Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Питание, как компонент здорового образа жизни

Правильное питание
Если человек безумно любит сладкое и терпеть не может овощи, похудеть ему будет трудно. Что же такое сделать, чтобы ровнее относиться к тому и другому? Может, осознать корни этих отношений. У каждого из нас есть вкусовые привычки и предпочтения. Согласны с этим? Конечно. А теперь угадайте, в каком возрасте они стали у вас появляться. Думаете, в год? Когда всем младенцам начинают давать взрослую пищу? Нет, еще раньше. Некоторые вкусы вы узнали и запомнили, когда еще не родились, когда ваша мама еще только вынашивала вас. И тому есть научные подтверждения. Но сначала немного о генах, потому что... Способность распознавать и принимать одобрительно сладкий вкус, по-видимому, заложена генетически. Питание, как компонент здорового образа жизни  - тема статьи.
0 12757

Этикетки от природы

Сладкий и горький вкусы - своеобразные «этикетки», которыми природа снабдила желательные и нежелательные для человека продукты. Сладкий сигнализировал первобытным собирателям о глюкозе - источнике энергии, необходимой для работы мозга и мышц, горький предупреждал о том, что растение, возможно, ядовито. Вкусовые рецепторы, реагирующие на сладкое, начинают работать у младенца, когда он впервые пробует грудное молоко (оно чуть сладковатое). Однако еще до первого кормления, до рождения, во внутриутробном состоянии, плод уже способен «узнавать» различные вкусы. Во время изучения динамики глотательных движений плода было обнаружено, что в ответ на введение в околоплодную жидкость сладкого и соленого веществ будущий малыш отдавал предпочтение сладкому. Уже в первые несколько часов жизни новорожденные однозначно дают понять, что могут различать вкусы. Сладкий вызывает у них расслабление мимической мускулатуры и сосательные движения, кислый - гримасу недовольства. Л в ответ на горький вдобавок к гримасе ребенок еще и высовывает язычок, будто выталкивая что-то изо рта. Но генетическая способность к распознаванию вкусов - не единственный механизм, формирующий наши предпочтения и управляющий ими. Есть и другие, объясняющие, в частности, почему из двух младенцев одни вырастает сладкоежкой, а другой - нет. Начнем с этого... Вкусовые предпочтения будущего малыша формирует рацион его матери.

Мамин обед

Околоплодные воды, в которых плавает ребенок, содержат своеобразный «отчет» обо всем, что съела женщина. И с этим «отчетом» плод постоянно знакомится. Более того, запоминает его содержание. Так, в работе международной группы ученых, возглавляемой В. Schaal, исследовались новорожденные, матери которых ели во время беременности анис. Их младенцы положительно реагировали на сто своеобразный запах, в отличие от тех малышей, родительницы которых во время беременности апис не употребляли, этим детишкам сто запах совсем не нравился. Для другого исследования, опубликованного в США в журнале Pediatrics в 2001 году, ученые разделили женщин, находящихся на последнем триместре беременности, на три группы. Матери из первой группы пили морковный сок, а после рождения ребенка. Когда детишки подросли до 5-6 месяцев, ученые проверили, как они воспримут кашу с морковью. Хуже всего отнеслись к предложению младенцы матерей из третьей группы, то есть тех, кто не пил морковный сок вообще. А наименее негативно восприняли вкус моркови малыши тех матерей, которые во время беременности пили морковный сок, а в первые два месяца кормления - воду. Промежуточное положение заняли детишки второй группы, чьи матери на последнем триместре пили воду, а в первые два месяца кормления - морковный сок. То есть к полезному блюду - каше с морковью - оказалось легче привыкнуть детям, которые познакомились со вкусом этого корнеплода во внутриутробном периоде и в первые месяцы вскармливания.

С десятой попытки

Младенец находится либо на грудном, либо на искусственном вскармливании. Грудное - отражает вкусовые характеристики диеты матери и дает малышу представление о существующем многообразии вкусов. Искусственное - «монотонное» с точки зрения вкусовых ощущений и знакомит только со вкусом молочной смеси. На этом основывается предположение, согласно которому малыши, выросшие на грудном вскармливании, лучше принимают вкус новых блюд. А искусственники, с их опытом «монотонного» питания, чаще относятся к нововведениям негативно. И предположение это подтверждают исследования. В одном из них -Sullivan и Birch - изучалась реакция малышей на введение овощем"! в рацион. Сравнивалось отношение двух групп - детей, находившихся на грудном вскармливании и искусственников. Так вот, ребятишки из первой группы чаще положительно принимали овощи уже при первом предложении, но при одном условии: если кормящая мама сама регулярно ела их. Период введения прикорма, когда наряду с грудным молоком пли смесью малыш начинает получать пюре - овощные, фруктовые, мясные, - считается очень важным для формирования будущих вкусовых предпочтений. «Уговорить» несмышленыша на овощи бывает очень трудно - мгновенная гримаса недовольства, и он язычком выталкивает изо рта незнакомое на вкус, хотя и крайне полезное для него сейчас и важное для его или ее будущей фигуры блюдо. Известны своего рода хитрости, помогающие подружить детей с продуктами такого рода. Их следует предлагать многократно - до 10-12 раз. Каждая попытка увеличивает шанс овощей быть принятыми, это доказано в серьезных научных исследованиях. Кроме того, по мнению большинства ученых, важна очередность: первыми в прикорм вводятся овощные пюре или каши без сахара и только потом фруктовые  пюре. Потому что фрукты более сладкие и, распробовав их, ребенок с большей вероятностью откажется от овощей и каш. Но вот, повзрослев, он начинает питаться с общего стола, и наступает время действия следующего фактора. Традиции и привычки питания семьи также формируют наши вкусовые предпочтения.

Взрослые решения

Можно сколько угодно рассказывать, что овощи и каши полезны, но если сами взрослые их не едят, то, скорее всего, дети их тоже есть не будут. И положительное отношение к этим блюдам в достаточной мере может не сформироваться. Если дома не переводятся сладости, если малышка получает конфету или пряник, как только освоит умение самостоятельно держать их в руке и подносить ко рту, то можно с уверенностью предположить, что она вырастет сладкоежкой. И что получается? Получается, что взрослый человек на формирование своих вкусовых предпочтений осознанно никак не влиял. Влияли гены. Влияли рацион и условия, в которых жила вынашивающая младенца мама. Влиял выбор вида вскармливания - грудное или искусственное, что от человека, о котором мы сейчас говорим, тоже никак не зависело. Влияли прикорм, сроки и очередность его введения, традиции питания в семье. И что же теперь он может сделать, когда всё за него и без него решили? Он может осознанно изменить свои вкусовые привычки и предпочтения. Безумная любовь к сладкому - не наркотическая зависимость, это просто неумеренно развитое предпочтение подобного рода продуктов. Нелюбовь к овощам - не пожизненный приговор, обжалованию не подлежащий, а доступная для решения проблема. Если есть мотив к похудению, если осознана его необходимость, то все получится, и ошибки детства - стереотипы неправильного пищевого поведения - могут быть исправлены.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (0) Новое на форуме

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера