Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.09.2010

Невнимательность у детей младшего школьного возраста

«Какой ты рассеянный!», «слушай внимательно!», «не отвлекайся!» детям такое приходится слышать часто - и на улице, и в садике, и дома. К счастью, в большинстве случаев никаких нарушений у рассеянного ребенка нет. Просто внимание развивается постепенно и имеет свои особенности. А мы, взрослые, не всегда это учитываем. Невнимательность у детей младшего школьного возраста встречается довольно часто в наши дни.
0 177006

По своим каналам

Если маленький ребенок чем-то увлекся, то ему лучше не мешать. Тогда и он не будет мешать вам. Можете сидеть рядом, спокойно заниматься своим делом или разговаривать - он даже внимания на вас не обратит. Потому что внимание у детей до 2 лет одноканальное, они сосредотачиваются на интересном объекте полностью и в это время, как говорится, «не видят - не слышат». А вот если все-таки отвлечь ребенка, то потом он вряд ли вернется к своей игре - настрой на нее будет утрачен. В 2-3 года внимание постепенно становится гибким, хотя и остается одноканальным. Ребенок уже может отвлечься, например, на ваш голос, а потом продолжить свое занятие. Позже, примерно с 4 лет, начинает формироваться двухканальное внимание (окончательно оно сложится к 6 годам). Теперь ребенок может заниматься двумя делами одновременно - практически как взрослый. Например, разговаривать с вами, не отрываясь от своего дела, или смотреть мультфильм, собирая конструктор. В это время дети готовы к обучающим занятиям, потому что хорошо удерживают внимание к инструкциям. Однако если 5-, 6-летний ребенок становится невнимательным, то он, возможно, просто устал. Его мозг защищается от перегрузок, направляя внимание только по одному каналу. И он опять «не видит - не слышит». Не надо его в этом упрекать. Лучше пересмотрите режим дня - достаточно ли в нем времени для свободных игр и отдыха?

Вольно и невольно

До пяти лет внимание ребенка непроизвольное, то есть вызывается только свойствами объекта, без внутренних усилий. Что-то новое, яркое, интересное обязательно привлечет малыша, как бы ни был он занят. Сначала родители этим свойством активно пользуются. Например, в целях отвлечения. Годовалый ребенок тянет руки к дорогой вазе и всем своим видом показывает, как ему без этой игрушки плохо. Уговоры, предложения обратить внимание на что-нибудь попроще не помогают. Остается одно - неожиданно схватить ребенка и, подбежав к окну, закричать: «Посмотри, какая там летит птичка». И ребенок доволен, и ваза спрятана в целости и сохранности. А спектакли за обедом! Ребенок веселится, увидев дедушку в шапке-ушанке и с удочкой, а родители выполняют все рекомендации по здоровому питанию, скармливая ему (малышу, конечно, дедушка все же уворачивается) пюре из брокколи и морковки. Но потом ребенок подрастает, и родители за то же самое начинают делать замечания: «Утром сажаю перед телевизором, чтобы одевался побыстрее. Так все потом задом наперед надето и наискосок застегнуто», «Увидел шарик на улице - помчался, не глядя по сторонам», «Не может сосредоточиться, если за дверью разговаривают». Во всех этих случаях родители упрекают детей в невнимательности, рассеянности. А на самом деле это примеры очень даже сосредоточенного внимания. Только направлено оно не на то, что нужно взрослым, а на то, что интересно ребенку в данный момент. Управлять своим вниманием ребенок сможет только на шестом году жизни - и то поначалу очень немного. Произвольное внимание (когда ребенок сознательно отвлекается от интересного для себя, сосредотачивается на том, что необходимо) требует больших затрат энергии и душевных сил. Не пропускайте такие моменты - обязательно хвалите ребенка за то, что он сделал. Покажите, что удивлены его выносливостью и силой воли (сидеть и дорисовывать открытку бабушке, когда все остальные смотрят кино - это и правда поступок), и поддержите такую целеустремленность. Ребенок будет знать, что его старания не напрасны, а вы будете видеть все новые и новые примеры произвольного внимания.

Тренируем внимание

С одной стороны, никаких особых усилий по развитию внимания не требуется. У ребенка, который растет в семье и ведет обычный детский образ жизни, развитие идет и само по себе. Но все-таки от взрослых зависит, с кем и сколько ребенок общается, где гуляет, какими игрушками играет - поэтому наше влияние на развитие всех познавательных функций очевидно. Так, например, более внимательными бывают дети, родители которых любят природу. Ведь наблюдение за природой - прекрасная тренировка наблюдательности, особенно если обращать внимание на все изменения. Поначалу взрослые сами говорят: «Посмотри, как пожелтели эти листья, посмотри, как быстро распустился цветок», а потом ребенок вовлекается в этот процесс и находит даже то, что осталось без внимания взрослых. На развитие внимания также влияет то, сколько родители говорят со своими детьми. Дети разговорчивых родителей легче и быстрее учатся произвольному вниманию. Две мамы дают своим детям альбомы, карандаши и предлагают раскрасить узор. Первая при этом просто сидит рядом, вторая сопровождает весь процесс рисования беседой «Какой большой узор, давай сначала раскрасим по краям, потом перейдем к центру... Вот как получилось. Ну-ка покажи...»). Какая, казалось бы, разница? Разница есть. Вторая мама таким простым способом формирует у ребенка важные аттенционные умения. Она учит его слушать инструкцию и удерживать ее на протяжении всего занятия, разбивать инструкцию на более мелкие составляющие и строить последовательность своих действий от простого к сложном, а также помогает приобрести навыки самоконтроля. Конечно, это не значит, что в любом занятии ребенка нужно участвовать, давать советы, но для малыша 4-5 лет время от времени такие совместные «уроки» будут очень полезны. Он вскоре и сам начинает комментировать свои действия, как бы помогая себе речью («Красную деталь надо соединить с белой... Ладно, это я сделаю после, а сейчас...». К началу активного обучения (6-7 годам) такие инструкции станут полностью устными, ребенок научится быть внимательным, выполнять инструкцию без внешнего комментария.

Полезные игры

Для развития внимания есть много игр. Они очень просты для взрослых и увлекательны для детей. Найди игрушку. Взрослый дает характеристику игрушки (большая, пушистая), ребенок должен ее найти в комнате. Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть задания. 5-, 6-летнему можно предложить искать не в одной комнате, а по всей квартире - причем даже не очень крупный предмет. Что изменилось? К приходу ребенка с улицы или из детского сада измените что-то в обстановке дома (уберите часы, которые стояли на видном месте, снимите покрывало с его кровати, переставьте цветы). Если ребенок сам не обращает на это внимания, то спросите и дайте подумать. Если же и в этом случае обнаружить изменения для него проблема, то немного измените правила игры. Заранее скажите о том, что к его приходу что-то поменяется, и потом предложите эти изменения обнаружить. Посмотри на меня. Вы смотрите друг на друга минуту, а потом отворачиваетесь и задаете поочередно вопросы: «Какого цвета у меня носки?» - «Какие у меня пуговицы?» Такая игра будет увлекательнее, если мама немного поддастся и совершенно все перепутает. Что под платком? Это не только игра, но и тест на определение объема внимания. Возьмите 7-10 небольших предметов, накройте их. Потом на 3 секунды откройте и попросите ребенка назвать то, что он за это время увидел. 4-, 5-летний обычно называет один предмет (для этого возраста это норма), 6-летний успевает увидеть 2-3 предмета. Средний объем внимания взрослого человека - 7 объектов. Мешайте мне! Когда ребенок учит стихотворение, то мы стараемся ему не мешать: выключаем телевизор, разговариваем тихо. Но иногда нужно делать наоборот - создавать помехи. Включайте телевизор и учите стишок, заставляя сосредотачиваться при таких препятствиях (конечно, то, что идет по телевизору, не должно быть слишком привлекательным для ребенка).

Особый случай

Нарушения внимания у детей были описаны психологами еще сто лет назад, однако сейчас диагноз СНВГ (синдром недостатка внимания с гиперактивностью) встречается все чаще. Причины расстройства до конца не изучены - как правило, у каждого ребенка бывает сочетание неблагоприятных факторов. В одном врачи, педагоги и психологи едины: в основе синдрома - особенности строения и функционирования головного мозга, а не воспитание. Так что «бороться» с недостатками внимания и повышенной активностью не получится. Чтобы адаптировать ребенка к условиям детского сада, а потом и школы, придется учитывать эти особенности развития. Дети, имеющие такое расстройство, могут быть очень непохожи друг на друга (поэтому синдром называется полиморфным), но у всех выделяются схожие черты. Это импульсивность, резкость в поведении, высокая двигательная активность и неумение сосредоточиться. Причем нарушением стоит считать не все случаи такого поведения, а только такие, когда эти черты проявляются у ребенка постоянно, независимо от места, и создают проблемы и ему, и окружающим. Ребенок начинает дело - и тут же оставляет его, не доведя до конца. Иногда даже у 5, 6-летних детей может наблюдаться так называемое полевое поведение - когда ребенок берется за все, что попадается ему на пути, тут же бросая. Двигательная активность не имеет цели: он крутится, бегает, карабкается, переставляет предметы на столе, не реагируя на замечания. Часто такие дети не замечают сигналов опасности: могут не задумываясь перебежать через дорогу перед потоком машин, нырнуть в воду, не умея плавать. И даже собственный опыт их не учит - в следующий раз ребенок может повторить то же самое. Ребенок часто теряет вещи на улице, в детском саду, иногда и дома не может чего-то найти - и тогда раздражается, начинает плакать, капризничать. Очень не любит выполнения чего- то обязательного, что требует сосредоточения. Если играет с несколькими детьми, то постоянно вступает в конфликты, так как не умеет соблюдать правила, очередность, договариваться. Спросив о чем-то взрослого, не может выслушать до конца перебивает, спорит, высказывает свою точку зрения, а потом вновь возвращается к своему вопросу. Конечно, такие дети доставляют очень много беспокойства, но применять к ним обычные методы воспитания бывает невозможно. Уговаривать, ругать, показывать опасность того или иного действия на примерах из жизни - все это бесполезно. Необходима комплексная медицинская, психологическая и педагогическая помощь. Но родителям стоит знать несколько правил общения с детьми с дефицитом внимания. Направляйте их избыточную активность в мирное русло. Занятия спортом, носящие неагрессивный характер (плавание, легкая атлетика, акробатика) очень полезны, помогут детям реализовать свой потенциал. Избегайте слишком большого количества занятий, развлечений, общения - такие дети с трудом успокаиваются, приходят в норму. Приучайте к инструкциям постепенно, буквально с двух слов. Дети с недостатком внимания с трудом переносят долгие указания (а долго для них - это больше 10 слов), они могут их вообще не услышать. Так что поменьше пространных объяснений, все кратко и четко. У многих детей в школьном возрасте симптомы сглаживаются, становятся практически незаметными и не мешают в учебе и общении. По большей части это заслуга родителей, поэтому начинать надо как можно раньше.

Автор: Артем Кладько

Коммент. (1)

Nataveni
Хорошая, полезная статья. Жаль только, что не совсем соответствует заголовку - речь в статье всё же больше идёт о дошкольниках, а о младших школьниках лишь вскользь.
Nataveni 22 мая 2013 17:41 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера