Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Определение типа темперамента ребенка

Психология и развитие
Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик — неужели малышей можно разделить по типам темперамента? Темперамент дается человеку с рождения. Изменить его нельзя, но вот научиться понимать и считаться с ним нужно. Малыш появляется на свет уже со сложившимся набором свойств нервной системы, именно они в дальнейшем будут определять его психическое развитие, характер, способ проявления эмоций, умение усваивать новые знания, склонность к определенному виду деятельности и т.д. Обычно ребенок наследует темперамент одного из родителей или в равной степени берет черты от каждого. Поэтому в одной и той же семье возможно появление детей с разными типами темперамента. Определение типа темперамента ребенка поможет вам узнать многое о вашем малыше.
0 42136

Ну и типы!

Теория о темпераментах восходит к учению древнегреческого врача Гиппократа. Он считал, что „пропорция четырех элементов, из которых состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней". По мнению Гиппократа, ведущий тип темперамента зависит от преобладающей в организме человека жидкости (красной и черной желчи, горячей крови, холодной слизи). В соответствии с этим он разделил людей на 4 типа.

  • Холерик (от греч. chole — „желчь") Тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный. Положительные черты: активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь. Отрицательные черты: нестабильность нервной системы, несдержанность и вспыльчивость, агрессивность, злопамятность, частая смена настроения, авторитарность.
  • Сангвиник (от греч. sanguis— .кровь") Тип нервный и сильный, уравновешенный, подвижный. Положительные черты: явность и подвижность, привычность к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность и оптимизм, выразительная речь, лидерство. Отрицательные черты: отсутствие усидчивости и несобранность, непостоянство и ненадежность, рассеянность, легкомыслие в поступках, целеустремленности и настойчивости.
  • Флегматик (от греч. phlegma — „слизь") Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, инертный. Положительные черты: способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, целеустремленность. Отрицательные черты: пассивность,  малоподвижность, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм.
  • Меланхолик (от греч. melas — „черный", chole — „желчь") Тип нервной системы: слабый, неуравновешенный, инертный. Положительные черты: высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, доброжелательность. Отрицательные черты: крайняя ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, инертность и излишняя пассивность.

Разберемся?

Темперамент — это генетически обусловленное качество, но ярко выраженное его проявление начинается лишь с момента становления личности в социальной среде (к 3-4 годам). Обычно в каждом из нас есть все четыре типа. Главное — определить главенствующий. Именно на его основании происходит формирование характера и поведения.

  • Холерик

Его основной принцип — „Хочу все и сразу!" Частая смена настроения и присущая эмоциональная нестабильность — вот основные признаки холерика.

♦  В самом раннем детстве холерический темперамент проявляется в непрекращающемся крике по любому поводу и без него. Всему виной нестабильная и неуравновешенная нервная система.

♦  Детям-холерикам быстро все надоедает, их психика постоянно требует новых впечатлений и открытий, побуждая тем самым к высокой активности.

♦  Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Часто пытается навязать свое мнение окружающим.

♦  Речь отрывистая, быстрая, с проглатыванием отдельных слов, однако выразительная и эмоциональная. Движения стремительные, резкие, энергичные.

♦  Новую информацию усваивает легко, но быстро все забывает. Легко адаптируется к непривычной обстановке.

♦  Имеет склонность к игре на публику, нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. Круг его знакомых широк, при этом с одними он играет, с другими — обсуждает проблемы.

♦  Считает, что его мнение — единственно верное. Не умеет терпеть, ждать и сдерживать свои эмоции.

♦  Засыпает с трудом.

♦  На любые наказания отвечает замкнутостью или агрессией.

Ваши действия:

♦  направляйте энергию ребенка в нужное русло, помогите найти интересное хобби или увлечение;

♦  не допускайте перевозбуждения нервной системы малыша;

♦  чередуйте подвижные и активные действия со спокойными занятиями;

♦  воспитывайте усидчивость;

♦  объясняйте ребенку, что нужно доводить начатое дело до конца;

♦  не кричите, не допускайте грубости;

♦  в своих просьбах к ребенку употребляйте доходчивые выражения;

♦  не провоцируйте вспышки детской агрессии и гнева. В таких случаях ведите себя уравновешенно, спокойно объясните ребенку, что своим поведением он только все усугубляет;

•  обязательно дайте понять малышу, что его мнение очень важно для вас;

•  займите ребенка спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Так неуемная энергия холерика будет направлена на физическое развитие, а излишняя агрессия — на достижение высокого спортивного результата.

  • Сангвиник

Его основной принцип — „Я тебе верю, а ты мне?" Ребенок-сангвиник дружелюбный, жизнерадостный, но при этом довольно покладистый и рассудительный.

♦  Общительный и разговорчивый сангвиник обожает новых людей и новые места, без труда заводит знакомства.

♦  Видимая беззаботность сангвиников основана на природной везучести и одаренности. Именно среди людей этого типа больше всего путешественников и искателей приключений.

♦  Их увлекает все новое и неизведанное. Ребенок готов заниматься всем сразу, зачастую не обращая внимания на качество исполнения. Часто бросает дело, не закончив, тем не менее, легко и быстро усваивает информацию.

♦  Активность и доброжелательность проявляются у малышей только в том случае, если они нравятся окружающим. Им свойственно самолюбование.

♦  Ребенок-сангвиник легко идет на компромисс, легко переживает неудачи. Без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Речь у сангвиников выразительная, связная, правильно поставленная.

♦  Засыпают без лишних уговоров и спят, как говорится, без задних ног.

♦  На наказания ребенок реагирует спокойно, не обладая излишней злопамятностью и склонностью к конфликтам.

Ваши действия:

•  главное — научите ребенка выполнять обещания и держать данное им слово;

•  следите за поведением и поступками малыша, не ленитесь напоминать ему о незаконченных делах;

•  контролируйте ход выполнения работы, обращайте внимание ребенка на качество и аккуратность действий;

•  найдите малышу занятие по душе;

•  с ребенком-сангвиником нужно быть очень осторожным и умеренным в похвале, в случае перегиба с комплиментами у таких детей быстро развивается склонность к завышению самооценки;

♦  не пытайтесь быть слишком серьезными. Предпочтительнее принцип равноправного общения;

♦  старайтесь ставить перед ребенком конкретные и понятные цели. У вашего малыша всегда должен быть выбор в поиске подходов к решению поставленных перед ним задач;

♦  внимательно выбирайте вид спорта и увлечение для своего малыша — в первую очередь оно должно быть интересным и увлекательным для него. Оптимальны секции по командным видам спорта и театральные кружки.

  • Флегматик

Его основной принцип — „Я все сделаю, только чуть позже! Детей-флегматиков отличает стабильность и упрямство. Переубедить его практически невозможно.

♦  Такой ребенок всегда невозмутим и спокоен. Присутствие других детей для него не является обязательным.

♦  В отношении к еде и перемене места обитания малыши проявляют консерватизм. Очень долго привыкают и с большой неохотой пробуют новые блюда, с трудом засыпают в новой обстановке. Тяжело адаптируются к детскому саду.

♦  Скупы на слова и действия. Тяжело вступают в социальные контакты. Тщательно выбирают себе друзей.

♦  Чувства флегматиков стабильные, постоянные, но ровные. Страстность, пылкость, злость, ревность — все эти качества приводят малышей в смятение и вызывают лишь растерянность.

♦  Такому ребенку свойственно хоть и не быстрое, но качественное запоминание, усидчивость, кропотливость, выносливость, он приспособлен к монотонным и однообразным действиям. Нередко в школе таких детишек называют зубрилками, они все делают медленно и обстоятельно.

♦  Дети-флегматики не являются лидерами, самостоятельные решения принимать не любят. В то же время они очень дотошные и настырные. Свои решения они не меняют, бывают очень упрямы.

♦  Флегматики не умеют врать и быть тактичными, из-за этого часто попадают в неловкие ситуации.

♦  Малыши весьма доброжелательны и миролюбивы, стараются не вступать в конфликтные ситуации и по возможности уходят от борьбы. Не любят спорить и дискутировать.

♦  Предпочитают заранее просчитать все ходы и выходы. К предстоящим событиям готовятся долго, настраиваясь на действие и постоянно откладывая все на потом. Все делают в последний момент, часто из-за этого получается кое-как.

♦  Речь малыша-флегматика неторопливая, тихая, без жестов и мимики. В разговоре он редко использует эпитеты, его слова просты и часто повторяются. Кроха быстро и спокойно засыпает, но просыпается не сразу. Чтобы прийти в себя, ему требуется время, в течение которого он ходит недовольный.

Ваши действия:

  • в воспитании флегматика нужно ориентироваться на темп, который присущ именно вашему малышу. Обычно таким детям требуется чуть больше времени для выполнения заданий. Будьте терпеливы, не торопите ребенка;

•  одновременно не позволяйте крохе откладывать дела на потом, учите его рационально использовать свое время;

•  не ставьте перед малышом цели и задачи, требующие быстроты и скорости, не заставляйте его соревноваться с более активными или старшими детьми;

•  никогда не ругайте кроху (особенно при людях) за его излишнюю осторожность или медлительность;

•  поощряйте интерес ребенка к любым подвижным играм, физическим занятиям и увлечениям, чаще хвалите его;

•  не позволяйте малышу часами засиживаться за одним делом, предлагайте ему делать перерывы или периодически менять направленность занятий:

♦  приучайте ребенка принимать самостоятельные решения, держать данное слово и брать инициативу в свои руки;

♦  старайтесь прививать малышу навыки общения в коллективе — посещайте развивающие курсы, детский сад, почаще гуляйте на детской площадке;

  • Меланхолик

Его основной принцип — „Мне не весело, потому что мне грустно!" Застенчивость, робость — основные свойства характера.

♦  В раннем детстве это выражается в развитии таких качеств, как плаксивость, привязанность, трусливость. В дальнейшем к ним добавляются стеснительность, обидчивость, ранимость.

♦  Из-за высокой нестабильности нервной системы малыша расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь.

♦  С меланхоликами надо быть нежными, спокойными, внимательными, контролировать свои слова и поступки. Слезы у таких деток — обязательный атрибут, ими сопровождаются любые их обиды. Диапазон переживаний — от истерики до беспричинной.

♦  У таких малышей развиты эмоциональные черты характера, что проявляется в отзывчивости, жалостливости, сентиментальности. Дети ранимы, долго переживают любые потрясения.

♦  Это настоящие трусишки, они боятся всего. Они малообщительные и тяжело адаптируются к новому коллективу. Не лидеры, часто замыкаются в себе.

♦  Наказание воспринимается как трагедия. Даже в столь юном возрасте это может привести к дисбалансу их психики. Малыш-меланхолик очень настороженно относится ко всем переменам. В новых, особенно нестандартных ситуациях теряется, много суетится, пытается уйти в тень.

♦  При возникновении конфликтов его умственные и физические способности резко снижаются, он, сам того не желая, начинает занижать свои природные возможности. Запоминание новой информации меланхолику дается с трудом. Из-за рассеянности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние вещи и не может сосредоточиться на начатом деле. Детки-меланхолики устают от любой деятельности — будь то игра, чтение или физкультура. Именно из-за усталости у них часто меняется настроение. Всю неделю с нетерпением ожидая похода в зоопарк, но утомившись во время пути, меланхолик может быть капризным и вовсе отказаться от прогулки.

♦  Речь у меланхоликов тихая, неуверенная, но грамотная и богатая.

♦  Все движения и действия нерешительные и мелкие, как будто пробные.

♦  Очень тяжело засыпают, а просыпаются с трудом.

♦  Несмотря на такой характер, детки-меланхолики остаются одними из самых творческих и понимающих натур. Они способны выслушать не одну вашу беду, при этом проявят истинное сочувствие. Они обладают поразительно тонким вкусом и хорошим слухом. Из них наверняка вырастут художественные эстеты.

Ваши действия:

•  главное в воспитании детей-меланхоликов — не усугублять их частое плаксивое настроение. Разговаривая с малышом, не употребляйте резких и унизительных выражений. Никогда не ругайте такого ребенка и не кричите, ваше настроение и повышенные интонации могут загнать кроху в „ступор" или спровоцировать стрессовую для него ситуацию;

•  наилучшим способом общения станут частые проявления вашей любви, внимание и терпимость, домашний уют и теплота;

•  не скупитесь на ласковые и нежные слова, хвалите и поощряйте даже незначительные успехи;

•  старайтесь как можно чаще объяснять ребенку, что в мире не все такое серое, как ему кажется. Давайте повод для смеха, не акцентируйте его внимание на печальных и трагичных событиях;

•  не называйте своего малыша плаксой или нытиком. Не ругайте его в присутствии других детей или взрослых;

•  поощряйте любые проявления самостоятельности, активных действий и попытки принятия собственных решений. Давайте малышу несложные, легко выполнимые поручения;

•  при выборе обучающих программ ориентируйтесь на высокие интеллектуальные способности крохи;

•  ребенок, скорее всего, не станет спортсменом, поэтому любые занятия должны быть не в тягость. Больше всего подходят уроки в музыкальной или художественной школе.                    

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера