Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дружба на работе

Работа

В новом коллективе мы стремимся распознать в калейдоскопе лиц «своих» – тех, с кем будет комфортно, интересно и весело. Дружба на работе становится фактором лояльности к работодателю или… причиной увольнения.


ЛИЦО СОЦИАЛЬНОЕ


«Производственная» дружба – понятие очень непростое, говорят психологи. При всем внешнем сходстве с «дружбой обыкновенной» она имеет ряд особенностей. Здесь помимо характера, склада личности и интересов в игру вступают амбиции, карьерные устремления и нередко – профессиональная ревность. Подобные отношения имеют жесткие социальные рамки и подчиняются своду неписаных законов.


0 14704

«Друзья – это, как правило, люди, с которыми мы знакомы достаточно давно, не год и не два, – для дружбы требуется время, – рассказывает психолог Мария Федорова. – Друзья знают нас разными – и плохими, и хорошими, порой прощают нам весьма нелицеприятные поступки и принимают нас такими, какие мы есть. На работе ситуация иная: здесь мы стремимся показать миру определенное лицо и далеко не всегда хотим, чтобы сослуживцы видели его «изнанку». Взаимоотношения на работе более социализированны, и, как правило, речь здесь идет не о дружбе, а просто о хороших приятельских отношениях».


ДУША НАРАСПАШКУ


«Восемь лет назад я пришла на новое место работы, – рассказывает Наташа, – мы тогда открывали журнал по изобразительному искусству. Коллектив формировался с нуля. Поначалу все присматривались друг к другу, потом у нас стали складываться свои традиции, мы начали вместе отмечать праздники, дни рождения. В общем, оказались людьми очень близкими по духу, и, уже сменив работу, с некоторыми бывшими коллегами я общаюсь до сих пор». Это пример, когда дружеские отношения формируются, если людей объединяет творчество. «За стандартной социальной маской на такой работе становится видна личность, – комментирует Мария Федорова. – Творчество предполагает более тесное эмоциональное общение, что называется без галстука».

Однако сценарий корпоративной дружбы далеко не всегда гладок: нередко случается так, что неформальные отношения на работе портят жизнь. Лике 25 лет, и полгода назад ей пришлось сменить работу. Причина – та же «дружба». «Я устроилась логистом в компанию, коллектив которой сразу понравился – захотелось подружиться со всеми. Для меня общение предполагает открытость, да к тому же я, наверное, просто болтушка – не могу ничего держать в себе. Словом, вскоре весь офис знал о моих романтических увлечениях и переживаниях… Вокруг меня пошли сплетни, мужская часть коллектива стала позволять себе двусмысленные шутки, а некоторые начали попросту игнорировать. Мне пришлось уволиться, потому что существование в этом офисе стало невыносимым».

ОШИБКА №1 Желание стать «своим в доску». Ты хочешь понравиться, привлечь к себе внимание и не находишь ничего лучшего, чем рассказать всем о своем последнем бойфренде? Не забывай: далеко не все жаждут погрузиться в водоворот страстей малознакомого человека, большинству из нас вполне хватает собственных переживаний.

С другой стороны, чужие тайны по умолчанию предполагают ответную реакцию – откровенность за откровенность. Последнее нередко воспринимается как бестакт- ность и несанкционированное пересечение личностных границ.

Мнение эксперта

ИРИНА ЖЕЛАНОВА, психолог, мастер НЛП:

Отношения внутри коллектива часто зависят от того, какие правила и стиль задает руководство. В коллективе, где корпоративная культура предписывает сугубо официальные отношения, а начальство негативно относится к совместным перекурам и чаепитиям, дружба, скорее всего, будет номинальной. Если же компания старается сплотить людей не только как профессионалов, практикует постоянные тим-билдинги, активный отдых и другие коллективные мероприятия, то возможно возникновение и обычных дружеских отношений. Как правило, чем жестче рамки официальности и больше карьерной мотивированности в коллективе, тем меньше возможности для возникновения в нем дружбы, и наоборот. Многое зависит и от того, как подбираются люди. Хорошие менеджеры по персоналу знают, что для эффективной работы необходим не только высокий профессиональный уровень, но и некое личностное сходство сотрудников.


СОГЛАСНО ШТАТНОМУ…


Помимо желания общаться дружба на работе нередко зиждется на наших амбициях и карьерных устремлениях. Некоторые считают, что подружиться с начальником гораздо лучше, чем завести с ним же служебный роман. Так ли это?
Татьяна, копирайтер рекламного агентства: «Работаю в агентстве третий год и в последнее время задумалась о смене места работы. Я дружу со своей начальницей – Галя моя ровесница. Мы как-то сразу понравились друг другу: обе общительные, любим активный отдых, ходим в один и тот же фитнес-центр. Поначалу казалось, что мне выпал счастливый билет: я мечтала о быстрой карьере, участии в лучших проектах. Но все вышло иначе. Вскоре Галина начала подкидывать мне дополнительную работу, в том числе и не относящуюся ко мне напрямую. Она говорит: «Это я могу доверить только тебе, уверена – ты не подведешь». У меня просто стало больше обязанностей, а радужных перспектив как не было, так и нет».

ОШИБКА №2 Ждать от дружбы выгоды. Смещение вертикали «начальник – подчиненный» часто ведет к не самым приятным результатам. Во-первых, при дружбе с вышестоящими тебе гарантированы зависть и злословие половины офиса. Но не это главное. Подобная ситуация повлечет увеличение психологической и физической нагрузки. Если раньше от тебя требовалось просто добросовестное исполнение обязанностей, то теперь главным становится «не подвести» и «помочь другу» в трудную минуту.

Мнение эксперта

МАРИЯ ФЕДОРОВА, психолог (институт групповой и семейной психологии и психотерапии):

К сожалению, далеко не все умеют дружить, и это не зависит от места, в котором работает человек. В наше время многие ориентированы на личный успех, на быстрое построение карьеры, и ценность дружбы от этого снижается. Успешность взаимоотношений на работе во многом зависит от того, чего сам человек от этих отношений ожидает.

Если вы хотите, чтобы на новом месте вас приняли за своего, постарайтесь соответствовать принятому в компании стилю одежды и поведения. Многое зависит и от темперамента новичка: одни легко и сразу начинают общаться, другим требуется время, чтобы осмотреться в коллективе.


БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА


Как говорится, друзей не выбирают – они сами заводятся, в том числе среди коллег. И чтобы такие отношения принесли радость, а не разочарование, нужно соблюдать несколько простых правил:

ПРАВИЛО №1

Приходя в новый коллектив, осмотрись, не делай быстрых выводов. Разберись, кто есть кто. Одновременно коллектив будет присматриваться к тебе: «оценивать по одежке», подмечать твои привычки и профессиональные навыки.

ПРАВИЛО №2

Не спеши вступать в различные союзы и «коалиции». Офисы, в которых принято «дружить против кого-то», – не редкость. Не стоит, не зная ситуации, включаться в подобные игры: через какое-то время неожиданно для себя ты можешь обнаружить, что пристала не к тому берегу и находишься во фракции местных лузеров.

ПРАВИЛО №3

Золотое правило «я уважаю окружающих, окружающие уважают меня» работает всегда и везде. Зарвавшихся выскочек и всезнаек не любят ни в одном коллективе, независимо от величины доходов и сферы деятельности компании.

И ПОСЛЕДНЕЕ. Лучший способ нажить себе врагов на новом месте – выражать свое возмущение по поводу неписаного устава нового «монастыря», чего бы он ни касался: отношения к ненормативной лексике или дешевой кафешке за углом, посещаемой всем офисом. Это та ситуация, когда логичнее принять правила игры, чем пытаться навязать свою позицию.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера