Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как воспитать у ребенка чувство ответственности?

Психология и развитие
Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать. Как воспитать у ребенка чувство ответственности – тема нашей статьи.
4 29230

Обязанности есть и у маленького ребенка – чистить зубы или убирать свои игрушки, например. А что уж говорить о том времени, когда малыш отправится в школу! Вот тут ответственность станет решающим фактором в успешном обучении. Согласитесь, родителям, которым не нужно каждый вечер проверять, все ли учебники сложены в портфель, все ли тетрадки подписаны, гораздо спокойнее отправлять свое чадо в школу: они могут быть уверены, что ребенок и на уроке не будет отвлекаться, и домашнее задание правильно запишет. Но как добиться того, чтобы ребенок научился отвечать за свои действия? Конечно, было бы странно требовать от крошечного малыша ответственности за свои поступки и тем более их последствия – до определенного возраста дети даже не осознают причинно-следственной связи явлений. Но уже в 3–3,5 года ребенок вполне способен понять, что такое хорошо и что такое плохо. Так как же научить малыша ответственности?

Поощрять инициативу

Малыш хочет помыть посуду? Отлично, ставим рядом табуретку и моем вместе! Стремится помочь убраться в доме? Торжественно вручаем пылесос. Конечно, процесс растянется, но карапуз будет гордиться, что занят важным «взрослым» делом! Если в семье есть дети младше, то вполне возможно поручить старшему несложные обязанности. Например, отнести на кухню бутылочки после кормления. Забота повысит ответственность и любовь к младшему брату или сестре. Важно только соблюдать золотую середину и давать посильные и неутомительные задания. Не забывайте хвалить и благодарить малыша! Это тоже надо уметь делать. Если хвалить часто, то похвала обесценивается, если  хвалить абстрактно («Спасибо, молодец») – не воспринимается. Благодарить нужно от всей души и конкретно, подчеркивая, за что именно: «Ты так хорошо вымыла посуду! У меня теперь есть свободное время, чтобы пойти с тобой погулять! Спасибо тебе!».

Доверять то, что малышу по силам

Естественно, поручения и обязанности должны быть выполнимы. Если вы поручите то, с чем малыш заведомо не справится, ничего кроме слез и обиды не выйдет. А если что-то не получается, не нужно лениться объяснять и показывать, как это делается. Фразы: «Ладно, я сама все сделаю» или «Ну, сколько можно тратить на это время» – категорическое табу. Конечно, проще и быстрее самой завязать шнурки, отнести грязную посуду и убрать игрушки. Но если вы подавите инициативу ребенка - не злитесь на него за то, что шнурки придется завязывать до четвертого класса. Пользуйтесь моментом, пока он хочет освоить какое-то дело. Со временем интерес может пропасть совсем.

Варианты ответственности

Ребенок не один раз в жизни попа‑ дет в сложную ситуацию. Быть все время рядом с ним у вас все равно не получится. А вот объяснить, как действовать в том, или ином случае, – это ваша обязанность. Ответственность за свою безопасность, здоровье. Рассказывая об открытых окнах, розетках, горячей плите, обязательно проговаривайте «действие‑ последствие»: «Не трогай духовку, когда в ней готовится еда, она нагревается. Если коснуться ее пальчиками, можно обжечься, будет очень больно!». Становясь старше, ребенок усвоит «схему» случая и научится анализировать его самостоятельно.

Уважение

Это тоже сторона ответственности. Не шуметь, потому что папа спит, не кричать, потому что у бабушки болит голова. Важно вводить в сознание ребенка тот факт, что любовь и заботу, которые он получает, нужно отдавать окружающим. Этому тоже необходимо учиться.

Отношение к вещам

Ценить вещи ребенок научится только с соответствующими объяснениями. «Ты разбросал, тебе и убирать», «Бросил, сломалась? Как жаль, но больше нет денег, чтобы купить такую замечательную игрушку». Шаг за шагом кроха поймет, что от его аккуратности зависит то, что находится в его «хозяйствовании». Опрятность личной «зоны» (комнаты, уголка и т. д.), чисто‑ та окружающей среды – важное правило, которое малыш должен уяснить с детства. Фантики от конфет, сломанные лопатки, пакетики – всему этому место в мусорном ведре, а не на земле; игрушки – на полках, вещи – на стуле или в комоде.

Ответственность за слово

Это тоже очень важно! Наверняка вам встречались люди, которые не спешат выполнять свои обещания. Сказал – и забыл, подумаешь, великое дело! С такими персонажами лучше вообще не иметь дело. Но есть и другие – для них слово приравнивается к действию и данное обещание – это практически уже выполненная просьба. Человек, который держит свое слово, вызывает уважение у всех. Ему можно доверять. Сказано – сделано, а потому важно объяснить малышу, что к обещаниям нужно подходить очень ответственно.

Налаживаем механизм

• Шаг 1. Самостоятельные решения

С самого раннего возраста полезно ставить ребенка в ситуации с возможностью выбора (конечно, под личным контролем, ведь дети имеют поверхностные преставления о полезном и вредном, опасном и безопасном). Предлагая что-либо, выберите 2–3 альтернативы, которые устраивают вас по всем параметрам, и предложите ребенку сделать выбор. Например, на завтрак кашу или творог со сметаной, на улицу надеть джинсы или брючки и т. д.

• Шаг 2. Контроль

Важно не только, чтобы ребенок выполнял порученное ему дело, но и выполнял хорошо. Контроль действий крохи доказывает, что для вас действительно важно то, чем он занимается, кроме того, развивается самоконтроль.

• Шаг 3. «Рамки»

Лучше четко обозначить, что делать нельзя никогда (опасное, вредное и т. д.), чем постоянно одергивать кроху. Есть запреты категоричные (опасные для жизни: «не подходи к открытым окнам», «не суй руку в огонь» и т. д.), а есть запреты «условно  неблагоприятных  действий», удобные для родителей («не лезь в грязь – испачкаешься»). Категоричные запреты не обсуждаются, «удобные» запреты можно дать нарушить для того, чтобы малыш самостоятельно понял, к чему это приведет (например, почему нельзя лезть в лужу в ботиночках: холодно, можно простудиться). После последствий нарушения запрета стоит четко обозначить, почему произошло то, что произошло, и подвести к мысли, чем же полезен запрет.

• Шаг 4. Свобода

Все, что не запрещено – разрешено, а значит, обозначив зону «нет», будьте готовы предоставить малышу свободу действий в других областях. Это необходимо  для  формирования  личности и характера. Многие дети познают жизнь методом проб и ошибок и не воспринимают «нравоучения» родителей. Давая малышу выбор, прислушиваясь к его желаниям, будьте всегда рядом, чтобы уберечь от беды, предостеречь или вместе порадоваться успехам крохи!

• Шаг 5. Поощрения и наказания

Важно  не только  хвалить  малыша, но и иногда  вводить «штрафные  санкции». Например: «Ты не убрал свои игрушки, и мне пришлось раскладывать их по местам, теперь я так устала, что не смогу почитать тебе сказку на ночь». На простом примере ребенок поймет причинно-следственную связь, а также то, что невыполненные им дела автоматически перекладываются на другого человека. Развитие личности ребенка требует самостоятельных «важных» дел. Поэтому посильные обязанности должны быть в жизни каждого крохи. Выполненное дело приносит удовольствие, повышает самооценку и накапливает личный опыт поведения.

Игра и награда

Малыш познает мир, играя, и даже такое важное понятие как ответственность лучше усвоится в игре. Уборка – игра «кто быстрее, чище и аккуратнее»; мытье посуды – игра с водой и т. д. Сегодня родители делятся друг с другом в интернете своими находками, так, для развития самостоятельности мамы и папы рисуют малышам карточки с делами, которые нужно сделать в течение дня, и вешают на холодильник; дают малышам «плюсики», «звездочки» или «монетки», которые в конце недели можно обменять, к примеру, на сладость, и многое другое, игра и награда – прекрасный стимул для успеха «предприятия».

Не меняйте правил!

принятые однажды «нельзя» не должны меняться в зависимости от вашего настроения или ситуации. К примеру, если нельзя трогать мамину сумку, ее нельзя трогать никогда! Даже если сумка – единственное, что сейчас может отвлечь чадо, она под запретом, а значит, забудьте о ней.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Яромира
Я тоже стараюсь руководствоваться данными правилами, но не всегда получается, это касается нельзя. Хотя по поводу сумочки нашла выход у моей дочки есть своя)))
Яромира 8 января 2012 01:25 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера