Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Излить свою душу, выговориться и сделать это абсолютно анонимно

Общество


В социальной рекламе на ТВ и в газетах нередко упоминаются так называемые «номера экстренной психологической помощи», «телефоны доверия». Их задача – помочь тем, кто чувствует себя загнанным в ситуацию, из которой, кажется, совершенно нет выхода. Но излить свою душу, выговориться и сделать это абсолютно анонимно удается далеко не всем. В чем же дело? Так ли эффективны «телефоны помощи», или нет смысла звонить в поисках помощи?

0 24096

Для кого это нужно?

Конечно, основное применение такой помощи – не просто излить свою душу, выговориться и сделать это абсолютно анонимно, но снять ситуацию крайнего стресса. Когда человек решает, жить ему или умереть – такой телефон под рукой необходим.

В некоторых случаях мы сами не замечаем, как «загоняем» себя в проблему, усугубляем ее. В какой-то момент просто не хватает моральных и душевных сил сделать еще один рывок и выбраться из мрака. Именно для таких случаев предназначены так называемые телефоны доверия.

Другой вопрос – смогут ли диспетчеры (по предположению – профессиональные психологи) помочь звонящему. Ведь ему не просто нужно излить свою душу, выговориться и сделать это абсолютно анонимно – ему нужна квалифицированная помощь.

Порой от одного-двух слов человека, который принимает звонок потенциального самоубийцы (если уж называть вещи своими именами) зависит, будет человек жить, или нет. Это тяжелая, изматывающая работа. Это своеобразное хождение по лезвию, по самой грани. Еще немного – и человек сорвется. И нужно ему одновременно и посочувствовать, и дать хороший пинок, чтобы он нашел в себе силы жить, бороться, справляться.

Существование таких социальных служб – свидетельство благополучия страны и достаточной заботы о людях.

История «телефонов доверия»

Чаще всего взрослый человек предоставлен самому себе. Коллеги на работе с удовольствием обсуждают новый сериал и смакуют подробности проблем своих друзей. Родственники склонны поучать, контролировать, а не вникать в ситуацию и помогать. Размышления человека могут завести очень далеко – особенно когда он наедине с собой снова и снова «прокручивает» свою ситуацию.

Оказывается, первым, кто додумался предоставить людям возможность излить свою душу, выговориться и сделать это абсолютно анонимно, был один священник в Нью-Йорке - Гарри Уоррен. Его разбудил ночью телефонный звонок – незнакомец умолял о встрече. Но протестантский пастор ответил, что церковь открывается утром. Наутро священник узнал, что  звонивший покончил с жизнью. Потрясенный священник сразу же дал объявление: "До того как решиться уйти из жизни, позвоните мне - в любое время суток".

Телефонная «эстафета» проходила медленно – лишь в середине 50-х гг. в Англии еще один священник создал подобную службу.

Условия существования «службы доверия»

Сейчас существует множество телефонов доверия. Как правило, они специализированны – по одним номерам предлагают излить свою душу, выговориться и сделать это абсолютно анонимно подросткам, по другим – жертвам насилия, и так далее.

Но базовые принципы существования «телефона доверия» неизменны.

Во-первых, работают консультанты – как профессиональные психологи, так и добровольцы, прошедшие серьезное обучение.

Во-вторых, есть несколько правил:

  • анонимность (как абонента, так и консультанта),
  • конфиденциальность обращения,
  • толерантность (некритичность, отсутствие осуждения),
  • возможность управления разговором – прервать его могут и абонент, и консультирующий.

Безопасность «телефона доверия»

Сделать звонок анонимным – обязательное правило. Называть себя не обязательно, как и передавать личные данные. Подходят и псевдонимы, и клички. А телефонный номер, несмотря на современные технологии АОН, не фиксируется. Это требование не столько комфорта, сколько безопасности.

Содержание беседы не позволяется записывать каким-либо образом или передавать сведения третьей стороне – даже возраст или категорию обсуждаемой проблемы.

Один из главных постулатов «телефона доверия» - это некоторый конформизм, толерантность, некритичность. Консультант не имеет права критиковать и негативно оценивать взгляды абонента. Как ни странно, уже это позволяет эффективнее работать с проблемой.

Кто работает на «телефонах доверия»?

В прессе порой появляются материалы, опровергающие эффективность телефонов доверия. Мол, ответили не то и не так. Вспомним о правиле, по которому содержание беседы нельзя передавать третьим лицам. А заодно порассуждаем вот о чем.

Порой нам проще пообщаться с попутчиком в электричке, маршрутке, автобусе, чем со своими родными. С независимым человеком, который может высказать (а может и оставить при себе) свое мнение, проще говорить. Мы от него не зависим, и он от нас – тоже. И если кто-то захочет судить об эффективности по «правильности» анонимного общения – пусть сначала попробует описать правильность зачатия и попробовать прокомментировать происходящее между любящей парой.

Кто знает, что именно может стать «спусковым крючком» в беседе двоих – консультанта и недовольного жизнью человека? Этого не знает ни один из участников беседы, а тем более – сторонние наблюдатели. А значит, пытаться вмешиваться в этот процесс бесполезно и бессмысленно.

Примеры телефонов доверия в России

  • телефоны доверия ВИЧ/СПИД (Москва);
  • телефон доверия гомосексуалистов, лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов (Москва);
  • психологический телефон доверия (Москва);

и другие.

С этой статьёй читают

Чуть рекламки ;) Коммент. (1) Новое на форуме

Диана
никто тебя так не выслушает и не поддержит, как те, кому ты не безразличен, родители, родственники и просто друзья
Диана 25 июля 2015 20:31 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера