Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развивающие игры для детей

Психология и развитие

Ваш малыш уже перешагнул экватор первого года жизни – ему исполнилось шесть месяцев и вы понимаете, что пришло время усердно заниматься с подрастающим чадом. Игрушки и игры для развития детей – вот что интересует вас в первую очередь: чем занять свою кроху так, чтобы и ей нравилось, и пользу занятия приносили? Наша статья расскажет вам о том, как правильно начать развивать малыша.

9 78258

Развивающим игрушкам и играм для детей нужно уделить особое внимание – ведь с помощью занятий вы формируете базовые знания и навыки малыша, учите его воспринимать окружающий мир, поэтому стоит ли говорить о том, как важны эти игры?

«Мамочка, я так люблю хватать!»

Вы наверняка замечали, что ваш малыш уже очень любить хватать все в ручки – этим он становится похож на взрослого! Если раньше ваше общение и игры основывались на исключительно эмоциональном начале – то теперь оно отодвинулось на задний план, вы сможете сами пронаблюдать такой переход – малыш покажет вам заинтересованность в новых играх.

Наверняка вы не раз пытались, взяв своего восьмимесячного малыша на заботливые материнские ручки, улыбнуться ему лучисто и рассказать о своей любви. Скорее всего, реакция крохи на такое поведение была однозначной: он решительно оттолкнул мамины руки и принялся хватать крошечными пальчиками всё, до чего могут дотянуться его руки. В ход пойдут и ваши распущенные волосы, и яркий воротник домашней кофточки, и красивые крупные бусинки, и, конечно, блестящие золотые сережки. Нет, мы не отрицаем потребности крохи в общении и ласках любимых взрослых – просто акцентируем внимание на то, что окружающий мир его интересует уже гораздо больше, чем изученная «до дыр» любимая мама. И, уж поверьте, он с гораздо большим удовольствием посмотрит на вас, когда вы будете показывать ему кукольные спектакли, чем просто выслушает ласковую тираду, которую вы посвятите ему.

Для детей от 6 месяцев и старше нет ничего интересней, чем те игры, в которых участвуют и они, и родители. И если малыш не видит вокруг себя тех предметов, с которыми он мог бы поиграть, то он потребует от вас других занятий – например, поиграть с ним в «козу-дерезу» или что-то другое, знакомое ему. И если ещё каких-то три месяца назад вы и знать не знали о развивающих играх и из игрушек признавали только погремушки, а малыша своего успокаивали нежными нашептываниями, то теперь он хочет играть самостоятельно или с вами, с родителями. То есть, вы будете практически постоянно пребывать в поиске новых развлечений, игр и игрушек для своего крохи. Впрочем, именно так он вас и воспринимает: мама и папа – это люди, которые приносят мне игрушки и веселят меня, проводят со мной свободное время.

 

С шести месяцев все больше проявляется рефлекс схватывания у младенца, что помогает ему по-иному взглянуть на мир. Вы наверняка уже замечали, что где ни окажется ваш кроха – он обязательно найдет предмет, который ему захочется схватить и потрогать, попробовать на вкус, потеребить. Вы садите его на стульчик для кормления и пытаетесь угостить его любимой кашей, а он вместо того, чтобы прилежно кушать, вертится по сторонам. И не дай Бог что-то попадет в его цепкие пальчики – еда мигом забудется, а новый предмет увлечет малыша полностью. Когда кроха наиграется – скорее всего, игрушка просто полетит на пол. Вам кажется, что это глупо и бессмысленно? Что ж, вы не младенец и найдете свои развлечения, а вот вашему ребенку такие игры приносят колоссальное удовольствие – можете поверить! Но не думайте, что тяга к схватыванию предметов – это просто забавы для малыша. Именно после достижения дитем шести месяцев, начинается новый виток в его развитии – он стремится манипулировать всеми теми предметами, которые попадаются ему на глаза, развивается его мышление, ребенок становится куда более активным. К тому же, именно такие развивающие игры помогают ему понять: что же делать, как нужно поступить с тем или иным предметом?

«Мамочка, а ты знаешь, как со мной играть?»

Малыш учится обращаться с предметами постепенно, и изначально его действия по отношению к ним стандартны. Взяв в руки что-либо, ребенок потрогает это, пощупает хорошенько, начнет трясти и брать в рот, а может и просто выкинет, наблюдая, как предмет падает. Детские психологи называют такой вот набор несложных действий «неспецифический», ведь детям не важно, что перед ними лежит: большая эмалированная кастрюля или мягкий кубик – они производят со всеми предметами одно и то же. Именно из-за такого однообразия малыш и начинает быстро переключаться с игрушки на игрушку – ведь не интересно осуществлять с одним и тем же предметом одно и тоже действие.

В это же время развивается не только набор движений, но и сами движения хватания, процесс манипуляции игрушкой у ребенка. Ведь до шести месяцев малыш пытается все предметы, до которых он может дотянуться, схватит абсолютно одинаково, вне зависимости от форм и размеров. Он прижимает крошечные пальчики к мягкой ладошке, пытаясь захватить весь объект целиком. Ребенок ещё не может точно рассчитать траекторию движения руки и расстояние до предмета, он пытается достать интересующую его игрушку не напрямую, а как бы «по петле», причем нередко случается так, что он не попадает и промахивается.

А вот именно от шести месяцев и старше малыш начинает подсознательно развивать все эти процессы доставания и хватания, манипуляцию. Но, естественно, сам он развиваться не может – ему необходимо, чтобы его направляли взрослые своими примерами. Поэтому развивающие игры и игрушки так важны на этом этапе жизни детей. Ведь ни одна игрушка и ни один предмет не сможет помочь ребенку развивать свой навык, если они не будут услужливо предложены крохе его родителями.

Что же может помочь вам и малышу развить более точную координацию его несмелых движений? Достаньте предмет, которым уже давно интересуется ваш кроха, положите перед ним, и, когда ребенок попытается достать объект, переложите его на другое место. Меняйте положение игрушки постоянно – и вы заметите, как малыш все точнее меняет и усовершенствует свои движения. Двигайте предмет назад и вперед, по бокам – пусть малыш понимает, что все может двигаться и что ему тоже необходимо прилагать усилия, чтобы «догнать» убегающие от него игрушки. Только не переусердствуйте – если вы заметили, что малыш потерял к занятиям интерес, прекратите их – пусть отдохнет.

 Вы наверняка заметили, что до шести месяцев кулаки вашего малыша зачастую крепко сжаты. Поэтому вам нужно помочь раскрывать ручку и приспосабливаться к игрушкам и предметам, которые имеют разный размер. Само развитие хватательного движения помогает кулачкам малыша постепенно и несмело разжиматься, но вам все же нужно ему немного помочь. Это очень просто – следует запастись несколькими предметами, которые различны по размерам, и вкладывать эти игрушки в ладони малыша, то есть, вы должны познакомить его с понятием «большого» и «маленького». Следите за тем, чтобы ребенок правильно хватал – большой пальчик должен находиться немного отдаленно от остальных. Вы заметите, как после таких игр, если они будут постоянными, малыш начнет менять положение ладошки в зависимости от того, какой предмет вы ему даете. Круглые мячики ребенок сразу же схватит растопыренной пятерней, а вот тонкую ниточку аккуратно возьмет кончиками пальчиков. То есть, с вашей помощью малыш научится сопоставлять информацию, которую несут ему глазки (о размере предмета и расстоянии, которое нужно преодолеть) с движением ручек.

Следующий этап в обучении «управления» собственными ручками - это навык брать предметы с помощью обеих ручек. Сначала он возьмет в две руки мячик, а потом – два мячика, по одному в каждую ладошку. Для него такие вот действия в диковинку, он никогда не пробовал манипулировать двумя предметами одновременно – и умение это очень важно, ведь малышу потребуется приложить больше усилий, заставляя обе ручки работать ради одной цели. Чтобы помочь ребенку научиться действовать обеими руками, предложите ему две ложечки или погремушки – пусть постучит друг о дружку. И тогда кроха попытается осуществить с двумя предметами иной набор действий: приблизить их, отдалить, положить друг на друга, поставить или же нанизать их все на что-нибудь. В результате таких вот нехитрых движений малыш научиться одновременно играть с двумя предметами, придумывать варианты их использования. Ребенку очень понравятся такие занятия!

Как вы видите, без помощи родителей ребеночку очень трудно чему-то научиться и чего-то достичь, ведь взрослые и только они могут показать малышу несколько предметов и то, что с ними можно сделать. Только от вас кроха узнает, что мячики существуют для того, чтобы катать их по полу, а пирамидки нужно не грызть, а нанизывать на палочку, что юлу можно раскрутить, а мягкую игрушку можно с легкостью положить в пустую коробку. И только после того, как кроха понял, как нужно производить то или иное действие, он сможет шагнуть на следующую ступеньку развития: вы будете обучать его тому, что каждая игрушка требует определенного обращения и набора действий, которые применимы к ней.

«Мамочка, подай мне погремушку!»

У вас дома наверняка есть много погремушек – некоторые из них вы купили сразу после рождения малыша, иные вам подарили друзья. Вы с легкостью развлекали свою кроху с помощью «тарахтелок» первые полгода, а теперь думаете, что они вряд ли пригодятся и будут интересны малышу. Вы ошибаетесь: вплоть до года нет ничего лучше для малыша, чем яркая погремушка. Она не только отвлечет дите от плача, но и поможет в развитии.

Ведь именно с помощью погремушки ребенок может воочию увидеть результат производимого им действия. Тряхнул рукой – и раздался приятный звук, покатились по прозрачной пластмассе цветные шарики, зашуршало что-то. И малыш понимает, что все эти изменения в окружающем мире были вызваны движением его руки. Ребенку очень нравятся такие метаморфозы – хочется повторять их снова и снова. Вот вам и польза от погремушки: малыш лишь извлекает звук из игрушки, а вследствие этого учится быть самостоятельным и оценивать свои возможности. К тому же, такое развлечение позволит ему научиться координировать движения и воспроизводить их в абсолютно произвольном порядке.

Игрушки-погремушки нужно выбирать по принципу: чем звонче она трещит, чем красочней выглядит – тем больше она понравится ребенку. Лучше всего выбирать погремушки с тонкой продолговатой ручкой или кольцеобразным держателем – такие очень удобно умещаются в маленьком кулачке. Что примечательно – вашему ребенку пока что абсолютно все равно: что это за погремушка. Кто на ней изображен: котик или медвежонок? Какого они цвета? Главное, что игрушка эта издает звуки в результате действий малыша. Однако следите за тем, чтоб забава не испугала кроху своим нелепым видом или шум, который она издает, не показался ему слишком громким и устрашающим. И, конечно, не стоит покупать массивные, тяжелые игрушки – ведь малыш ещё так слаб, он только развивается, и ему может быть просто не под силу взять в ручку ту или иную игрушку.

Естественно, не одни только погремушки способны показать малышу какой-то результат действия. Ведь он может лишь легонько пошевелить ручкой, толкнув пластиковый стаканчик или сжав в ручке резиновую игрушку, приблизить к личику мамины бусики – вот вам и результаты! Отлично помогают малышу соизмерить свою силу игрушки-пищалки из резины. Стоит сжать – и раздается тонкий забавный звук, который подстегивает ребенка к таким же действиям. Заодно такая забава развивает действия «разжать», «сжать».

 

А вот уже ближе к концу первого года жизни малыш может осознать не только то, какие непосредственные результаты вызывает то или иное его движение, но и какие косвенные могут быть. Например, если потянуть за цепочку, то вместе с ней можно подтянуть и соску, с которой она соединена. Или если снять телефонную трубку и приложить её к ушку – можно услышать далекий гудок. Особый интерес вызывает у малыша пульт от телевизора. Ведь это так интересно: ты нажимаешь кнопочку здесь, а загорается ящик там! Ребенку очень интересно играть с такими предметами – и он пытается почаще это делать.


«Мамочка, а эта игрушка поможет развить моё мышление…»

Если вы думаете, что для полноценного развития малыша вам потребует миллион сложнейших игрушек – это вовсе не так. Удивительно, но наиболее пригодны для этого простые предметы, которые побуждают ребенка совершать простые действия, манипулировать собой. Ведь в дальнейшем его будут окружать именно такие привычные вещи  - и уже сейчас в сознании малыша должны возникнуть и укрепиться мысли о том, какие связи существуют между теми или иными предметами, для чего они служат в доме и как с ними обращаться. Кроме того, все эти занятия, столь жизненные и простые, способствуют закладыванию фундамента развития всех видов мышления этого маленького человечка. 


Когда малыш достигает восьмимесячного возраста, его перестают интересовать исключительно те действия, которые он может воспроизвести с тем или иным предметом. Ему интересно то, что рождает такие действия – то есть, свойства вещей. Именно из-за этого малыша так привлекает всё новое и непознанное, он тянется к тому, чего раньше не видел, что не трогал, не брал в руки. Но это не значит, что ему интересно: что же изображает  вещь или какого она цвета. Его интересует одно: что можно сделать именно с этой ложкой, с этой тарелкой, с этой палочкой.

Вы можете с легкостью определить: интересен ли вашему чаду новый предмет. Если вы заметили, что он недоуменно вертит его в руках, аккуратно ощупывает и вертит в разные стороны, передвигает и перекладывает из руки в руку – значит, он присматривается  к нему. И только после  этого своеобразного «обнюхивания» малыш несмело пробует манипулировать вещью, выясняя её истинное предназначение и суть.

Так, в процессе изучения свойств предмета, ребенок начинает привыкать к нему и уже не считает его новинкой – у него складывается впечатление, что вещь эта всегда находилась рядом. И именно в этом нежном возрасте кроха начинает осознавать, что если мама убрала погремушку в шкаф, значит, игрушка там и осталась, а не исчезла без следа. И кроха с удовольствием полезет осваивать шкаф с целью достать с полки любимую забаву. Играть в «прятки», кладя игрушки в разные доступные места, с ребенком очень полезно: он научится выдвигать ящики и приподымать одеяло, перелазить через преграды, чтобы достать спрятанную мамой погремушку. Такие несложные занятия не только вызовут восторг у младенца, но  и научат его пониманию того, что предметы всегда лежат на одном месте, если их не перекладывать, и исчезнуть просто так они не могут.


Давайте ребенку почаще играть с платками или простынками небольшого размера – он найдет тысячу способов применения этих предметов: будет накрываться с головой, «прятаться» от вас, постарается укрыть игрушку или покрыть мамину голову, положить платочек в пустую коробку.

В возрасте девяти месяцев малыш уже запросто может узнать знакомый предмет. И не важно – держите ли вы его вверх тормашками, показываете лишь краешек из-за угла или демонстрируете вещь «во всей красе». Кроме того, ребенок способен оценить размеры вещи вне зависимости от того, как далеко от него она находится: прямо перед ним, на расстоянии вытянутой руки или на другом конце комнаты. В процессе манипулирования, использования предметов малыш получает такие впечатления, которые впоследствии станут базой для простых форм его мышления.

Нужно ли говорить, что после шести месяцев возраст малыша называется «ползунковым». Не зря ведь привычная домашняя одежда крохи носит аналогичное название. Но кроха не может просто так взять – и поползти, его нужно к этому подтолкнуть. А идеальным стимулом к ползанью может стать как раз его любимая игрушка, которую вы поставите на отдаленном расстоянии. Если легонько толкнуть мячик или круглый шар, любую круглую игрушку, тронуть неваляшку или прокатить вперед машину – малыш обязательно захочет поскорее догнать «убегающий» предмет. Именно так и начинает ползать кроха, и вместе с этим умением к нему приходит осознание собственного положения в пространстве и возможностей его изменения самостоятельно.

Если у малыша есть много разных игрушек и предметов – он сможет быстрее и точнее определить, какими же свойствами они наделены. В частности, он оценит их форму и размер, приблизительный вес и цвет, устойчивость поверхности и многое другое. Все это поможет малышу гораздо точнее подстроить крошечную ручку к тому или иному предмету, а вместе с тем будет активно развиваться и ощущение расстояния, которое следует преодолеть, чтобы достичь цели и взять в руки игрушку. В итоге, когда ребенку исполнится месяцев одиннадцать, вы заметите, что едва он окинет взглядом какой-либо предмет – его ручка непроизвольно сложится именно так, чтобы поудобней его схватить. Или вы обязательно увидите, как в то время, пока кроха тянется за погремушкой, его пальчики постоянно меняют положение – а это значит, что он видит размер и форум погремушки и понимает, что изначальное положение ручки было неправильным и его нужно изменить.

Но помимо того, что развивающие игры с разнообразными предметами помогут ребенку определять на глаз их форму и размер, он также будет постепенно приобретать всё новые движения и способы манипулирования вещами. Раньше он только держал их в руках и ощупывал, а теперь может кинуть и с любопытством наблюдать за падением, при этом по звуку удара определяя: мягкая игрушка, или твердая, он сможет понять, что эта погремушка может легко сжиматься в кулачке, а эта всегда остается при первоначальной форме. Поэтому важно, чтобы в арсенале игрушек малыша обязательно были разные на ощупь предметы, которые помогут ему обогатить сенсорное восприятие. Возьмите тряпочку и зашейте в неё разные крупы: начиная с гречки и заканчивая крупным горохом – такая забава разовьет мелкую моторику рук малыша. Не думайте, что для игр с ребенком нужны только те игрушки, которые можно купить на базаре или в детском магазине – вам пригодятся и домашние бытовые предметы: эмалированные чашки и миски, крышечки и ложки. И в процессе занятий кроха понимает, что крышечкой можно накрыть предмет, а ложечкой – постучать по нему, а наоборот вряд ли получится. Но приобретенный опыт пока что улетучивается, как только малыш отползает от предмета. Это провоцирует постоянный повышенный интерес к любой вещи, которая хотя бы ненадолго пропадала из его поля зрения.

Также второе полугодие жизни ребенка ознаменуется новыми способами манипулирования. Например, он понимает, что этот предмет можно разобрать на несколько более мелких деталей, а внутри этой коробочки лежит большая пуговица, которую можно достать. А если ещё и потрясти этой коробочкой, то становится видно, как внутри неё постоянно меняет положение пуговка. Чтобы развивать это понимание и навык, вам потребуются сложные погремушки – для воспроизведения действий с которыми потребуются обе ручки малыша. Пускай одной рукой он держит погремушку за основание, а второй крутит шарик, расположенный внутри неё или двигает маленькую бусинку по проволочной «дорожке». Такие игры, опять же, помогают в развитии простых, первичных форм мышления малыша.

Развитие ребенка не стоит на месте – чем больше вы занимаетесь с ним, тем больше он умеет делать сейчас и сможет сделать потом. Развивайте познавательную активность ребеночка – прячьте в прозрачных (сначала) коробках яркие игрушки – пусть попробует их достать. Позже можно будет использовать непрозрачный коробок – стоит лишь встряхнуть его, как малыш услышит звук и поймет, что внутри что-то спрятано. Дайте ему бутылку, наполовину заполненную водой, и он обязательно перевернет её и поймет, что в таком положении жидкость из горлышка будет вытекать. Не бойтесь устраивать ему маленькие эксперименты – этим вы только поспособствуете его скорому развитию.

Магазинные полки сегодня буквально ломятся от разнообразных детских товаров, которые помогут вам в организации полезного досуга с малышом. Их нужно разбирать и собирать, трясти и нажимать, перемещать части из одного конца игры – в другой. Всё это очень увлекательно даже для вас – не говоря уже о ребенке. Вот, например, большое мягкое яблоко. Малыш играет с ним и неожиданно открывает его секрет – яблочко может распадаться на две половинки. А внутри фрукта он найдет ещё один подарочек – небольшого червячка, который может мягко пружинить при нажатии пальчиками. Также пригодятся музыкальные игрушки – на кнопку нажимаешь – и звучит красивая музыка. Малыш быстро уловить связь между этими действиями, и потом вы его не оттащите от играющей забавы.

Как вы уже поняли, именно в период от шести месяцев до года, развитие малыша делает большой скачек вперед. Ещё пару месяцев назад он только хватал предмет в ручку, а сегодня уже упоенно экспериментирует со всем, до чего может дотянуться. Ваша задача проста: помогайте ему познавать мир, радуйтесь новым достижениям вместе и ним – и все будет отлично! Ведь вы подаете ему пример, которому он будет следовать с огромным удовольствием.

Делая выводы из всего вышесказанного, подытожим кратко: какие же игрушки нужны малышам от 6 месяцев и старше.

  1. Разноцветные погремушки всех форм и размеров.
  2. Пищалки из резины.
  3. Всевозможные мячики и шары, неваляшки и, конечно, машинки.
  4. Небольшие легкие платочки и кусочки материи, с которыми малыш упоенно будет играть, прикрывая поочередно то себя, то маму, то куклу.
  5. Игрушки для развития сенсорного восприятия: разные на ощупь, разные по форме.
  6. Сборные и разборные игрушки, простенькие пальчиковые лабиринты, пуговички, ленточки и молнии с одежды.
С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

михаил
Класс игры!
михаил 30 мая 2013 21:16 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера