Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

30.07.2010

Как научить ребенка правильно говорить?


Вы не довольны тем, как говорит ваш малыш: половину букв он просто не выговаривает, окончания слов глотает, шепелявит. И вы не знаете, что вам с этим делать и к кому обращаться в первую очередь. А ведь правильный ответ – к детскому психоневрологу. Именно этот специалист сразу сможет оценить нервно-психическое развитие ребенка, отличить нормальное возрастное косноязычие от непосредственно дефектов речи и, если сочтет нужным, направит к логопеду.
4 96975

Одним из важней­ших специалистов для ребенка «разговорного» возраста является логопед. Именно он точно знает, как научить ребенка правильно говорить. Многие родители думают так: «Незачем идти к логопеду. В конце концов, здоровье ребенка не зависит от того, выго­варивает он букву «р» или нет». Да, физическое здоровье не зависит. Но соци­альное – еще как. Ведь с дикцией напрямую связано построение отношений со сверстниками, воспитателями, а после с учителями. Родителям крайне важно знать этапы развития детской речи, чтобы разговор со специалистом получился содержательным.

В ПОЛТОРА-ДВА МЕСЯЦА у малыша начинается своеобразный этап подготовки к развитию речи. Обычно первый после плача членораздельный набор звуков, издаваемый ребенком, называется гулением. Со стороны может показаться, что малыш поет. Но это и есть его первые попытки правильно говорить, его зачаточная речь. Первыми ребенок осваивает гласные звуки (а-аа, у-уу), позже, с 2-3 месяцев, в это пение вклиниваются и согласные звуки (г-уу, м-ии), а гласные уже участвуют в нем не по отдельности, а сочетаются между собой в разных вариациях (эы-ы, а-ее).

В 4 МЕСЯЦА малыш становится сродни маленькому пастуш­ку, который выдувает в дудочку: аль-ле-лыы-лю-аы. Подобному гулению и дали соответствующее название – на манер свирели. Первые дни оно совсем непродолжительно, но со временем становится более уверенным и долгим. Эти звуки не несут никакого словесного смысла, но говорят о том, что малыш хоро­шо себя чувствует и настроен поло­жительно.

Совет. Это тот самый возраст, когда просто необходимо расширять с ребенком свое обще­ние, раз­говаривать с ним как можно дольше, пытаясь вызывать ответные звуки, оживленную радость, улыбку, смех. Нужно с помощью различных предметов овладевать его вниманием, обя­зательно называя каждый из них. Только так можно научить ребенка говорить правильно и ясно. Но необходимо следить, чтобы малыш не переутомился и интерес его к общению не иссяк.

С 7-8 МЕСЯЦЕВ берет свое начало этап сенсорной речи. Это то время, когда ребенок уже способен связывать слышимое им слово с кон­кретным предметом. Он уже вполне в состоянии понимать отдельные эле­менты речи взрослого. Можно проследить реакцию малыша на вопросы:  «Где  папа?  Где собачка?» – он непременно повернется в сторону называемого лица или предмета, покажет на него ручкой и заметно оживится.

В ВОЗРАСТЕ 9-10 МЕСЯЦЕВ ребенку под силу выполнить простейшие просьбы: сделать «ладушки», помахать ручкой, пода­ть игрушку. Ему уже хорошо понятно значение неко­торых слов, описывающих действия с предметами, то есть глаголов. К 10-11 меся­цам ребенок вникает в суть слов «надо» и «нельзя», даже если они произно­сятся без эмоциональной окраски. В этом же возрасте запас слов, смысл которых понятен ребенку, достигает нескольких десят­ков. Маленькие дети хорошо знают имена близ­ких, клички домашних животных, названия частей тела, игрушек и предметов, которые их окружают.

Активная речь тоже активно развивается: гуление переходит в лепет. В 7-8 месяцев ребе­нок начинает изъясняться слогами (ма-ма-ма, да-да-да). С 8,5-9,5 месяцев лепету наделяется более выразительная интонация, ребенок начинает подражать тем звукам, которые он слышит вокруг себя. Ребенок начинает произносить на разные лады одни и те же слоги, меняя в произвольном порядке интонации и ударения.

Совет. Общаться с малышом такого возраста необходимо еще чаше. Не ленитесь называть при нем все, что видите: окружающих людей, живот­ных, любые действия, дабы научить ребенка понимать и в последствии называть их. Старайтесь побудить ребенка к выполнению ваших просьб и указаний: «Дай ручку», «Открой ротик». Но заменять существующие слова псевдодетскими упро­щениями в ходе разговора ни в коем случае не стоит. Да, ему конечно же легче выговорить «бибика» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Но не забывайте, что слышит-то он слова правильно! Вот почему мы, начиная сюсю­кать с малышом, только путаем его, замедляя развитие речи общего интеллекта. Помогите своему малышу! Произносите слова правильно и четко. Ну, разумеется, стоит до поры избегать слишком трудных для восприятия слов. Не обязательно уточнять ребенку, что перед ним «вестхайленд уайт терьер» – хватит с него и просто «собака».

С 10 МЕСЯЦЕВ у ребенка начинается этап моторной речи. И начинается он с произнесения первых слов. Как правило, это упрошенные имена род­ственников, названия окружающих пред­метов. Не стоит ждать от малыша исключительной четкости. Нередко бывает так, что и кот Барсик, и дедушка Боря наиз уст малыша будут звучать одинаково – Бака. Это совсем не означает, что малыш путает деда с котом – просто его речевому аппарату до поры до времени не доступно большее.

ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ малыш употребляет все извест­ные ему существительные только в именительном падеже. О гла­голах и иных частях речи говорить пока совсем рано. И только ближе к полутора годам появляются первые попытки построения простейших фраз, имею­щих утилитарный характер: «Баба, дай». К двум годам приходит время первого периода вопросов: «это что?». Это говорит о том, что ребенок интересуется лишь названием предмета, а не его свойствами. Девочкам, к слову, освоение моторной речи дается легче и протекает оно быстрее, чем у мальчиков. Только не думайте, что это имеет какое-либо отношение к интеллекту. Это не так.

У детей с года до полутора лет в активе употребляемых слов не более 30-40. В этом возрасте основные силы бросаются на понимание собеседни­ка: малыш к полутора годам воспринимает целые предложения речи, обращенной к нему.

Совет. Нужно активно и много называть ребенку различные живые существа и предметы, описывать их свойства и использовать для этого глаголы, прилагательные и другие части речи. Обращать его внима­ние на существующие между ними связи, например: «Смотри, котик пьет молочко». Очень важно в этом возрасте учить ребенка выполнять более сложные просьбы: «Принеси карандашик», «Открой книжку». Необходимо уделять большое внимание развитию его речи, добиваясь уве­личения числа слов, понимаемых и произ­носимых ребенком. Их количество до полутора лет достигает сорока, а затем постепенно к двум с половиной годам доходит до трехсот. И тут уже присутствуют не только существитель­ные и глаголы, но и прилага­тельные, наречия, другие части речи. Главное следить за тем, чтобы ребенок много говорил. Даже если он будет изъясняться короткими предложениями, но грамматиче­ски правильно построенными.

НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ дети способны пони­мать речь взрослого челове­ка со всеми ее нюансами и смысловыми оттенками. Наступает время фраз из нескольких слов, придаточных пред­ложений, начало употре­бления союзов и местоимений, что ясно говорит о формировании духовного и интел­лектуального мира ребенка.

Совет. Работая над развитием моторной речи малыша, вы должны добиваться правильного произ­несения слов. Пусть он пробует изменять их окончания, согласовывать слова в предложениях. Пока ребенок что-то рассказывает, обязательно не забывайте отмечать, насколько выразителен его голос. Нелишним будет спросить его мнение о том, о чем он рассказывает. Пусть он включается в мыслительную работу. Старайтесь стимулировать его к самостоя­тельным суждениям. Во вре­мя общения с ним нужно стараться говорить правиль­ным языком, чтобы малыш сразу приучался строить свою речь правильно.

В 4-5 ЛЕТ наступает заклю­чительная фаза в развитии языка. Это тот возраст, когда дети с упоением слушают сказки и истории со сложными сюже­тами, пытаясь определить свое отноше­ние к героям. Они умеют строить длин­ные фразы, правильно грамматиче­ски оформленные, а также они в состоянии произно­сить длинные монологи.

Совет. При­общайте ребенка к книгам, как можно боль­ше читайте ему, пробуйте водить на дет­ские спектакли, представления для детей. Это впоследствии сослужит вам хорошую службу, способствуя дальнейшему развитию правильной речи.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Задача логопеда – помочь научиться ребенку правильно говорить, избавив его от дефектов речи. На индивидуальном занятии логопед рассказывает и показывает малышу, как нужно располагать язык, вытягивать губы, раскрывать рот, произнося проблемные звуки.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ У ЛОГОПЕДА

Всегда только на положи­тельных эмоциях. Специалист обя­зательно будет стараться заинте­ресовать ребенка посредством элементов игры или сорев­нования. Кстати, вы можете стимулировать эти положительные эмоции самостоятельно. Попробуйте просто завести ребенку днев­ничок, в котором будут отражены его успехи. Только не стоит забывать хва­лить за них.

• Занятия обычно проводятся перед зеркалом.

• Каждое занятие длится примерно 15-20 минут, не больше, так как малыш быстро устает и теряет интерес.

• Нужно просить ребенка перед каждым занятием тща­тельно помыть руки, подстричь ногти и взять с собой стериль­ные салфетки. Во время выполнения упражнений язы­чок мягкого нёба не слушает­ся, и кроха берет его грязными руками, при этом царапая и раня ногтями. Ранки впоследствии могут воспалиться.

ДЕФЕКТЫ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

ЗАИКАНИЕ

Обычно возникает в возрас­те от 2 до 5 лет. Основными причинами являются неустойчивость нервной системы и подверженность стрессам (плохое обращение с малышом, тяжелая болезнь или сильный испуг). Лечению поддается трудно.

ДИСЛАЛИЯ

При этом отклонении произ­несение звуков нарушено. Обычно речь становится впоследствии достаточно четкой к 5 годам. Дислалия бывает меха­ническая и функциональная. Первая воз­никает, если неправильно сформирован речедвигательный аппарат. Причиной могут быть врожденные нарушения строения губ, челюстей и нёба, «зая­чья губа» или недоразвитие челю­стей – «волчья пасть».

Также на развитие дислалии может повлиять неправильный прикус из-за слишком долгого пользования соской (старше 1 года) или привычки сосать палец. Функциональная дислалия может развиться при абсолютно нормально сформированном речедвигательном аппарате. Самые распространенные причины этого: сюсюканье с детьми, недостаток общения, недоразвитие фонематиче­ского слуха. Обычно эти проблемы легко решаемы после занятий с логопедом.

РИНОЛАЛИЯ

Иногда ребенок страдает незаращением твердого или мяг­кого нёба, или он только что перенес дифтерию. При этом отклонении струя воздуха из гортани при выдохе попадает в нос, отчего возникают нарушения тембра голоса и звукопроизношения. К помощи логопеда в данном случае необходимо прибегать как до, так и после операции по исправлению дефекта. 

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера