, соберешь игрушки, а?»

2. Для детей до пяти лет любой труд надо превращать в игру.

3. Ни в коем случае не устанав­ливайте жесткие правила, кото­рые под страхом наказания нель­зя нарушать. Пусть в мелочах у него будет альтернатива.

4. Любое мероприятие раздели­те на отрезки и фиксируйте вни­мание ребенка на выполнении ка­ждого из них.

5. Не говорите общих фраз вро­де: «Хорошая девочка». Будьте конкретны в похвале.

Что надо говорить

1. «Нам скоро выходить из до­ма. Я уже собрала свои вещи. А ты приготовила свой рюкзак? Ты сама должна решить, что тебе на­до взять в детский сад».

2. «Давай поиграем в баскетбол. Пусть грязные носки и майки бу­дут мячами, а ящик для белья – корзиной».

3. «Какую книжку мы будем чи­тать, если ты через десять минут будешь готов ко сну?»

4. «С добрым утром! Ну-ка, вспомни наш план. Все правиль­но: убрать постель, почистить зу­бы, одеться. Интересно, как ты справишься с первой задачей?»

5. «Никогда бы не поверила, что пятилетняя девочка может так быстро убрать с пола столько кубиков!»

Что в результате

1. Вы информируете ребенка о своих ожиданиях ясно и уважи­тельно и одновременно даете ему некоторую самостоятель­ность.

2. Скучное занятие превращает­ся в забаву и в следующий раз уже не вызовет у ребенка чувство протеста.

3. Это дает ребенку ощущение того, что он контролирует ситуа­цию, а значит, он не чувствует се­бя подневольным.

4. Четкий ритм и повторение действий усиливают послушание и вырабатывают самостоятельные навыки.

5. Оценивая сиюминутные дос­тижения, вы помогаете ему осоз­нать собственную значимость и растущую дееспособность. 

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера