Одним из важнейших специалистов для ребенка «разговорного» возраста является логопед. Именно он точно знает, как научить ребенка правильно говорить. Многие родители думают так: «Незачем идти к логопеду. В конце концов, здоровье ребенка не зависит от того, выговаривает он букву «р» или нет». Да, физическое здоровье не зависит. Но социальное – еще как. Ведь с дикцией напрямую связано построение отношений со сверстниками, воспитателями, а после с учителями. Родителям крайне важно знать этапы развития детской речи, чтобы разговор со специалистом получился содержательным.
В ПОЛТОРА-ДВА МЕСЯЦА у малыша начинается своеобразный этап подготовки к развитию речи. Обычно первый после плача членораздельный набор звуков, издаваемый ребенком, называется гулением. Со стороны может показаться, что малыш поет. Но это и есть его первые попытки правильно говорить, его зачаточная речь. Первыми ребенок осваивает гласные звуки (а-аа, у-уу), позже, с 2-3 месяцев, в это пение вклиниваются и согласные звуки (г-уу, м-ии), а гласные уже участвуют в нем не по отдельности, а сочетаются между собой в разных вариациях (эы-ы, а-ее).
В 4 МЕСЯЦА малыш становится сродни маленькому пастушку, который выдувает в дудочку: аль-ле-лыы-лю-аы. Подобному гулению и дали соответствующее название – на манер свирели. Первые дни оно совсем непродолжительно, но со временем становится более уверенным и долгим. Эти звуки не несут никакого словесного смысла, но говорят о том, что малыш хорошо себя чувствует и настроен положительно.
Совет. Это тот самый возраст, когда просто необходимо расширять с ребенком свое общение, разговаривать с ним как можно дольше, пытаясь вызывать ответные звуки, оживленную радость, улыбку, смех. Нужно с помощью различных предметов овладевать его вниманием, обязательно называя каждый из них. Только так можно научить ребенка говорить правильно и ясно. Но необходимо следить, чтобы малыш не переутомился и интерес его к общению не иссяк.
С 7-8 МЕСЯЦЕВ берет свое начало этап сенсорной речи. Это то время, когда ребенок уже способен связывать слышимое им слово с конкретным предметом. Он уже вполне в состоянии понимать отдельные элементы речи взрослого. Можно проследить реакцию малыша на вопросы: «Где папа? Где собачка?» – он непременно повернется в сторону называемого лица или предмета, покажет на него ручкой и заметно оживится.
В ВОЗРАСТЕ 9-10 МЕСЯЦЕВ ребенку под силу выполнить простейшие просьбы: сделать «ладушки», помахать ручкой, подать игрушку. Ему уже хорошо понятно значение некоторых слов, описывающих действия с предметами, то есть глаголов. К 10-11 месяцам ребенок вникает в суть слов «надо» и «нельзя», даже если они произносятся без эмоциональной окраски. В этом же возрасте запас слов, смысл которых понятен ребенку, достигает нескольких десятков. Маленькие дети хорошо знают имена близких, клички домашних животных, названия частей тела, игрушек и предметов, которые их окружают.
Активная речь тоже активно развивается: гуление переходит в лепет. В 7-8 месяцев ребенок начинает изъясняться слогами (ма-ма-ма, да-да-да). С 8,5-9,5 месяцев лепету наделяется более выразительная интонация, ребенок начинает подражать тем звукам, которые он слышит вокруг себя. Ребенок начинает произносить на разные лады одни и те же слоги, меняя в произвольном порядке интонации и ударения.
Совет. Общаться с малышом такого возраста необходимо еще чаше. Не ленитесь называть при нем все, что видите: окружающих людей, животных, любые действия, дабы научить ребенка понимать и в последствии называть их. Старайтесь побудить ребенка к выполнению ваших просьб и указаний: «Дай ручку», «Открой ротик». Но заменять существующие слова псевдодетскими упрощениями в ходе разговора ни в коем случае не стоит. Да, ему конечно же легче выговорить «бибика» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Но не забывайте, что слышит-то он слова правильно! Вот почему мы, начиная сюсюкать с малышом, только путаем его, замедляя развитие речи общего интеллекта. Помогите своему малышу! Произносите слова правильно и четко. Ну, разумеется, стоит до поры избегать слишком трудных для восприятия слов. Не обязательно уточнять ребенку, что перед ним «вестхайленд уайт терьер» – хватит с него и просто «собака».
С 10 МЕСЯЦЕВ у ребенка начинается этап моторной речи. И начинается он с произнесения первых слов. Как правило, это упрошенные имена родственников, названия окружающих предметов. Не стоит ждать от малыша исключительной четкости. Нередко бывает так, что и кот Барсик, и дедушка Боря наиз уст малыша будут звучать одинаково – Бака. Это совсем не означает, что малыш путает деда с котом – просто его речевому аппарату до поры до времени не доступно большее.
ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ малыш употребляет все известные ему существительные только в именительном падеже. О глаголах и иных частях речи говорить пока совсем рано. И только ближе к полутора годам появляются первые попытки построения простейших фраз, имеющих утилитарный характер: «Баба, дай». К двум годам приходит время первого периода вопросов: «это что?». Это говорит о том, что ребенок интересуется лишь названием предмета, а не его свойствами. Девочкам, к слову, освоение моторной речи дается легче и протекает оно быстрее, чем у мальчиков. Только не думайте, что это имеет какое-либо отношение к интеллекту. Это не так.
У детей с года до полутора лет в активе употребляемых слов не более 30-40. В этом возрасте основные силы бросаются на понимание собеседника: малыш к полутора годам воспринимает целые предложения речи, обращенной к нему.
Совет. Нужно активно и много называть ребенку различные живые существа и предметы, описывать их свойства и использовать для этого глаголы, прилагательные и другие части речи. Обращать его внимание на существующие между ними связи, например: «Смотри, котик пьет молочко». Очень важно в этом возрасте учить ребенка выполнять более сложные просьбы: «Принеси карандашик», «Открой книжку». Необходимо уделять большое внимание развитию его речи, добиваясь увеличения числа слов, понимаемых и произносимых ребенком. Их количество до полутора лет достигает сорока, а затем постепенно к двум с половиной годам доходит до трехсот. И тут уже присутствуют не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, другие части речи. Главное следить за тем, чтобы ребенок много говорил. Даже если он будет изъясняться короткими предложениями, но грамматически правильно построенными.
НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ дети способны понимать речь взрослого человека со всеми ее нюансами и смысловыми оттенками. Наступает время фраз из нескольких слов, придаточных предложений, начало употребления союзов и местоимений, что ясно говорит о формировании духовного и интеллектуального мира ребенка.
Совет. Работая над развитием моторной речи малыша, вы должны добиваться правильного произнесения слов. Пусть он пробует изменять их окончания, согласовывать слова в предложениях. Пока ребенок что-то рассказывает, обязательно не забывайте отмечать, насколько выразителен его голос. Нелишним будет спросить его мнение о том, о чем он рассказывает. Пусть он включается в мыслительную работу. Старайтесь стимулировать его к самостоятельным суждениям. Во время общения с ним нужно стараться говорить правильным языком, чтобы малыш сразу приучался строить свою речь правильно.
В 4-5 ЛЕТ наступает заключительная фаза в развитии языка. Это тот возраст, когда дети с упоением слушают сказки и истории со сложными сюжетами, пытаясь определить свое отношение к героям. Они умеют строить длинные фразы, правильно грамматически оформленные, а также они в состоянии произносить длинные монологи.
Совет. Приобщайте ребенка к книгам, как можно больше читайте ему, пробуйте водить на детские спектакли, представления для детей. Это впоследствии сослужит вам хорошую службу, способствуя дальнейшему развитию правильной речи.
УЧИМСЯ ИГРАЯ
Задача логопеда – помочь научиться ребенку правильно говорить, избавив его от дефектов речи. На индивидуальном занятии логопед рассказывает и показывает малышу, как нужно располагать язык, вытягивать губы, раскрывать рот, произнося проблемные звуки.
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ У ЛОГОПЕДА
Всегда только на положительных эмоциях. Специалист обязательно будет стараться заинтересовать ребенка посредством элементов игры или соревнования. Кстати, вы можете стимулировать эти положительные эмоции самостоятельно. Попробуйте просто завести ребенку дневничок, в котором будут отражены его успехи. Только не стоит забывать хвалить за них.
• Занятия обычно проводятся перед зеркалом.
• Каждое занятие длится примерно 15-20 минут, не больше, так как малыш быстро устает и теряет интерес.
• Нужно просить ребенка перед каждым занятием тщательно помыть руки, подстричь ногти и взять с собой стерильные салфетки. Во время выполнения упражнений язычок мягкого нёба не слушается, и кроха берет его грязными руками, при этом царапая и раня ногтями. Ранки впоследствии могут воспалиться.
ДЕФЕКТЫ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ
ЗАИКАНИЕ
Обычно возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Основными причинами являются неустойчивость нервной системы и подверженность стрессам (плохое обращение с малышом, тяжелая болезнь или сильный испуг). Лечению поддается трудно.
ДИСЛАЛИЯ
При этом отклонении произнесение звуков нарушено. Обычно речь становится впоследствии достаточно четкой к 5 годам. Дислалия бывает механическая и функциональная. Первая возникает, если неправильно сформирован речедвигательный аппарат. Причиной могут быть врожденные нарушения строения губ, челюстей и нёба, «заячья губа» или недоразвитие челюстей – «волчья пасть».
Также на развитие дислалии может повлиять неправильный прикус из-за слишком долгого пользования соской (старше 1 года) или привычки сосать палец. Функциональная дислалия может развиться при абсолютно нормально сформированном речедвигательном аппарате. Самые распространенные причины этого: сюсюканье с детьми, недостаток общения, недоразвитие фонематического слуха. Обычно эти проблемы легко решаемы после занятий с логопедом.
РИНОЛАЛИЯ
Иногда ребенок страдает незаращением твердого или мягкого нёба, или он только что перенес дифтерию. При этом отклонении струя воздуха из гортани при выдохе попадает в нос, отчего возникают нарушения тембра голоса и звукопроизношения. К помощи логопеда в данном случае необходимо прибегать как до, так и после операции по исправлению дефекта.